Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание |
Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Дронова Т.А.. Основа творческого мышления // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №1 (октябрь). – SNA 001 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/arkhiv-nomerov/28-sna/18-nsa-001-osnova-tvorcheskogo-myshleniya
Т.А. Дронова
Основа творческого мышления
Ключевые слова: мозг, интеллект, творчество.
Аннотация: генезис творческого мышления рассматривается с точки зрения трех основных частей мозга: неокортекса, лимбической системы и ствола.
Основой творческого мышления является мозг, единственный высокоорганизованный орган, способный исследовать сам себя.
В здоровом теле нормально функционирующий мозг, получая стимулы из окружающей среды, способен сохранять активность и нормальные реакции на протяжении значительно более ста лет. Нормально функционирующий мозг – это мозг, находящийся в состоянии творческого горения.
Выдающийся французский философ ХХ века Анри Бергсон считал, что творчество как непрерывное создание нового составляет сущность жизни, которая есть поток творческого формирования, проходящий через человека, жизненный порыв («elan vital»); нечто первичное, подлинная и первоначальная реальность, проникнуть в суть которой может только интуиция.
Мозг - лаборатория творчества
И формируется эта реальность в мозге. Мозг, как лабораторию творчества можно рассматривать с точки зрения работы полушарий (правый мозг и левый мозг), с точки зрения глиальных связей (мозг человека содержит миллиарды нервных клеток, или нейронов, которые способны взаимодействовать с другими клетками посредством отростков, называемых дендритами), с точки зрения его трех основных частей (неокортекса, лимбической системы и ствола).
Рассмотрим генезис творческого мышления именно с точки зрения трех его основных частей. Первым получил развитие в ходе эволюции ствол мозга, или рептильный мозг. Эта область мозга отвечает за сенсорно-моторные функции (т.е. работу наших пяти органов чувств), здесь располагается инстинкт выживания, здесь и стремление к продолжению рода.
Далее идет лимбическая система, или мозг млекопитающего. Здесь обитают наши чувства и эмоции, наша память, биоритмы, иммунная система.
Далее идет неокортекс, или мозг мыслящий. Здесь наше церебральное мышление, наша способность к рассуждению, целесообразному поведению, наш язык и высший интеллект.
Располагаются они так: вторая часть окружает общую с рептилиями часть мозга, неокортекс находится сверху и по сторонам лимбической системы. Кроме того, каждый отдел обладает собственной нейроструктурой и отвечает за конкретный набор выполняемых функций. Развивался каждый из трех отделов на различных этапах эволюции человека, характеризуясь определенным видом и качеством творчества. Первым получил развитие ствол мозга, а последним развился (развивается и сейчас) неокортекс.
С точки зрения этих трех отделов можно рассмотреть любое произведение искусства и любую творческую деятельность. В том числе педагогическую и ученическую.
Рептильный мозг – это «мудрость крокодилов». Это власть инстинкта, который, в отличие от интеллекта, наследуется и довольно серьезно закрепляется, переходя из поколения в поколение. В основном, он направлен на решение одной не варьируемой проблемы – телесное приспособление к окружающей среде.
Это творчество эгоизма и эгоцентризма: только я, после меня хоть потоп.
Что такое – педагог-приспособленец?
Это человек, который во главу угла ставит свое личное выживание, а не проблему образования или отдельно взятого ученика. Об альтруизме здесь не может быть и речи. Как правило, дети не воспринимают таких педагогов, они интуитивно чувствуют, что он их «использует» в своих целях, а не отдает им себя. Что такое – ученик-приспособленец? Это индивид, решающий свою проблему за счет всех, кто оказался рядом. Нужно ли ему образование? Может быть. А если нет? Пробиться к нему сквозь тьму инстинкта может только очень сильная, одухотворенная и одаренная личность. Здесь педагогу бывает очень трудно.
К тому же, если рептильный мозг проявляет доминирующую активность, человек вообще теряет способность мыслить на верхних уровнях. О каких высших идеалах можно говорить с таким человеком? Как научить жить в обществе? Здесь нужен целый комплекс педагогических методов и приемов, которыми должен владеть учитель.
А возвращаясь к творчеству педагогу, надо сказать, что гуманное педагогическое творчество никогда не строится на основе рептильного столба.
И то, что целая страна чуть ли не на два десятилетия вынуждена решать только вопросы своего физического выживания, отбросило народ этой страны далеко назад в его творческом развитии. Тем более что и без того, даже у самых высокодуховных представителей рода человеческого рептильный мозг развит довольно сильно. Именно за счет него человек получает 55% информации из окружающего мира.
Если же говорить об иерархии человеческих способностей, то рептильный мозг – это явно выраженные задатки, т.е. врожденные анатомо-физиологические особенности, составляющие природную основу развития способностей.
Окружает рептильный мозг невероятно сложная лимбическая система, или мозг млекопитающих. Именно она отвечает за способность к обучению и память. Великолепно, если она хорошо развита и у педагога и у ученика. А тот факт, что это компонент мозга, управляющий эмоциями, контролирует также и все телесные функции, объясняет непосредственное влияние эмоций на здоровье. Лимбическая система – своего рода центральный пульт управления, использующий в качестве входных сигналов информацию от пяти органов чувств, которые она обрабатывает и анализирует, притом не один раз, а тысячи. Именно она формирует сложный цельный образ окружающего мира, распределяя затем эту информацию в мыслящей части мозга, неокортексе.
Лимбическая система – это зона, где инстинкт переходит в интеллект. Это зона поэтического творчества.
Здесь формируются наши модальности и ведущая из них. Здесь располагаются способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного осуществления той или иной продуктивной деятельности.
38% информации человек получает за счет лимбической системы.
Неокортекс располагается сверху и с боков лимбической системы, его масса составляет около 80% всего вещества мозга. Это средоточие интеллекта. Это рассуждение, речевые функции, это центр высшей умственной деятельности вида.
Здесь формируется наша доминантность мышления, которой, как и модальностью, мы можем управлять. И здесь творчество переходит в сотворение.
Интеллект
Интеллект (в отличие от инстинкта) – это способность создавать и применять неорганические инструменты. И если наследуемый инстинкт действует через естественные органы и обращен конкретно к вещам, то ненаследуемый интеллект ориентированный на продуцирование искусственных орудий, интересуется отношениями мира. Интеллект, осознавая связи вещей, оперирует формами и понятиями, стремясь моделировать будущее. Здесь, как и на уровне лимбической системы, мы можем говорить о таланте – совокупности способностей, позволяющей получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
Неокортекс - самый поздний из трех уровней этап человеческого творчества. Гениальности без него не обойтись. Однако, за счет неокортекса человек получает всего 7% информации.
Рассматривая творческую работу мозга, можно сделать вывод, что там, где большую роль играет лимбическая система – это искусство, где же большая роль отводится неокортексу – это наука, а там, где доминирует рептильный мозг – это приспособленчество ради собственного выживания. Но все это – виды и уровни творчества.
И само творчество можно рассматривать как выбор уровня: иногда неокортекс подчиняют стволу или лимбической системе, иногда ствол и лимбическую систему – неокортексу; что победит – таково и творчество.
Поэтому, когда мы говорим о разуме, то имеем в виду все три уровня, три составных части мозга, а когда говорим об интеллекте, то имеем в виду неокортекс.
Человеческий разум – это и есть мудрость, в которой заключена интуиция.
Список использованной литературы:
1 Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И.Введение в философию образования. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224с.
2.Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.; Политиздат,1985. – 431с.
3.Философский энциклопедический словарь. – М.:ИНФРА-М,2003. – 576с.