Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru  
Статья: «Педагогические кадры в контексте национальной безопасности страны» 
Авторы: д.п.н. Михайловский Виктор Григорьевич
д.п.н. Солодова Евгения Александровна
NSA 009                                                                Январь 2021

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Михайловский В.Г., Солодова Е.А. Педагогические кадры в контексте национальной  безопасности страны //
Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2021. – №4 (январь). –
NSA 009 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/arkhiv-nomerov

 Михайловский В.Г., Солодова Е.А., Москва 

Педагогические кадры в контексте национальной

безопасности страны

 Образовательная стратегия сегодня

Михайловский Виктор Григорьевич – Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор

 

Приоритетность образовательной стратегии сегодня должна рассматриваться как необходимое условие национальной безопасности общества. Система образования обеспечивает гарантии национальной безопасности страны. В этой связи в системе образования первым и приоритетным вопросом является кадровый вопрос.

Кто сегодня идёт учиться в педагогические вузы? В подавляющем большинстве это девочки, у которых нет никаких выраженных способностей и интересов, и мальчики, которые хотят «откосить» от армии. Получается, что набор в педагогические вузы осуществляется по «остаточному» принципу. Показательно, что в 2011 году Минобрнауки сократило набор на бюджетные места «Образование и педагогика» на 2,4 тыс. человек, что составило уменьшение на 4,3% по сравнению с 2010 годом. Такое сокращение бюджетных мест должно повлечь за собой повышение конкурса в педагогические вузы и, следовательно, повышение качества образования будущих педагогов. Но конкурс – это лишь одна, и не главная, сторона проблемы качества образования. Вторая, и наиболее важная сторона, – кто будет учить будущих педагогов? Понятно, что учить будущее поколение должны не случайные в педагогике люди, а педагогически одарённые.

Итак, возникает новая проблема – проблема диагностики педагогической одарённости. Среди видов одарённости, рассматриваемых сегодня в педагогической литературе [3] и обсуждаемых на различных форумах, присутствует математическая, физическая, химическая, литературная, художественная и даже нравственная одарённость, но не стоит вопрос об одарённости педагогической. Никакого научно обоснованного подхода к подбору педагогических кадров, а, особенно, к выявлению ранней педагогической одарённости, сегодня не выработано, хотя этот вид одарённости очень специфичен. Если для выявления различных видов одарённости обычно тестируется уровень развития интеллекта или диагностируется креативность, то для выявления педагогической одарённости требуются принципиально иные подходы.

Действительно, одарённый педагог - человек, настроенный на отдачу своих знаний и души другим, а, кроме того, это – настоящий профессионал, которому есть что отдавать. Поэтому, педагогическая одарённость лежит на пересечении предметной и нравственной одарённостей, причём, по Солодова  Евгения Александровна – Заслуженный работник высшей школы, доктор педагогических наук, профессорвсей видимости, здесь первенствует нравственная одарённость.

При этом остаются открытыми такие вопросы, как возраст, в котором впервые проявляется педагогическая одарённость, ее гендерный аспект (женское большинство в общеобразовательной школе – результат преимущественно женской педагогической одарённости или результат развития социума?); содержание тестов, направленных на выявление педагогической одарённости.

Каковы качества педагогически одарённой личности? На наш взгляд, это некая целостность очень разных качеств, назовем лишь некоторые: эмпатия, открытость (готовность к риску), способность к саморазвитию и к саморефлексии, интуиция, способность к языковой презентации.

Отметим, что в настоящей статье лишь обозначается новая проблема и поэтому все намеченные в ней подходы и представления требуют дальнейших проработок и детализации. В частности, качества педагогически одаренной личности, приведенные выше, могут быть дополнены или оспорены читателями.

Педагогическая одарённость

Другим важным вопросом в рассматриваемой проблеме является вопрос о факторах, способствующих развитию педагогической одарённости. Мы считаем, что первейшим фактором является «наследственный» – имеется в виду передача интереса к педагогике по наследству. Действительно, как часто мы видим «учительские» династии, когда учила бабушка, мама и теперь дочка тоже учительствует. Наверное, так же, как постоянное присутствие детей актёров за кулисами и в гримёрной, так и постоянное присутствие учительских детей вблизи проверяемых тетрадок и разговоров о школе, формирует у них любовь к профессии педагога. Другим важным фактором мы считаем встречу ученика в школе с Учителем с «большой буквы», который стал для него не только любимым учителем, но  и другом. Так для сына одного из соавторов этой статьи, страстно полюбившего в шестом классе химию, такой любимой учительницей стала преподаватель химии, которая открыла ему дорогу в большую науку. Ещё одним фактором, способствующим развитию педагогической одарённости, является, на наш взгляд тот факт, что первый ребёнок в семье всегда выполняет «роль учителя» для последующих детей, объясняя им всё то, чему сам уже научился. Поэтому к факторам, способствующим развитию педагогической одарённости личности, нами также отнесены: наследственность, любимый учитель в школе, первый ребёнок в семье. Безусловно, данный ряд факторов можно и нужно продолжить.

Какова же предметная область будущих исследований по диагностике педагогической одарённости? На основе собственного многолетнего педагогического опыта, считаем, что эти исследования должны быть междисциплинарными. При этом заметим, что всё самое интересное всегда происходит на стыке наук, в приграничной области. Так, земноводные появились в результате эволюции, выйдя в приграничную область между водой и сушей.

В этих исследованиях должны быть, в первую очередь, задействованы психологи, т.к. им предстоит разработать анкеты и тесты, выявляющие педагогическую одарённость. Конечно, в них должны принять участие и лучшие педагоги образовательных учреждений, аспиранты и докторанты. Думаем, что удачно дополнят междисциплинарные исследования по диагностике ранней педагогической одарённости, специалисты в области герменевтики. Действительно, герменевтика – наука о понимании другого. Показательно в этом смысле понимание герменевтического диалога: «Герменевтическому, или «подлинному», диалогу внутренне присуща не критическая позиция, имплицирующая недоверие и отстранённость по отношению к собеседнику, а, напротив, открытость, без которой нет подлинно человеческих связей. Открытость включает в себя признание того, что я должен позволить чему-то во мне выступить против меня, даже если не было бы никого другого, кто обратил бы это против меня [1, с.126].

Но ведь этой цитатой выражена сущность современной педагогики – открытой, рефлексирующей, подвижной. Обратим внимание на свойство открытости, отмеченное в приведённой цитате, которое мы поместили одним из первых в перечне качеств педагогически одарённой личности. Современная педагогика ориентирована на рациональные способы познания, поэтому методологией педагогики являются объяснительные процедуры становления интеллекта обучающихся. В то же время, парадигма постнеклассической науки понимает интеллект как совокупность когнитивных и эмоционально-этических способностей, а, значит, педагогика должна принять в арсенал своей методологии и герменевтику, как науку понимания «другого» с приятием его, «другого», этических норм и правил.

При этом герменевтический диалог заключает в себе свою собственную нормативность. Вся современная педагогика есть педагогика не монологичная, но диалогичная. Значит, педагог изначально должен владеть культурой диалога. Герменевтическому диалогу внутренне присуща не критическая позиция, позиция недоверия и отстранённости по отношению к собеседнику, а, напротив, открытость, без которой нет подлинно человеческих связей. «В этом отношении открытость подразумевает «готовность к опыту» и, соответственно, к связанному с ним риску…» [1, с. 126]. Таким образом, возникает новое синергетическое понимание открытости в педагогике, как готовности к развитию, к риску. В [2, с.19] находим: «В герменевтической феноменологии не существует противопоставления интуиции и понятийной фиксации». Но именно этого мы добиваемся в педагогике, внедряя принцип междисциплинарности.

Герменевтика репрезентирует целый ряд педагогических понятий, в частности, такое понятие, как «игра». «Игра рассматривается, как первичный способ самообнаружения чего бы то ни было» [2, с.77]. Так, например, передавая функции управления во время проведения семинарского занятия самим студентам, задавая правила «игры в семинар», педагог может увидеть себя со стороны, самообнаружив незнакомые черты своего характера, что способствует процессу рефлексии, а значит, улучшению качества преподавания.

Сегодня, когда чрезвычайно остро стоит проблема подготовки педагогических кадров в связи с государственной программой возрождения Российского образования, необходимо осуществлять отбор будущих студентов в педагогические вузы на основе выявления их способности к ведению герменевтического диалога.

Итак, подводя итоги, обозначим стратегию развития исследований в области диагностики педагогической одарённости:

  1. Широкое просвещение населения с целью осознания значимости кадровой политики в области педагогических кадров, как аспекта обеспечения национальной безопасности.
  2. Возрождение престижа профессии педагога в России.
  3. Жёсткий профессиональный отбор абитуриентов в педагогические вузы.
  4. Широкомасштабные теоретические исследования:

профессиональное тестирование, анкетирование детей и подростков с целью диагностики ранней педагогической одарённости; экспертный анализ полученных результатов; применение методов математической статистики для обработки результатов тестирования;

  1. Прикладные, феноменологические исследования, в частности, проведение олимпиад и конкурсов по педагогике среди детей и молодёжи.

Таким образом, возникает острая проблема подготовки высококвалифицированных педагогических кадров на основе выявления и сопровождения педагогически одарённой молодёжи. Возможные пути решения этой стратегически важной проблемы, направленной на решение проблемы обеспечения национальной безопасности России, обозначены в настоящей публикации.

 Список литературы: 

  1. Gadamer H.-G. Gesammelte Werke. Bd.1.Tübingen, 1999.S.367.
  2. Инишев И. Н. Чтение и дискурс: трансформации герменевтики. – Вильнюс: ЕГУ, 2007 – 168с.
  3. Психология одарённости: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2000 – 96с.
  4. Дронова Т.А. Концепция формирования интегрально-креативного стиля мышления в процессе личностно-профессионального становления педагога: монография. - Воронеж: ИПЦ «Научная школа», 2011. - 386 с.