Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru  
Статья: «Вочеловечение как грань педагогического творчества» 
Автор: д.п.н. Дронов Александр Алексеевич 
NSA 007                                                                Декабрь2020

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Дронов А.А. Вариативное моделирование и культура безопасности жизнедеятельности/ А.А.Дронов //
Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №3(декабрь). – 
NSA 007 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/tekushchij-nomer

 

Вариативное моделирование и культура безопасности жизнедеятельностик.п.н. Дронов Александр Алексеевич

Ключевые слова: вариативность, модель, культура, БЖД, личностные качества.

Аннотация: нельзя не сказать, что наиважнейшим аспектом человеческой деятельности является имманентно присущая ей неопределенность в итогах преобразования окружающего мира. Это означает, что любая человеческая деятельность всегда связана с риском и не может быть безопасной по определению. Наиболее важной составляющей безопасности будет (опять же) уровень культуры человека и ценностные ориентиры сознания, определяющие его поведение, ибо в любом явлении среды обитания всегда присутствует творец и носитель социальных и культурных ориентиров – человек.

Безопасность жизнедеятельности – одна из главных моделей  человеческого существования от начала зарождения цивилизации и до наших времен. Однако как наука (т.е. система знаний) безопасность жизнедеятельности оформилась сравнительно недавно, в конце XX столетия. Связано это: а) со все увеличивающимися  темпами роста индустриализации; б) необходимостью  защиты не столько от непредсказуемой природы, сколько от последствий собственно человеческих открытий и изобретений; в) с психологическими проблемами, когда практически полностью исключен адаптационный период к изменениям среды обитания: имеют место частые и разрушительные природные, техногенные, антропогенные катастрофы; наводнения, землетрясения, цунами, аварии в промышленности, тут же – теракты, смена идеологии целых государств, девальвация и модификация общечеловеческих ценностей. Адаптироваться постепенно, спокойно, нарабатывая инстинкт самосохранения, некогда – надо суметь выжить.

Современное общество – это общество риска,  выживанию в котором теперь обучают со школьной скамьи. Дисциплина так и называется «Безопасность жизнедеятельности» и носит комплексный характер. С одной стороны, безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии с техносферой. С другой, целью данной науки является: а) защита человека от опасностей как техногенного,  так антропогенного и естественного происхождения; б) сохранение его здоровья и создание комфортных условий жизнедеятельности вообще. Таким образом, безопасность жизнедеятельности  как наука имеет явно выраженную гуманитарную направленность, поскольку основным объектом внимания и защиты от опасностей является человек. И если сама наука находится в процессе становления, то  культура безопасности жизнедеятельности как понятие находится вообще в процессе формирования.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности 

«Культура (от лат. cultura – возделывание,   воспитание,  образование,  развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях…» гласит Педагогический энциклопедический словарь 2003 г., С–130.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности – часть общей культуры современной цивилизации. Культура как феномен многоаспектна. Она одновременно является системой моделей как процесса, так и результатов человеческой деятельности в многообразных формах ее проявления в различных сферах бытия: индивидуальной и общественной; базируется на образовании, производстве, потреблении, хранении и защите информации.  Нас интересует отдельная ее ветвь – безопасность жизнедеятельности. И в этом плане культура предстает, с одной стороны, как совокупность норм, традиций, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности, которые воспроизводит, хранит и видоизменяет субъект культуры; с другой – как создаваемая самим же субъектом, технология существования в этой культуре. Их качественную связь предопределяет не что иное, как «безопасность». То есть "безопасность" предопределяет суть внутрикультурной взаимной связи, детерминирующей условия существования человека. При этом социальный субъект как творец и носитель культуры, всегда имеет ограниченность во времени, тогда как культура простирается в бесконечность прошлого и включает в себя многовариантность будущего в зависимости от принимаемых решений и действий индивида в среде обитания.

И здесь нельзя не сказать, что наиважнейшим аспектом человеческой деятельности является имманентно присущая ей неопределенность в итогах преобразования окружающего мира. Это означает, что любая человеческая деятельность всегда связана с риском и не может быть безопасной по определению. Наиболее важной составляющей безопасности будет (опять же) уровень культуры человека и ценностные ориентиры сознания, определяющие его поведение, ибо в любом явлении среды обитания всегда присутствует творец и носитель социальных и культурных ориентиров – человек.

Разумеется, само творчество человека обусловлено естественным отбором жизнеспособного нового путем перебора большого количества промежуточных вариантов и элиминации. Однако культурная преемственность осуществляется не автоматически, для этого существует система воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития индивидуальности. Исходя из реалий последних лет, главным ориентиром в этом научном отборе должно быть безопасное существование продуктов творческой деятельности в экосистеме: природе, социуме, техносфере. Поэтому необходимо снабжать всякое творение алгоритмом участия в общем информационном потоке окружающей среды с возможностью контроля и корректировки его участия.

Таким образом, понятия «образование», «жизнедеятельность» и «культура» для человека и общества неразрывны. Поэтому, если принять во внимание, что процессы обучения, знания и деятельности взаимодетерминированы,  педагогика предстает не только как процесс транслирования знаний и воспитания человека, но и как средство вооружения обучаемых идеологией созидательной деятельности, создающей и обеспечивающей культуру существования личности в среде обитания. Следовательно, процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности – это организация педагогической деятельности по целенаправленному и систематическому формированию качеств человека, обеспечивающих коэволюционность преобразовательных действий его в экосистеме.

Вариативное моделирование

Являясь частью общей культуры безопасность жизнедеятельности как наука сама формирует свою культуру взаимодействия со средой обитания, т.е. собственные модели поведения и воспитания. Моделирование – это устоявшаяся и повсеместно принятая  методика, задачей которой является построение модели для более глубокого понимания разрабатываемого процесса или  системы. Моделирование позволяет решить сразу несколько различных задач:

– визуализировать процесс (или систему) в их текущем или желательном для исследования состоянии;

– определить структуру или поведение процесса (системы);

– получить шаблон, позволяющий затем сконструировать процесс (систему).

Преобразования последнего времени актуализировали проблему моделирования и в образовательной сфере. Обоснование стратегии развития образования, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления. Моделирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод  научного анализа и предвидения. Модель позволяет смоделировать конфликтные ситуации, вероятные при принятии решения, и способы достижения согласия, так как приемы моделирования способны облегчить задачи проектирования образовательного процесса, сделать проект обозримым. Визуализация проекта способна более четко выявить суть проблемы и ясно обозначить, в каких направлениях она может решаться, где вероятен успех, а где провал. Однако образовательно-воспитательная модель не может быть статичной как глобус (модель земного шара), она обязательно вариативна.

Вариативность – один из принципов личностно-ориентированного подхода в образовании, подразумевающий использование в процессе обучения не однотипных моделей обучения, равных для всех, а различных, зависящих и от  опыта, и от индивидуальных особенностей обучаемых, сформировавшихся в ходе приобретения этого опыта. При этом необходимо учитывать, что многофакторность, вариативность динамики образовательного развития, говорят о том, что даже самые простые процессы невозможно описать конечным числом понятий, формул или чисел. В образовательном процессе развитие явлений осуществляется не путем реализации одной из альтернатив (либо В, либо С), а путем вариативной дополнительности. Образно говоря, педагогический процесс развивается не по одной из двух или более ветвей, а по всем ветвям сразу (детерминированным прошлым, настоящим, будущим).

Исходя из этих правил, для визуализации и мониторинга формирования культуры безопасности жизнедеятельности была разработана модульно-рейтинговая модель (рис.). При ее создании выдержаны четыре основных принципа моделирования: 1. Полноты (выбор модели оказывает определяющее влияние на подход к решению проблемы и на то, как будет выглядеть это решение). 2. Детализации (каждая модель может быть воплощена с разной степенью абстрагирования). 3. Адекватности (лучшие модели те, которые ближе к реальности). 4. Независимости точек зрения (использование совокупности нескольких моделей, почти независимых друг от друга).

В соответствии с принципом первым и безопасностью жизнедеятельности человека, которая во многом зависит от интеллектуальных способностей, мы обратились к мозгу. Эволюция человека совершенствовала прежде всего кору головного мозга. Человеческие особенности головного мозга из поколения в поколение закреплялись в генетическом  фонде и передавались по наследству. То есть каждое поколение «стоит» на плечах предыдущего и представляется плечом для последующего, являя собственный интеллект, как сумму усилий всех поколений, которой пользуется каждый из нас и каждый вносит свой вклад в коллективный разум. Однако мозг – самый молодой орган у человека, обеспечивающий существование и организацию жизнедеятельности в среде обитания, и человеку необходимо учиться пользоваться им как системой, определяющей выживаемость вначале на интеллектуальном и только затем на физическом уровне, если мы Homo sapiens. «Никогда человечество не располагало столь развитым коллективным интеллектом с его способностью предвидеть результаты тех или иных усилий человечества. Вопрос лишь в том, сможет ли разумное начало справиться с инерцией биосоциальных законов, сможет ли человечество за отпущенное ему время выработать новые принципы нравственности и сделать их законами жизни» (Н.Н. Моисеев).

В результате теоретических исследований, направленных на выяснение необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности качеств, была поставлена цель –  синхронизация функций мозга. Отсюда такие параметры, как вычислительные и вербальные способности, каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический), память, которые подверглись диагностике и последующей тренировке (рис.).

 Фазы формирования КБЖД

 

Принцип, предъявляющий требования адекватности, заставил задуматься: а что же наиболее важно для жизнедеятельности в современном социуме? Отсюда и перечень таких тренируемых качеств, как креативность, ораторское мастерство, коммуникативность.

Принцип, гласящий о возможности воплощения с разной степенью абстрагирования, дал нам возможность визуализировать модель в виде многоугольника, меняющего свой вид (параметры).

Принцип, требующий независимых  точек зрения, привел нас к системному пониманию вариативного моделирования, принципу иерархичности, когда низшие уровни обусловливают высшие, сами изменяясь в зависимости от них. Таким образом определились четыре фазы (модуля) развития, не копирующие, а дополняющие друг друга.

Фазы формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Конечно, каждый индивид проходит фазы соответственно собственному уровню развития, однако им присущи некоторые общие качества, в связи с которыми они и получили свои названия.

Первая фаза (стихийно-адаптационная): неуверенность, низкая психологическая устойчивость. Окружающая среда воспринимается как сфера приложения сил, не  поддающаяся пониманию и контролю; выбор не осознается, происходит методом проб и ошибок, случайность играет большую роль.

Вторая фаза (стимульноформирующая): еще присутствует упрощенное понимание собственной роли в организации окружающей среды (как правило, только в качестве источника потребления); склонность к копированию чужих стилей жизнедеятельности (некритическое, по образцам и шаблонам).

Третья фаза (мотивационно-потребностная): уже создается обратная связь между знаниями, убеждениями и верой в достижение цели; формируется и формулируется  собственная система взглядов и соответствующего ей поведения; научные концепции и педагогические технологии используются не в "чистом" виде, а интерпретируются в свете конкретного опыта и личных интересов.

Четвертая фаза (самоактуализации): характеризуется достаточно устойчивым мировоззрением, высокой интеллектуальной активностью, способностью учитывать последствия принимаемых решений и прогнозировать возможные изменения проблемной ситуации, предполагает максимальное использование потенциала человека.

В заключение можно сказать, что предлагаемая модульно-рейтинговая модель применима не только к процессу формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Она способна дополнить любое проектное начинание исследователя, педагога, так как дает возможность комплексного использования и одновременно – формирования знаний, умений, навыков. Сознательно сформированные качества личности во многом меняют мировоззренческие установки, способствуя выработке нравственного императива в коэволюционном русле развития, обеспечивающем взаимоприемлемые изменения элементов в экосистеме.