Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал). URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Статья: «Эффект 25-го кадра» как фактор воспитательной среды вуза
Автор: д.п.н. Дронова Татьяна Александровна Весь материал защищен законом об авторском праве  
NSA 003                                                                                 Октябрь 2020

 Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Дронова Т.А.. «Эффект 25-го кадра» как фактор воспитательной среды вуза  // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №1 (октябрь). – SNA 004. –URL: http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/arkhiv-nomerov/28-sna/14-effekt-25-go-kadra-kak-faktor-vospitatelnoj-sredy-vuza

Т.А.Дронова

«Эффект 25-го кадра» как фактор воспитательной среды вуза

Ключевые слова: "25-й кадр", информация, мозг, фундамент образования, фактор профессионального становления специалиста.

 Аннотация: Через действующую образовательную среду проходят два потока из необходимых трех (закон Ю.Н.Куражковского): энергии и информации. Фундаментом образовательной среды является результат воздействия трех энергоинформационных составляющих образования: мудрости, идеологии и критической философии, - которые формирует преподаватель и его личность, как "эффект 25-го кадра".

 1954 год. Америка, кинотеатр в Форте Ли, Нью Джерси, демонстрируется художественный фильм и ни до, ни после – никакой  спецрекламы. Однако, после сеанса зрители усиленно начинают покупать поп-корн и кока-колу, по-новому глядя на призывные этикетки, которые раньше будто и не замечали.

25 кадр

Оказывается, в качестве эксперимента между кадрами фильмов были размещены краткие рекламные объявления. В течение полутора месяцев такие призывы, как  "Голоден? Ешь попкорн!" или "Пейте кока-колу!" должны были вспыхивать на экране на 40 миллисекунд, что гораздо меньше времени, необходимого для того, чтобы зрители, сидящие в зале, смогли их прочесть. В период эксперимента продажа попкорна увеличилась на 57,7%, а кока-колы – на 18,1%. Сам эксперимент получил название "эффект 25 кадра".

Дело в том, что кинолента движется прерывисто, со скоростью 24 кадра в секунду, эта скорость создает эффект воспринимаемого глазом образа. Один кадрик не воспринимается, сознание просто не улавливает его. Но подсознание вбирает информацию в тысячи раз большую, чем способно обработать сознание. И зачастую эффект подсознательной информации гораздо сильнее, чем осознанной.

Простая фраза "Голоден? Ешь попкорн!" вряд ли произвела бы впечатление на аудиторию, если бы она была показана на экране в течение обычных 3 секунд или более. Скорей всего, зрители бы о ней забыли, она просто бы растворилась в последующих художественных образах фильма. Но, обойдя сознание, она стала весома и зазвучала убедительно.

Возможности внимания (а, следовательно, и сознания) ограничены. Через "бутылочное горлышко внимания", как иногда называют этот процесс, способно проникнуть не более 126 бит информации в секунду.  Это то, что в среднем способен воспринять человеческий мозг. Из них: для понимания собеседника требуется примерно 40 бит внимания, остальные 86 приходятся на наблюдение за мимикой лица говорящего и на размышления об услышанном.

И тем не менее наш мозг ежесекундно захлестывает информация, по объему намного превышающая пресловутые 126 бит. Эксперименты показали, что сетчатка глаза человека чувствительна даже к единичным фотонам, а обоняние реагирует на каждую молекулу. Такие микроскопические фрагменты восприятия окружающего мира поступают в мозг непрерывно, но подавляются, прежде чем мы успеваем их осознать.

Что же происходит с подавляемой информацией? Вопреки здравому смыслу, она не утрачивается и не разрушается. Фактически, как показали последние исследования, человеческая память способна сохранять почти 100 процентов поступающей информации. Потенциально мы способны запомнить все. Но сознательно поступающая информация фильтруется, а подсознательная нет. А "Неявное, неосознаваемое играет первостепенную роль во всей нашей жизнедеятельности, но педагоги и родители слишком часто по отношению к ребенку (да и вообще люди по отношению друг к другу) ведут себя так, как будто всю нашу психическую жизнь определяет сознание, как будто достаточно толково объяснить, что красть нехорошо, а курить и пить вредно, чтобы поведение человека сразу изменилось к лучшему". (Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. Введение в философию образования, стр.49).

Если с этого ракурса посмотреть на работу преподавателя вуза, то получается, что подготовленная им лекция, продуманная и сознательно выстроенная – это те самые 24 кадра, рассчитанные на сознательное восприятие их студентом. Но "25 кадр" работает неумолимо. Где он?

25 кадр, образовательная среда и личность преподавателя

25 кадром здесь выступает сама образовательная среда и личность преподавателя.

Среда – это субстанция, окружающая человека в данный момент и обусловленная совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека.

Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой направлена на решение, как минимум, двух основных задач:

- обеспечение своих потребностей в качествах данной среды;

- создание и использование защиты от негативных воздействий среды.

В системе "человек – среда обитания" происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходит в соответствии с законом сохранения жизни Ю.Н.Куражковского: "Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации".

Общее образование человека неразрывно связано с окружающей его средой обитания. С этой точки зрения воспитательной средой становится все  окружение: семья, та социальная прослойка, которая является средой обитания семьи, улица, друзья и т.д. Все это взаимодействует, пересекается и, объединяясь в индивидууме, приносится в образовательную среду, во главе которой стоит преподаватель и которая имеет отличие от всех вышеперечисленных прежде всего в том, что именной ей отводится определяющая роль в становлении и воспитании личности.

Если по данным ЮНЕСКО критериями качества образовательной среды признаны стать Красота, Истина, Справедливость, то этот Истинно-Красивый образ Справедливости должен нести собой Учитель. Потому что только один из трех: критерий Красоты – может иметь, как духовное, так и  материальное воплощение (образовательная среда, внешне выстроенная по образу декораций, подчеркивающих главную идею, которую необходимо донести до воспринимающих ее душ и умов, конечно, фактор, по силе воздействия, неоспоримый и необходимый). Но еще большей силой обладает  духовный облик самого учителя. Истина же и справедливость имеют только духовное воплощение, которое в сознании ученика неразрывно связывается с обликом учителя.

Фундамент образования

Но в каждой из сред обитания личности свои критерии Красоты, Истины и Справедливости, которые тоже являются тем самым 25 кадром, который может увести за собой. Чей "25" окажется ближе или сильнее? Что из всего окружающего станет ведущей силой в воспитании личности? Критерии какой среды выберет становящаяся личность для своего профессионального роста? Несомненно, главная роль отводится тому, кто выбрал дело воспитания своей непосредственной профессией.

Ведь через действующую образовательную среду проходят два потока из необходимых трех (закон Ю.Н.Куражковского): энергии и информации, которые зависят от личности преподавателя и состояния образовательной среды, фундаментом которой является площадь пересечения трех энергоинформационных составляющих образования: мудрости, идеологии и критической философии (рис.)

  Мудрость      Критическая философия     ИдеологияФундамент образования     Фундамент образования        

                                  

Конечно, объекты, с которыми имеет дело образование, не однозначны, все они представляют собой сложные – живые и социальные – системы. Характерные особенности системы образования и способ ее существования в обществе в большой мере определяются государственным устройством и приоритетами данной страны. Некоторые страны (в частности, Голландия) тратят на образование больше трети национального бюджета, что позволяет им создать в высшей степени разнообразную и современную систему образования.

Поэтому Платон, составляя свою первую полную образовательную систему, рассматривал  идеальное воспитание в идеальном государстве. Так как сама государство с его целями и потребностями является могучим воспитателем независимо от того, проводит ли оно специальные воспитательные мероприятия  или просто занимается своими государственными проблемами: его отношение к воспитанию и является воспитанием.

Если же говорить о факторе профессионального становления специалиста применительно к образовательной среде, то личное отношение педагога к свой профессии – и есть тот самый 25 кадр, точечное прикосновение которого имеет колоссальный воспитательный эффект. Ни за каким внешним материалом не скрыть личностного отношения к профессии. Оно идет от подсознания к подсознанию, минуя барьеры сознания. И подсознательное отношение к своей будущей профессии может сформироваться у становящейся личности  задолго до того, как  она выработает это для себя на уровне сознательном.

Воспитательная среда – это среда духовного питания, каковы семена, таковы и плоды.

 Список использованной литературы:

1 Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И.Введение в философию образования. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224с.

2.Школа выживания (Обеспечение безопасности жизнедеятельности). Учебник для учащихся школ и колледжей. "Феникс", Ростов-на-Дону, 1996г.С.- 636.

3.Gary K. Clabaugh, Edward D. Rozycki. Understanding Schools: The Foundations of Education. 1990 by Harper Row, Publishers, Jnc., New York, 655 p. – р. 550-653.