Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru  
Статья: «Аксиома безопасности жизнедеятельности и креативность» 
Автор: к.п.н. Дронов Александр Алексеевич 
NSA 002                                                                Октябрь 2020

 Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Дронов А.А.. Аксиома безопасности жизнедеятельности и креативность // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №1 (октябрь). – SNA 002. – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/arkhiv-nomerov/28-nsa/15-aksioma-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-i-kreativnost4

А.А. Дронов

АКСИОМА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И КРЕАТИВНОСТЬ

 Ключевые слова: окружающая среда, человек, креативность, безопасность.

 Аннотация: безопасность для человека реальна, если воздействие окружающей среды  на него не превышает предельно-допустимых значений возможностей и способностей человека взаимодействовать с окружающей средой.

 

Если мы развернем свиток нашей истории и посмотрим на первобытного человека, как он выживал в достаточно суровых условиях, мы сможем убедиться в первостепенном значении творчества в процессе выживания и становления человека.

Творчество присуще всем уровням бытия человека и всего живого на планете. Так как суть творчества в природе – ее обновление и изменение, с целью выживания, приспособления к влиянию окружающей среды (ОС): меняются цвет, формы, поведение животного и растительного мира. Кто не сумел приспособиться, тот вымер, как знаменитые российские туры.

Для человека опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в окружающей среде превышают пороговые значения!!!

В настоящее время окружающая нас среда включает в себя природные, техногенные и биолого-социальные факторы, то есть её воздействие на человека можно представить в виде суммарного восприятия им: а) единого поля природы, как естественной основы всей жизни на Земле; б) техносферы, как неотъемлемого условия обитания человека и его жизнедеятельности; в) биолого-социальной сферы, в виде результата взаимодействия человека с социумом, животным и растительным миром. Причем они действуют на человека одновременно и постоянно. И их нам также одновременно и постоянно приходиться воспринимать, перерабатывать и реализовывать в виде предпринимаемых действий, организации жизненного опыта, ответных реакций организма, формирования своего поведения, своих рефлексов, инстинктов и т.д. (рис.1).

 

 Взаимодействие человека с ОС и безопасность

  Однако, безопасная жизнедеятельность лежит в рамках комфортного состояния человека. Другого просто не может быть, так как любое дискомфортное состояние может вызвать и вызывает прямое или косвенное, немедленное или отдаленное, нарушение здоровья человека, его деятельности во всех сферах: работа (учеба), быт, отдых. При этом пороговые или предельно допустимые значения воздействия окружающей среды устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и окружающей среды. 

Следовательно, можно сделать вывод, что комфортное, безопасное, взаимодействие человека с окружающей средой лежит в каких-то пределах, а эти пределы, "пороговые значения", определяются потоками вещества, энергии и информации (согласно закона Куражковского) естественного (природного), техногенного и биолого-социального характера, а так же потенциальными и реальными возможностями человека, его интеллектуальным уровнем развития, духовными, физическими, психологическими, материальными данными, положением в социуме и пр. При этом соблюдение предельно допустимых значений потоков создает не только безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве, но и исключает негативное влияние техносферы на природную среду.

Аксиома безопасности человека

Или, несколько перефразируя аксиому: безопасность для человека реальна, если воздействие окружающей среды  на него не превышает предельно-допустимых значений, с учетом их комплексного воздействия, возможностей и способностей индивида воспринимать, перерабатывать и реализовывать эти потоки.

То есть, эволюционный процесс человечества заключался и заключается в расширении рамок, допустимых пороговых значений потоков вещества, энергии и информации взаимодействия с окружающей средой: развивая науку, модернизируя и изобретая технику, строя отношения в социальной и природной сферах, расширяя свои физические и интеллектуальные данные, используя изначально данную способность творить.

Выдающийся французский  философ  ХХ века, представитель философии жизни,  Анри Бергсон рассматривая творческую эволюцию природы, включая и человека с его наработанным интеллектом и наследуемым инстинктом считал, что творчество как непрерывное создание нового составляет сущность жизни, которая есть поток творческого формирования, проходящий через человека, жизненный порыв, которому подчиняются все живые существа на Земле.

Творчество способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур. Это переход от хаоса к порядку и трактуется в контексте анти-энтропийного потенциала Вселенной.

В истории философии к субъектам творчества относили Бога (Платон, Гегель, Бердяев…), Природу (Эпикур, Спиноза, Бергсон…), Человека (Гельвеций, Маркс, Сартр…).

У живых организмов творчество выступает в форме их приспособления к изменениям окружающей среды, в том числе на уровне качественной корректировки поведенческих сценариев. В то же время, как только человек превратился в мыслящее существо творчество человека необходимо рассматривать как способ (путь) превращения потенциальных возможностей, заложенных в нас природой, в индивидуальные способности. Тогда напрашивается вывод, что альтернативы творчеству нет, как нет альтернативы двигательной активности для развития физических кондиций. Расширяя свои способности, мы раздвигаем область допустимых пороговых значений личного комфортного состояния. 

Творчество человека и безопасное существование продуктов творчества в экосистеме 

Однако, творчество человека обусловлено естественным отбором жизнеспособного нового – путем перебора большого количества промежуточных вариантов, а также сопряженная с этими процессами критика и элиминация неудачного. Поэтому человеку необходимо решать не только «Что делать?», но и «Как делать?». Так как необходимо не только расширять пределы возможного взаимодействия с ОС, но и обеспечить вхождение нововведений в общий поток вещества, энергии и информации ОС, иначе, отторжение нововведений общим потоком, неизбежно повлечет за собой негативные последствия для всей экосистемы и для каждого из нас в частности. В связи с этим выживание человечества лежит только в коэволюционном русле, обеспечивающем взаимоприемлемые изменения элементов в целостной системе.

Человек должен уметь не только творить, но и обеспечивать безопасное существование продуктов творчества в экосистеме: природе, социуме, техносфере, – это и есть следующая необходимость для человека, которой необходимо учиться и которую надо воспитывать в себе. Только творение способное к самотворчеству не нуждается в управлении им. Все остальное необходимо снабжать алгоритмом участия в общем потоке вещества, энергии, информации ОС, с возможностью контроля и корректировки движения.

За последний период научно-технической революции разрыв между объемом накопленных знаний и масштабами научно-исследовательских работ, с одной стороны, и обеспечением уровня безопасности существования человека – с другой, вышел за пределы каких-либо оценок. Пути безопасной жизнедеятельности и науки разошлись. На первое место выходят не объем сведений и полнота усвоения учебного материала, а способность вступать в интеллектуальное, информационное, общественно-политическое, энергетическое и другие взаимодействия с ОС. В связи с этим рассматривая проблемы творчества в контексте идеи "глобальной креативности", в рамках признания онтологического статуса креативных процессов (на основании синергетической парадигмы), и полагая деятельность человека определенной стадией глобальных телеологических процессов, нам необходимо идею воплотить в реальность и понимать креативность человека, как  стиль мышления обеспечивающий ему управление потоками вещества, энергии и информации и вариативность управления движением потоками, используя собственные творческие начала. И только креативный стиль мышления, в концепции планетарного мышления, может обеспечить коэволюционный путь развития экосистем: природы, социума, техносферы, что обеспечит достаточный уровень безопасного существования человека.

 

Библиографический список:

  1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов средних спец. учеб. заведений / С.В. Белов [и др.]. – М.: Высш. шк., 2002. – 357 с.
  2. Мистрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник для студентов высш. уч. зав./Б.С. Мастрюков. – М.:Изд.центр "Академия", 2003. – 336 с.
  3. Россия: стратегия развития в ХХI веке: Ч.1. Отв. Ред. О.Л.Кузнецов. – М.: Издательский дом “Ноосфера”, 1997.
  4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.