Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Материал по теме "Очерки истории педагогики"
ГЛАВА 1. Русская школа в первой четверти XVIII в.
1.1. Общая характеристика реформ в области просвещения
ОИП 002                                                                Ноябрь 2020

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Общая характеристика реформ в области просвещения. /Очерки истории педагогики. Глава 1. // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №2 (ноябрь). – ОИП 002 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki

 

                                                 Глава  I. Русская школа в первой четверти XVIII в.

остояние образования в первой четверти XVIII века, при Петре I 1.1. Общая характеристика реформ в области просвещения 

К началу XVIII в. в политическом, экономическом и культурном раз­витии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное зем­левладение и очень слабо развивалось промышленное производство. Связи России с другими странами были крайне затруднены тем, что она не имела морских путей, не было выхода к Балтийскому и Черному мо­рям. Русская армия была отсталой в смысле организации и технической вооруженности; военно-морского флота не было. Сильно отставала Россия в развитии школьного дела и в распространении научных знаний.

Экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости. Обострение классовой борьбы, общест­венно-политическое движение XVII — начала XVIII в. требовали от Петра I принять меры к укреплению государственного устройства, уси­лению армии, проведению реформ в области экономики и культуры. Эти реформы были подготовлены всем ходом исторического развития страны, их необходимость осознавалась задолго до начала царствования Петра I. В результате преобразований правительства Петра I в Рос­сии утвердилась абсолютная монархия, были созданы современная ар­мия и военно-морской флот, экономическая политика правительства обеспечила известный рост промышленности и торговли.

Как отмечал Ф. Энгельс, Петр I был «действительно великий че­ловек... первый в полной мере оценил исключительно благоприятное для России положение в Европе. Он ясно... разглядел, наметил и начал осу­ществлять основные принципы русской политики»[1].

Отмечая прогрессивную деятельность Петра I в борьбе с отстало­стью России, нельзя забывать, что все преобразования, проводимые под его руководством, были направлены на утверждение абсолютизма и возвышение класса дворян. Эти преобразования проводились за счет трудовых масс народа, сопровождались усилением крепостного гне­та, введением новых тяжких повинностей для крестьян. Все это вызы­вало с их стороны нарастающий протест. Не случайно главной силой в восстании Кондратия Булавина были беглые крестьяне.

Стремясь покончить с отсталостью страны, Петр I действовал ре­шительно, применяя жестокие административные меры, «не останавли­ваясь перед варварскими средствами борьбы против варварства»[2]. Реформы коснулись различных сторон русской жизни. Вместо системы управления с Боярской думой и приказами были учреждены новые, бо­лее деятельные и гибкие органы управления страной — Сенат и коллегии. Сенат выполнял функции высшего правительственного учрежде­ния, а коллегии осуществляли отдельные, строго присвоенные им госу­дарственные функции на всей территории страны. Были созданы осо­бые коллегии для управления армией и флотом, иностранными делами, судом, торговлей и промышленностью. Управление городами было со­средоточено в Главном магистрате. Страна была разделена на губер­нии и провинции, на всей территории государства введено единообраз­ное административное управление. Введение новых органов управления знаменовало собой значительный шаг по пути централизации государ­ственного аппарата.

В первой четверти XVIII в. Россия вела войны с Турцией и Шве­цией. В ходе этих войн перестраивалась на новых началах армия, соз­давался флот, строились фабрики, заводы и новые города. Северная война окончилась победой России и утверждением ее на берегах Бал­тийского моря. По инициативе Петра I на Неве воздвигается город Санкт-Петербург и туда переносится столица, которая за короткий срок превращается в первоклассный военный и торговый порт, в важ­нейший центр политической и культурной жизни России. С завоеванием Прибалтики и основанием Петербурга Россия превратилась в мор­скую державу и наладила постоянные и прочные связи с европейскими государствами.

Начинается процесс быстрого развития промышленности, внутрен­ней и внешней торговли. К 1725 г. в стране имелось около 240 госу­дарственных и частных промышленных предприятий, из них на 80 наи­более крупных насчитывалось свыше 17,5 тысяч работников[3]. Наряду со строительством крупных предприятий шел быстрый рост мелкого ре­месленного и кустарного производства. Особенно успешно развивалась металлургическая промышленность. В центральной части России, Оло­нецком крае, Устюжне и на Урале было построено около 30 чугунопла­вильных, железоделательных и медных заводов. Только на этих пред­приятиях в 1725 г. было выплавлено 815 тысяч пудов чугуна. Кроме этих заводов в то время насчитывалось еще до 3 тысяч ручных горнов. По выплавке сырого металла в начале второй четверти XVIII в. Россия обогнала Англию[4]. Во много раз расширилось производство сукон, по­лотна, кожи, возникло кораблестроение. Для лучшего использования водных путей для развивающейся торговли положено начало строитель­ству каналов. Был построен Вышневолоцкий канал, соединивший Бал­тийское море с Каспийским, начаты работы по сооружению Ладожско­го обводного канала, намечено строительство Мариинской и Тихвин­ской водных систем.

Экономические и политические преобразования в стране вызвали огромную потребность в специально подготовленных людях. Государст­венные учреждения, армия, флот, промышленность, торговля нуждались в большом числе специалистов: офицерах, моряках, артиллеристах, ин­женерах, врачах, государственных служащих, ученых, учителях. В свя­зи с этим и был осуществлен ряд важных просветительных реформ.

Церковь была подчинена государству, светской власти: вместо патриаршества учрежден государственный Синод. Реформы в области просвещения, как и все другие преобразования этого времени, носили ярко выраженный сословно-классовый характер и проводились, преж­де всего, в интересах укрепления власти дворян. Петр I стремился под­нять образованность помещиков, создать квалифицированный админи­стративный аппарат, подготовить специалистов для армии и флота.

Просветительные реформы благоприятно отразились на развитии про­мышленности и торговли, способствовали развитию науки и культуры в стране. Они получили энергичную поддержку со стороны видных про­грессивных ученых и общественных деятелей того времени. Среди этих деятелей особенно выделялись Ф. С. Салтыков, Л. Ф. Магницкий, Ф. П. Поликарпов, Я- В. Брюс, Г. Г. Скорняков-Писарев, А. А. Курба­тов, Ф. Прокопович, И. Т. Посошков, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир. В России нашли поле для полезной деятельности многие иностранные специалисты, ряд из которых обрел в России себе вторую родину. В светских государственных школах и созданных позднее духовных училищах обучалась кроме русской иностранная молодежь. Среди ино­странных учащихся были, в частности, западные славяне (болгары, сер­бы и др.). Это содействовало взаимопроникновению новых педагогиче­ских идей в среду славянских народов.

Реформы в области просвещения, проведенные в первой четверти XVIII в., имели разносторонний характер.

С начала XVIII в. происходит заметное развитие отечественной нау­ки: организуется ряд крупных географических экспедиций (по изучению берегов Каспийского моря, островов Северного Ледовитого океана, Камчатки, Курильских островов), проводятся важные работы по раз­ведке полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железных, сереб­ряных, медных руд), кладется начало астрономическим наблюдениям. В это же время приступили к организации Академии наук[5], устройству первой Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, к основанию ар­хивного и музейного дела. В 1719 г. открывается Петербургская Кун­сткамера — первый в России естественноисторический музей. С 1703 г. стала издаваться первая печатная газета «Ведомости». Взамен уста­ревшего церковнославянского шрифта вводится более совершенный и доступный для изучения гражданский шрифт российского языка, на котором с 1710 г. печатаются книги светского содержания, а также вводится арабское обозначение цифр вместо буквенного.

Образование в России в XVIII векеШкольное образование

Большое прогрессивное значение имели мероприятия по органи­зации школьного образования.

   Еще в начале своей деятельности Петр I командирует несколько групп молодежи за границу для обучения кораблестроению и мореход­ному     делу. Первые две группы в количестве 50 человек были направ­лены в 1697 г. в Голландию, Англию и в Италию. В этом же году он в       составе  «великого посольства» сам уехал за границу учиться корабле­строению. Ближайший сподвижник Петра I Я. В. Брюс обучался ма­тематике у англичанина Джона Колсуна; Г. Г. Скорняков-Писарев, впоследствии преподаватель, а затем и директор Морской академии, изучал механику и «инженерное искусство» в Италии и в Берлине; пер­вый русский врач П. В. Постников обучался анатомии и медицине в Лондоне и в Италии. Практика посылки молодежи за границу для обу­чения и усовершенствования в науках продолжалась и в последующие годы. Так, в 1716 г. было командировано для учения за границу 30 юно­шей, в числе которых находились В. Н. Татищев и известный своими мемуарными записками И. И. Неплюев. Они побывали в Голландии, Италии, Испании, где изучали иностранные языки, военное и морское дело, математику, обучались фехтованию и танцам.

Однако основное внимание обращалось на организацию русских государственных светских школ, в которых бы готовились все нужные государству специалисты. Имеются сведения, что в первой половине XVIII в. открыто 133 школы[6], что составляет внушительную цифру по тому времени. Содержание образования имело ярко выраженное ре­альное направление. На первом месте было изучение математики и дру­гих наук, имевших применение в морском и военном деле, в строитель­стве, промышленности и технике. Общее образование в школах соче­талось со специальным.

Вновь открытые школы закладывали прочную основу дальнейшего развития русской школы. Было положено начало развитию специаль­ного образования: морского, артиллерийского, инженерного, медицин­ского, горнозаводского. Столичные города, Москва и Петербург, стали крупными центрами школьного образования и научной мысли.

Организованные в первой четверти XVIII в. государственные свет­ские школы были новым типом учебных заведений. Религия в них усту­пала место общеобразовательным и специальным предметам. Хотя при комплектовании государственных школ правительство особое внимание обращало на вовлечение в них прежде всего детей дворян, однако в. эти школы принимали детей и других сословий. Это давало возмож­ность получить образование более широким слоям населения и благо­приятно сказалось на формировании рядов демократической интелли­генции, из числа которой вышли многие видные деятели русского про­свещения[7].

Конечно, не все начинания царского правительства имели успех. Многие школы прекратили свое существование вскоре после их учреж­дения. Не увенчалась успехом попытка создать в стране сеть цифирных школ для обучения детей разных сословий. Принципы, на основе кото­рых работали тогда школы, во многом были несовершенными.

Школьная политика Петра I, как уже отмечалось, проводилась в интересах абсолютистского государства и возвышения класса дворян. Все средние и высшие школы поэтому предназначались в основном для образования детей господствующего класса, готовили их для занятия командных должностей в армии и государственной системе управле­ния. Школы для других сословий (солдат, матросов, мастеровых, при­казных) создавались для подготовки низшего обслуживающего персо­нала. Царское правительство самым отрицательным образом относи­лось к организации школ для крестьян, составлявших тогда основную массу населения страны. Крестьянские дети в государственные школы по существовавшим тогда правилам не принимались, детям крепост­ных крестьян доступ в школы был закрыт.

В первой четверти XVIII в. повысилась роль государства в управле­нии школьным делом. С этого времени школы находились в ведении тех высших государственных органов (приказов, а затем коллегий), для ко­торых они готовили специалистов. Государство открывало и содержало школы, комплектовало состав учащихся и разрабатывало инструкции, определявшие содержание образования и порядок учебных занятий. Оно стремилось направлять и контролировать работу и духовных школ.

При создании учебной литературы и разработке методов обучения широко использовался зарубежный опыт, в частности педагогическое наследство Яна Амоса Коменского. Особенно большую роль в его рас­пространении сыграли русские просветители и педагоги того време­ни — Л. Ф. Магницкий, Ф. Поликарпов, Ф. Прокопович, В. Н. Тати­щев и др.

 

 [1] К  Маркс и Ф   Энгельс   Сочинения, т   22, стр.   20

 [2] В   И   Ленин   Полное собрание сочинений,  т   36,  стр.   301.

[3] См.: С. Г. Струмилин. Очерки экономической истории России. М., 1960, стр. 363.

[4] См.: там же, стр. 342.

[5] Об Академии  наук,  деятельность  которой  развернулась  в  основном  после   1725  г,  см.   в  гл. Ш. (стр.  60—64).

[6] См.:   Н.  А.  Лебедев.   Исторический  взгляд  на   учреждение  училищ,   школ,   учебных  заведений   и ученых обществ... Изд. 2. СПб., 1875, стр. 57.

[7] См.:  М.  М.   Штранге.  Демократическая  интеллигенция  России  в  XVIII   веке.  М.,   1965.