Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Материал по теме "Очерки истории педагогики" ГЛАВА 1. Русская школа в первой четверти XVIII в. 1.1. Общая характеристика реформ в области просвещения ОИП 002 Ноябрь 2020 |
Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Общая характеристика реформ в области просвещения. /Очерки истории педагогики. Глава 1. // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №2 (ноябрь). – ОИП 002 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki
Глава I. Русская школа в первой четверти XVIII в.
1.1. Общая характеристика реформ в области просвещения
К началу XVIII в. в политическом, экономическом и культурном развитии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное землевладение и очень слабо развивалось промышленное производство. Связи России с другими странами были крайне затруднены тем, что она не имела морских путей, не было выхода к Балтийскому и Черному морям. Русская армия была отсталой в смысле организации и технической вооруженности; военно-морского флота не было. Сильно отставала Россия в развитии школьного дела и в распространении научных знаний.
Экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости. Обострение классовой борьбы, общественно-политическое движение XVII — начала XVIII в. требовали от Петра I принять меры к укреплению государственного устройства, усилению армии, проведению реформ в области экономики и культуры. Эти реформы были подготовлены всем ходом исторического развития страны, их необходимость осознавалась задолго до начала царствования Петра I. В результате преобразований правительства Петра I в России утвердилась абсолютная монархия, были созданы современная армия и военно-морской флот, экономическая политика правительства обеспечила известный рост промышленности и торговли.
Как отмечал Ф. Энгельс, Петр I был «действительно великий человек... первый в полной мере оценил исключительно благоприятное для России положение в Европе. Он ясно... разглядел, наметил и начал осуществлять основные принципы русской политики»[1].
Отмечая прогрессивную деятельность Петра I в борьбе с отсталостью России, нельзя забывать, что все преобразования, проводимые под его руководством, были направлены на утверждение абсолютизма и возвышение класса дворян. Эти преобразования проводились за счет трудовых масс народа, сопровождались усилением крепостного гнета, введением новых тяжких повинностей для крестьян. Все это вызывало с их стороны нарастающий протест. Не случайно главной силой в восстании Кондратия Булавина были беглые крестьяне.
Стремясь покончить с отсталостью страны, Петр I действовал решительно, применяя жестокие административные меры, «не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства»[2]. Реформы коснулись различных сторон русской жизни. Вместо системы управления с Боярской думой и приказами были учреждены новые, более деятельные и гибкие органы управления страной — Сенат и коллегии. Сенат выполнял функции высшего правительственного учреждения, а коллегии осуществляли отдельные, строго присвоенные им государственные функции на всей территории страны. Были созданы особые коллегии для управления армией и флотом, иностранными делами, судом, торговлей и промышленностью. Управление городами было сосредоточено в Главном магистрате. Страна была разделена на губернии и провинции, на всей территории государства введено единообразное административное управление. Введение новых органов управления знаменовало собой значительный шаг по пути централизации государственного аппарата.
В первой четверти XVIII в. Россия вела войны с Турцией и Швецией. В ходе этих войн перестраивалась на новых началах армия, создавался флот, строились фабрики, заводы и новые города. Северная война окончилась победой России и утверждением ее на берегах Балтийского моря. По инициативе Петра I на Неве воздвигается город Санкт-Петербург и туда переносится столица, которая за короткий срок превращается в первоклассный военный и торговый порт, в важнейший центр политической и культурной жизни России. С завоеванием Прибалтики и основанием Петербурга Россия превратилась в морскую державу и наладила постоянные и прочные связи с европейскими государствами.
Начинается процесс быстрого развития промышленности, внутренней и внешней торговли. К 1725 г. в стране имелось около 240 государственных и частных промышленных предприятий, из них на 80 наиболее крупных насчитывалось свыше 17,5 тысяч работников[3]. Наряду со строительством крупных предприятий шел быстрый рост мелкого ремесленного и кустарного производства. Особенно успешно развивалась металлургическая промышленность. В центральной части России, Олонецком крае, Устюжне и на Урале было построено около 30 чугуноплавильных, железоделательных и медных заводов. Только на этих предприятиях в 1725 г. было выплавлено 815 тысяч пудов чугуна. Кроме этих заводов в то время насчитывалось еще до 3 тысяч ручных горнов. По выплавке сырого металла в начале второй четверти XVIII в. Россия обогнала Англию[4]. Во много раз расширилось производство сукон, полотна, кожи, возникло кораблестроение. Для лучшего использования водных путей для развивающейся торговли положено начало строительству каналов. Был построен Вышневолоцкий канал, соединивший Балтийское море с Каспийским, начаты работы по сооружению Ладожского обводного канала, намечено строительство Мариинской и Тихвинской водных систем.
Экономические и политические преобразования в стране вызвали огромную потребность в специально подготовленных людях. Государственные учреждения, армия, флот, промышленность, торговля нуждались в большом числе специалистов: офицерах, моряках, артиллеристах, инженерах, врачах, государственных служащих, ученых, учителях. В связи с этим и был осуществлен ряд важных просветительных реформ.
Церковь была подчинена государству, светской власти: вместо патриаршества учрежден государственный Синод. Реформы в области просвещения, как и все другие преобразования этого времени, носили ярко выраженный сословно-классовый характер и проводились, прежде всего, в интересах укрепления власти дворян. Петр I стремился поднять образованность помещиков, создать квалифицированный административный аппарат, подготовить специалистов для армии и флота.
Просветительные реформы благоприятно отразились на развитии промышленности и торговли, способствовали развитию науки и культуры в стране. Они получили энергичную поддержку со стороны видных прогрессивных ученых и общественных деятелей того времени. Среди этих деятелей особенно выделялись Ф. С. Салтыков, Л. Ф. Магницкий, Ф. П. Поликарпов, Я- В. Брюс, Г. Г. Скорняков-Писарев, А. А. Курбатов, Ф. Прокопович, И. Т. Посошков, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир. В России нашли поле для полезной деятельности многие иностранные специалисты, ряд из которых обрел в России себе вторую родину. В светских государственных школах и созданных позднее духовных училищах обучалась кроме русской иностранная молодежь. Среди иностранных учащихся были, в частности, западные славяне (болгары, сербы и др.). Это содействовало взаимопроникновению новых педагогических идей в среду славянских народов.
Реформы в области просвещения, проведенные в первой четверти XVIII в., имели разносторонний характер.
С начала XVIII в. происходит заметное развитие отечественной науки: организуется ряд крупных географических экспедиций (по изучению берегов Каспийского моря, островов Северного Ледовитого океана, Камчатки, Курильских островов), проводятся важные работы по разведке полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железных, серебряных, медных руд), кладется начало астрономическим наблюдениям. В это же время приступили к организации Академии наук[5], устройству первой Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, к основанию архивного и музейного дела. В 1719 г. открывается Петербургская Кунсткамера — первый в России естественноисторический музей. С 1703 г. стала издаваться первая печатная газета «Ведомости». Взамен устаревшего церковнославянского шрифта вводится более совершенный и доступный для изучения гражданский шрифт российского языка, на котором с 1710 г. печатаются книги светского содержания, а также вводится арабское обозначение цифр вместо буквенного.
Школьное образование
Большое прогрессивное значение имели мероприятия по организации школьного образования.
Еще в начале своей деятельности Петр I командирует несколько групп молодежи за границу для обучения кораблестроению и мореходному делу. Первые две группы в количестве 50 человек были направлены в 1697 г. в Голландию, Англию и в Италию. В этом же году он в составе «великого посольства» сам уехал за границу учиться кораблестроению. Ближайший сподвижник Петра I Я. В. Брюс обучался математике у англичанина Джона Колсуна; Г. Г. Скорняков-Писарев, впоследствии преподаватель, а затем и директор Морской академии, изучал механику и «инженерное искусство» в Италии и в Берлине; первый русский врач П. В. Постников обучался анатомии и медицине в Лондоне и в Италии. Практика посылки молодежи за границу для обучения и усовершенствования в науках продолжалась и в последующие годы. Так, в 1716 г. было командировано для учения за границу 30 юношей, в числе которых находились В. Н. Татищев и известный своими мемуарными записками И. И. Неплюев. Они побывали в Голландии, Италии, Испании, где изучали иностранные языки, военное и морское дело, математику, обучались фехтованию и танцам.
Однако основное внимание обращалось на организацию русских государственных светских школ, в которых бы готовились все нужные государству специалисты. Имеются сведения, что в первой половине XVIII в. открыто 133 школы[6], что составляет внушительную цифру по тому времени. Содержание образования имело ярко выраженное реальное направление. На первом месте было изучение математики и других наук, имевших применение в морском и военном деле, в строительстве, промышленности и технике. Общее образование в школах сочеталось со специальным.
Вновь открытые школы закладывали прочную основу дальнейшего развития русской школы. Было положено начало развитию специального образования: морского, артиллерийского, инженерного, медицинского, горнозаводского. Столичные города, Москва и Петербург, стали крупными центрами школьного образования и научной мысли.
Организованные в первой четверти XVIII в. государственные светские школы были новым типом учебных заведений. Религия в них уступала место общеобразовательным и специальным предметам. Хотя при комплектовании государственных школ правительство особое внимание обращало на вовлечение в них прежде всего детей дворян, однако в. эти школы принимали детей и других сословий. Это давало возможность получить образование более широким слоям населения и благоприятно сказалось на формировании рядов демократической интеллигенции, из числа которой вышли многие видные деятели русского просвещения[7].
Конечно, не все начинания царского правительства имели успех. Многие школы прекратили свое существование вскоре после их учреждения. Не увенчалась успехом попытка создать в стране сеть цифирных школ для обучения детей разных сословий. Принципы, на основе которых работали тогда школы, во многом были несовершенными.
Школьная политика Петра I, как уже отмечалось, проводилась в интересах абсолютистского государства и возвышения класса дворян. Все средние и высшие школы поэтому предназначались в основном для образования детей господствующего класса, готовили их для занятия командных должностей в армии и государственной системе управления. Школы для других сословий (солдат, матросов, мастеровых, приказных) создавались для подготовки низшего обслуживающего персонала. Царское правительство самым отрицательным образом относилось к организации школ для крестьян, составлявших тогда основную массу населения страны. Крестьянские дети в государственные школы по существовавшим тогда правилам не принимались, детям крепостных крестьян доступ в школы был закрыт.
В первой четверти XVIII в. повысилась роль государства в управлении школьным делом. С этого времени школы находились в ведении тех высших государственных органов (приказов, а затем коллегий), для которых они готовили специалистов. Государство открывало и содержало школы, комплектовало состав учащихся и разрабатывало инструкции, определявшие содержание образования и порядок учебных занятий. Оно стремилось направлять и контролировать работу и духовных школ.
При создании учебной литературы и разработке методов обучения широко использовался зарубежный опыт, в частности педагогическое наследство Яна Амоса Коменского. Особенно большую роль в его распространении сыграли русские просветители и педагоги того времени — Л. Ф. Магницкий, Ф. Поликарпов, Ф. Прокопович, В. Н. Татищев и др.
[1] К Маркс и Ф Энгельс Сочинения, т 22, стр. 20
[2] В И Ленин Полное собрание сочинений, т 36, стр. 301.
[3] См.: С. Г. Струмилин. Очерки экономической истории России. М., 1960, стр. 363.
[4] См.: там же, стр. 342.
[5] Об Академии наук, деятельность которой развернулась в основном после 1725 г, см. в гл. Ш. (стр. 60—64).
[6] См.: Н. А. Лебедев. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и ученых обществ... Изд. 2. СПб., 1875, стр. 57.
[7] См.: М. М. Штранге. Демократическая интеллигенция России в XVIII веке. М., 1965.