Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru  
Статья: «Основа творческого мышления» 
Автор: д.п.н. Дронова Татьяна Александровна 
NSA 001                                                                Октябрь 2020

 Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Дронова Т.А.. Основа творческого мышления // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №1 (октябрь). – SNA 001 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/arkhiv-nomerov/28-sna/18-nsa-001-osnova-tvorcheskogo-myshleniya

Т.А. Дронова 

Основа творческого мышления

Ключевые слова: мозг, интеллект, творчество.

Аннотация: генезис творческого мышления рассматривается с точки зрения трех основных частей мозга: неокортекса, лимбической системы и ствола.

 Основой творческого мышления является мозг, единственный высокоорганизованный орган, способный исследовать сам себя.

В здоровом теле нормально функционирующий мозг, получая стимулы из окружающей среды, способен сохранять активность и нормальные реакции на протяжении значительно более ста лет. Нормально функционирующий мозг – это мозг, находящийся в состоянии творческого горения.

Выдающийся французский  философ  ХХ века Анри Бергсон считал, что творчество как непрерывное создание нового составляет сущность жизни, которая есть поток творческого формирования, проходящий через человека, жизненный порыв («elan vital»); нечто первичное, подлинная и первоначальная реальность, проникнуть в суть которой может только интуиция.

Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru  
Статья: «Аксиома безопасности жизнедеятельности и креативность» 
Автор: к.п.н. Дронов Александр Алексеевич 
NSA 002                                                                Октябрь 2020

 Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Дронов А.А.. Аксиома безопасности жизнедеятельности и креативность // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №1 (октябрь). – SNA 002. – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/arkhiv-nomerov/28-nsa/15-aksioma-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-i-kreativnost4

А.А. Дронов

АКСИОМА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И КРЕАТИВНОСТЬ

 Ключевые слова: окружающая среда, человек, креативность, безопасность.

 Аннотация: безопасность для человека реальна, если воздействие окружающей среды  на него не превышает предельно-допустимых значений возможностей и способностей человека взаимодействовать с окружающей средой.

 

Если мы развернем свиток нашей истории и посмотрим на первобытного человека, как он выживал в достаточно суровых условиях, мы сможем убедиться в первостепенном значении творчества в процессе выживания и становления человека.

Творчество присуще всем уровням бытия человека и всего живого на планете. Так как суть творчества в природе – ее обновление и изменение, с целью выживания, приспособления к влиянию окружающей среды (ОС): меняются цвет, формы, поведение животного и растительного мира. Кто не сумел приспособиться, тот вымер, как знаменитые российские туры.

Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал). URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Статья: «Эффект 25-го кадра» как фактор воспитательной среды вуза
Автор: д.п.н. Дронова Татьяна Александровна Весь материал защищен законом об авторском праве  
NSA 003                                                                                 Октябрь 2020

 Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Дронова Т.А.. «Эффект 25-го кадра» как фактор воспитательной среды вуза  // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №1 (октябрь). – SNA 004. –URL: http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/arkhiv-nomerov/28-sna/14-effekt-25-go-kadra-kak-faktor-vospitatelnoj-sredy-vuza

Т.А.Дронова

«Эффект 25-го кадра» как фактор воспитательной среды вуза

Ключевые слова: "25-й кадр", информация, мозг, фундамент образования, фактор профессионального становления специалиста.

 Аннотация: Через действующую образовательную среду проходят два потока из необходимых трех (закон Ю.Н.Куражковского): энергии и информации. Фундаментом образовательной среды является результат воздействия трех энергоинформационных составляющих образования: мудрости, идеологии и критической философии, - которые формирует преподаватель и его личность, как "эффект 25-го кадра".

 1954 год. Америка, кинотеатр в Форте Ли, Нью Джерси, демонстрируется художественный фильм и ни до, ни после – никакой  спецрекламы. Однако, после сеанса зрители усиленно начинают покупать поп-корн и кока-колу, по-новому глядя на призывные этикетки, которые раньше будто и не замечали.

 

Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Статья: «Валеология в педагогической деятельности» Автор: к.п.н. Дронов Александр Алексеевич 
NSA 004                                                                      Октябрь 2020

 Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Дронов А.А.. Валеология в педагогической деятельности  // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №1 (октябрь). – SNA 004. – URL: http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/arkhiv-nomerov/28-nsa/17-NSA-004 

А.А. Дронов

 ВАЛЕОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: валеология, воспитание, обучение, педагогическая деятелльность, способности, индивидуальная модель поведения. 

Аннотация: хорошее здоровье составляет главную ценность каждого человека. Отбор и моделирование необходимого информационного потока с целью обучения, воспитания и создания идеологии здорового, активного, долголетнего существования обучаемых выступает в качестве цели, задачи и принципа педагогического взаимодействия. Так как, чем выше интеллект индивидуума (больше энергопотенциал), тем достоверней прогноз событий, тем точнее модель поведения (выше эффективность его расходования), тем устойчивей психика, тем прочнее валеологическая составляющая нашей жизнедеятельности.

Валеология в педагогической деятельности – это организация профессиональной деятельности педагогов, осуществляющих целенаправленное и систематическое формирование человека с целью обеспечения взаимоприемлемой трансформации преобразовательных действий человека в экосистеме (природе, техносфере, биосоциальной сфере), при помощи воспитания, обучения, образования на основе комплекса связующих условий и явлений: технологий, науки, культуры и т.д.

Валеология (от лат. уа!еге = быть здоровым + -логия) - наука о здоровье, содержащая рекомендации о правильном питании, оптимальном режиме дня, трудовых, спортивных и иных нагрузках, об отношениях человека с окружающей средой и т. п. [4, с 136].

Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru  
Статья: «Размышления об универсальности человека в добре и зле» 
Автор: академик РАО, Светлана Константиновна Бондырева
академик РАО, Дмитрий Васильевич Колесов
NSA 005                                                                Ноябрь 2020

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Бондырева С.К. и др. Вочеловечение как грань педагогического творчества/ С.К.Бондырева, Д.В.Колесов //
Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №2(ноябрь). – 
SNA 005 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/tekushchij-nomer

 

Академик РАО С.К.Бондырева  С.К.Бондырева, академик РАО

Д.В.Колесов, академик РАО 

Размышления об универсальности человека в добре и зле 

  Добро и зло. Соблазн. Искушение. Обольщение... Свобода воли. Грех как проявление зла и добродетель как противостояние ему... Необходимо     понимать смысл и различать содержание этих понятий, а также уметь их использовать в оценке явлений жизни и собственного поведения. При этом источником нравственно значимой информации является опыт предков, наиболее полно воплощенный в текстах религиозной направленности. А существуют эти тексты многие века.

Любой предмет или процесс внутренне всегда поляризован: в нем скрыты две тенденции (начала), которые предполагают друг друга в качестве взаимоисключающих. Эти тенденции выражают их внутреннее (присущее самому предмету или процессу) «стремление» максимально поляризоваться. Благодаря этому любой объект имеет внутри себя напряжение, придающее в той или иной ситуации (при взаимодействии с другими предметами или процессами) определенную направленность (вектор) его активности.

Эти две тенденции для самого объекта столь же нейтральны, сколь и необходимы, они выражают саму его сущность, какой она является в силу законов природы. Два полюса магнита. Два конца у палки. И невозможно утверждать, что, к примеру, южный полюс магнита лучше, чем северный, или наоборот. Но при взаимодействии с другими объектами свойства, допустим, южного полюса могут при определенных условиях оказаться нежелательными, тогда как северного – желательными. А желательное (или желаемое) нам всегда приятнее, чем нежелательное, и всегда желаемое нами воспринимается как воплощение (проявление) добра, а нежелаемое — как воплощение зла или как безразличное. В этом проявляет себя наша субъективность, но отказаться от нее — значит отказаться от самого себя. А это человеку, как и любому живому существу, не по силам.

Таким образом, оценку эти взаимоисключающе-взаимопредполагающие тенденции, выражающие двойственность всего сущего, получают вторично, в зависимости от их соотношения с нами, нашими интересами. При этом в каждом конкретном случае одна из тенденций обычно проявляет себя более отчетливо, чем другая, т. е. объект повернут к нам то одной, то другой (противоположной) стороной.

 

Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru  
Статья: «Вочеловечение как грань педагогического творчества» 
Автор: д.п.н. Дронова Татьяна Александровна
Соавтор: аспирант Дронова Александра Владимировна 
NSA 006                                                                Ноябрь 2020

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Дронова Т.А. и др. Вочеловечение как грань педагогического творчества/ Т.А.Дронова, А.В.Дронова //
Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №2(ноябрь). – 
NSA 006 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/arkhiv-nomerov

 

Автор статьи Дронова Т.А.Т.А. Дронова, доктор педагогических наук, профессор

А.В. Дронова, аспирантка  

Вочеловечение как грань педагогического творчества

 Педагогическое творчество – процесс многогранный: аналитический, синтетический, системно-синергетический, вариативный…– перечисление граней можно продолжать и   продолжать…  Творчество не поддается конкретному количественно-качественному замеру. Оно постоянно проявляет неисследованные грани, довольно часто (если не всегда)   уже обозначенные  мыслителями в прошлом, но не привлекшие внимания. В самом творчестве как процессе глобальном, мы вряд ли сможем выделить начало, тем более конец (хотя катастрофические варианты прогнозируются). Но если мы говорим о процессе профессионального творчества, то здесь  есть начало, присутствует и конец; то, и другое вариативно, и очень личностно. А вот процесс творчества, происходящий между рубежными этапами, обусловлен профессионально, хотя и при ведущей роли личности. Поэтому педагогическое творчество отличается от творчества писательского, проектно-конструкторского, исследовательского и т.д. В нем много граней, и чем их больше, тем профессионализм выше. Одна из таких граней – вочеловечение. Подойдем к ее рассмотрению немного издалека.

Педагогический эксперимент  

В начале 50-х годов XX века профессор Тео Хебб, руководитель семинара по психологии в университете Мак-Джил в Монреале, провел эксперимент на 46 студентах[1]. Заключался эксперимент в следующем: надо было просто лежать в звуконепроницаемой камере на мягком надувном матрасе с завязанными глазами и руками в перчатках. За суточную оплату в двадцать долларов участники эксперимента добросовестно «предавались лени» – лежа в мягкой постели, в изолированном от шума, снабженном климатической установкой помещении; на глазах очки, пропускающие только мерцание рассеянного света; на руках перчатки и картонные тубы, препятствующие любому тактильному восприятию. Таким образом, подопытный оказывался полностью изолированным от света, звука, лишенным возможности разговаривать, делать какие-нибудь движения.

Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru  
Статья: «Вочеловечение как грань педагогического творчества» 
Автор: д.п.н. Дронов Александр Алексеевич 
NSA 007                                                                Декабрь2020

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Дронов А.А. Вариативное моделирование и культура безопасности жизнедеятельности/ А.А.Дронов //
Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №3(декабрь). – 
NSA 007 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/tekushchij-nomer

 

Вариативное моделирование и культура безопасности жизнедеятельностик.п.н. Дронов Александр Алексеевич

Ключевые слова: вариативность, модель, культура, БЖД, личностные качества.

Аннотация: нельзя не сказать, что наиважнейшим аспектом человеческой деятельности является имманентно присущая ей неопределенность в итогах преобразования окружающего мира. Это означает, что любая человеческая деятельность всегда связана с риском и не может быть безопасной по определению. Наиболее важной составляющей безопасности будет (опять же) уровень культуры человека и ценностные ориентиры сознания, определяющие его поведение, ибо в любом явлении среды обитания всегда присутствует творец и носитель социальных и культурных ориентиров – человек.

Безопасность жизнедеятельности – одна из главных моделей  человеческого существования от начала зарождения цивилизации и до наших времен. Однако как наука (т.е. система знаний) безопасность жизнедеятельности оформилась сравнительно недавно, в конце XX столетия. Связано это: а) со все увеличивающимися  темпами роста индустриализации; б) необходимостью  защиты не столько от непредсказуемой природы, сколько от последствий собственно человеческих открытий и изобретений; в) с психологическими проблемами, когда практически полностью исключен адаптационный период к изменениям среды обитания: имеют место частые и разрушительные природные, техногенные, антропогенные катастрофы; наводнения, землетрясения, цунами, аварии в промышленности, тут же – теракты, смена идеологии целых государств, девальвация и модификация общечеловеческих ценностей. Адаптироваться постепенно, спокойно, нарабатывая инстинкт самосохранения, некогда – надо суметь выжить.

Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru  
Статья: «Интегрально-креативный стиль мышления (ИКСМ) – основа диалектики педагогического взаимодействия» 
Автор: д.п.н. Дронова Татьяна Александровна
NSA 008                                                                Декабрь 2020

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Дронова Т.А. Интегрально-креативный стиль мышления (ИКСМ) – основа диалектики педагогического взаимодействия/ Т.А.Дронова //Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №3(декабрь). – NSA 008 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/arkhiv-nomerov

 

Интегрально-креативный стиль мышления (ИКСМ) –

основа диалектики педагогического взаимодействия

ИКСМ практика (электронный вариант)Ключевые слова: учитель, творец, ИКСМ, сознательное и бессознательное, преподаватель-воспитатель, диалектика взаимодействия. 

Аннотация: Интегральный креативный стиль мышления (ИКСМ) – это новая технология профессиональной подготовки будущих преподавателей, способствующая совершенствованию педагогического процесса интенсивным путем развития. Он разработан   как для развития личности – сложнейшей естественной системы, совмещающей в себе биологические и социальные, сознательные и бессознательные, логические и творческие подсистемы, не сводящиеся однако ни к одной из них и обладающей собственной неповторимой совокупностью системных качеств, так и для координации динамической креативности образовательного процесса.

 Человек есть феномен: и физический, и химический, и биологический, и социальный, и психологический, и космический и т.д., но мы выделяем социально-психологический, характеризующийся своей особенностью в становлении и развитии личности специалиста. Постижение природы этого развития является сложнейшей задачей, к пониманию которой приближает исследование вопроса формирования ИКСМ будущих педагогов.

Учитель как любой живой человек,  не может не быть творцом. Поэтому у него должна быть и есть своя педагогическая Вселенная, созданная по общим и его личным законам. Должна, есть, но как создана? Чаще всего вслепую, хорошо еще, если по интуиции и подсказке сердца, но ведь зачастую – по желанию (закону) другого, такого же мирянина, пребывающего рядом или находящегося свыше. Потому что хоть и четко поставлена учителю цель: быть творцом, она четко не воспринимается, а, следовательно, и не воплощается. И в то же время, вряд ли имеется в человеческом мире такой учитель, который бы не материализовал хотя бы один замысел, родившийся внутри него. Просто замыслы различны, а, следовательно, и результаты. Кроме того, само соотношение "замысел - результат" не всегда бывает прямо пропорциональным, иногда это пропорция обратная.

Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru  
Статья: «Педагогические кадры в контексте национальной безопасности страны» 
Авторы: д.п.н. Михайловский Виктор Григорьевич
д.п.н. Солодова Евгения Александровна
NSA 009                                                                Январь 2021

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Михайловский В.Г., Солодова Е.А. Педагогические кадры в контексте национальной  безопасности страны //
Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2021. – №4 (январь). –
NSA 009 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/arkhiv-nomerov

 Михайловский В.Г., Солодова Е.А., Москва 

Педагогические кадры в контексте национальной

безопасности страны

 Образовательная стратегия сегодня

Михайловский Виктор Григорьевич – Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор

 

Приоритетность образовательной стратегии сегодня должна рассматриваться как необходимое условие национальной безопасности общества. Система образования обеспечивает гарантии национальной безопасности страны. В этой связи в системе образования первым и приоритетным вопросом является кадровый вопрос.

Кто сегодня идёт учиться в педагогические вузы? В подавляющем большинстве это девочки, у которых нет никаких выраженных способностей и интересов, и мальчики, которые хотят «откосить» от армии. Получается, что набор в педагогические вузы осуществляется по «остаточному» принципу. Показательно, что в 2011 году Минобрнауки сократило набор на бюджетные места «Образование и педагогика» на 2,4 тыс. человек, что составило уменьшение на 4,3% по сравнению с 2010 годом. Такое сокращение бюджетных мест должно повлечь за собой повышение конкурса в педагогические вузы и, следовательно, повышение качества образования будущих педагогов. Но конкурс – это лишь одна, и не главная, сторона проблемы качества образования. Вторая, и наиболее важная сторона, – кто будет учить будущих педагогов? Понятно, что учить будущее поколение должны не случайные в педагогике люди, а педагогически одарённые.

Итак, возникает новая проблема – проблема диагностики педагогической одарённости. Среди видов одарённости, рассматриваемых сегодня в педагогической литературе [3] и обсуждаемых на различных форумах, присутствует математическая, физическая, химическая, литературная, художественная и даже нравственная одарённость, но не стоит вопрос об одарённости педагогической. Никакого научно обоснованного подхода к подбору педагогических кадров, а, особенно, к выявлению ранней педагогической одарённости, сегодня не выработано, хотя этот вид одарённости очень специфичен. Если для выявления различных видов одарённости обычно тестируется уровень развития интеллекта или диагностируется креативность, то для выявления педагогической одарённости требуются принципиально иные подходы.

Действительно, одарённый педагог - человек, настроенный на отдачу своих знаний и души другим, а, кроме того, это – настоящий профессионал, которому есть что отдавать. Поэтому, педагогическая одарённость лежит на пересечении предметной и нравственной одарённостей, причём, по Солодова  Евгения Александровна – Заслуженный работник высшей школы, доктор педагогических наук, профессорвсей видимости, здесь первенствует нравственная одарённость.

При этом остаются открытыми такие вопросы, как возраст, в котором впервые проявляется педагогическая одарённость, ее гендерный аспект (женское большинство в общеобразовательной школе – результат преимущественно женской педагогической одарённости или результат развития социума?); содержание тестов, направленных на выявление педагогической одарённости.

Каковы качества педагогически одарённой личности? На наш взгляд, это некая целостность очень разных качеств, назовем лишь некоторые: эмпатия, открытость (готовность к риску), способность к саморазвитию и к саморефлексии, интуиция, способность к языковой презентации.

Отметим, что в настоящей статье лишь обозначается новая проблема и поэтому все намеченные в ней подходы и представления требуют дальнейших проработок и детализации. В частности, качества педагогически одаренной личности, приведенные выше, могут быть дополнены или оспорены читателями.

Педагогическая одарённость

Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru  
Статья: «Профессиональный стандарт как инструмент карьерного роста» 
Автор: Булатова Е.Н.
NSA 010                                                                Январь 2021

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Булатова Е.Н.. Профессиональный стандарт как инструмент карьерного роста //
Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2021. – №4 (январь). –
NSA 010 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/arkhiv-nomerov

Булатова Е.Н.  Нововоронеж, Россия

 Профессиональный стандарт как инструмент карьерного роста

 Ключевые слова: профессиональный стандарт, профессиональная карьера, знания, умения и навыки, обобщённые функции, трудовые функции, трудовые действия.

 Аннотация: в статье автор анализирует зависимость успешной карьеры будущего специалиста от знаний, умений, навыков, которыми он должен обладать в профессиональной деятельности. Данные требования можно удовлетворить посредством разработки и применения новых профессиональных стандартов.

С началом нового тысячелетия атомная отрасль Российской Федерации вступила в новую фазу интенсивного развития. Сегодня современному обществу требуются высококвалифицированные специалисты, готовые к реализации собственного карьерного потенциала в атомной отрасли. В связи с этим появилась необходимость пересмотра требований, предъявляемых к профессиональному сообществу энергетиков. Очевидной становится зависимость успешной карьеры будущего специалиста от знаний, умений, навыков, которыми он должен обладать, реализуя себя как профессионал. Поскольку «профессиональная карьера – это рост знаний, умений, навыков», то специалист должен достичь высокого уровня владения выбранной профессией [1]. При этом следует в тесной взаимосвязи учитывать потребности специалиста и профессионального сообщества. В свою очередь  профессиональное сообщество должно предложить специалисту ту базу знаний, которая ещё на этапе получения профессии организует профессиональную подготовку и последующее повышение квалификации соответственно требованиям к качеству труда работников.