Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Статья: «Профессиональный стандарт как инструмент карьерного роста» Автор: Булатова Е.Н. NSA 010 Январь 2021 |
Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Булатова Е.Н.. Профессиональный стандарт как инструмент карьерного роста //
Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2021. – №4 (январь). –
NSA 010 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/arkhiv-nomerov
Булатова Е.Н. Нововоронеж, Россия
Профессиональный стандарт как инструмент карьерного роста
Ключевые слова: профессиональный стандарт, профессиональная карьера, знания, умения и навыки, обобщённые функции, трудовые функции, трудовые действия.
Аннотация: в статье автор анализирует зависимость успешной карьеры будущего специалиста от знаний, умений, навыков, которыми он должен обладать в профессиональной деятельности. Данные требования можно удовлетворить посредством разработки и применения новых профессиональных стандартов.
С началом нового тысячелетия атомная отрасль Российской Федерации вступила в новую фазу интенсивного развития. Сегодня современному обществу требуются высококвалифицированные специалисты, готовые к реализации собственного карьерного потенциала в атомной отрасли. В связи с этим появилась необходимость пересмотра требований, предъявляемых к профессиональному сообществу энергетиков. Очевидной становится зависимость успешной карьеры будущего специалиста от знаний, умений, навыков, которыми он должен обладать, реализуя себя как профессионал. Поскольку «профессиональная карьера – это рост знаний, умений, навыков», то специалист должен достичь высокого уровня владения выбранной профессией [1]. При этом следует в тесной взаимосвязи учитывать потребности специалиста и профессионального сообщества. В свою очередь профессиональное сообщество должно предложить специалисту ту базу знаний, которая ещё на этапе получения профессии организует профессиональную подготовку и последующее повышение квалификации соответственно требованиям к качеству труда работников.
Профессиональная компетентность
Обращаясь к проблеме профессионального развития в атомной отрасли, следует отметить, что современный этап её развития отмечен определёнными трудностями в отношении подготовки квалифицированных и компетентных специалистов. Причин такому положению вещей множество. Среди них можно выделить несоответствие уровня квалификации сотрудников требованиям отрасли. Вслед за экспертами и законодательными органами, заинтересованными в решении данной проблемы, мы считаем, что устранить данную проблему можно за счёт разработки новых профессиональных стандартов. Профессиональный стандарт, на наш взгляд, позволит специалисту планировать собственный профессиональный и карьерный рост, а также реализовать производственную стратегию в отношении кадровой и производственной политики, реализуемой предприятиями атомной отрасли для достижения их кратковременных и долгосрочных целей.
Огромное влияние на карьеру специалиста в мире развитых рыночных отношений оказывает наличие престижной профессиональной квалификации, получение которой должно обуславливаться наличием перспективы в будущем. По мнению Л.Ю. Ельцовой «В настоящее время велик разрыв между тем, что получает человек в результате обучения и современными требованиями работодателей к работникам. Поэтому профессиональный стандарт позволит лучше ориентироваться при выборе профессии, планировании карьеры, выборе направлений профессиональной подготовки, переподготовки, повышении квалификации. Повышение квалификации работников на основе программ обучения по новым профессиональным стандартам в перспективе будет оказывать влияние на оплату труда работников. В итоге, это позволит специалистам быть более конкурентоспособным на рынке труда при трудоустройстве и иметь больший успех в карьерном росте на предприятии» [2].
Профессиональные стандарты
Обращаясь к опыту разработки профессиональных стандартов для подготовки специалистов в области атомной энергетики педагогического коллектива Нововоронежского политехнического колледжа – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» совместно с подразделениями предприятий, входящих в состав ОАО «Концерн Росэнергоатом», можно отметить, что данный опыт позволил выявить те преимущества, которые, на наш взгляд, позволят будущему специалисту видеть конкретные задачи, стоящие перед ним как перед профессионалом, готовым расти и максимально соответствовать требованиям предприятия. Разрабатывая профессиональные стандарты по таким специальностям как: «Машинист двигателей внутреннего сгорания», «Переработчик радиоактивных отходов», «Оператор хранилища ЖРО», «Слесарь по ремонту РТО», «Инспектор» в атомной энергетике, учитывалось то, что «….– это минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения производительности и качества выполняемых работ в определенной отрасли экономики. Они включают в себя, наряду с другими данными, наименование должностей и соответствующие им квалификационные и образовательные уровни, перечень конкретных должностных обязанностей, выполнение которых позволит работнику реализовать трудовые функции в границах его компетенции (Машукова Н.Д., Зеер Э.Ф.).
Кроме того, разработчики профессиональных стандартов опирались на то, что это не только определенные нормы квалификации уровня знаний по специальности, но и «этические нормы деятельности, обязательные к принятию и соблюдению всеми членами профессионального сообщества», особенно данное положение касается стандарта «Инспектор» в атомной энергетике, где учёт этических норм соблюдение моральных принципов [3]. В процессе разработки профессиональных стандартов разработчики обратились к опыту своих коллег различных профессиональных сообществ и отраслей и вывили функции профессионального стандарта, учёт которых необходим непосредственно для получения объективной оценки качества разработки данного документа:
- Создание системы требований к знаниям, умениям и навыкам, обобщённым функциям, трудовым функциям, трудовым действиям в соответствии с требованиями профессиональной деятельности предприятий атомной отрасли.
- Обеспечение возможности ориентации и контроля уровня развития трудовых ресурсов предприятий атомной отрасли.
- Создание механизма обеспечения взаимодействия с отраслевыми учебными заведениями.
- Гармонизация требований к профессиональной компетентности специалистов предприятий атомной отрасли.
- Создание единой информационной базы предприятий атомной отрасли по требованиям к должностям для всех участников трудовой деятельности.
- Влияние профессиональных стандартов на качество подготовки персонала для атомной отрасли.
- Возможность получения предприятием выпускников учебных заведений наиболее отвечающих требованиям производства с учетом специфики атомной отрасли.
Таким образом, способность молодого специалиста строить карьеру и его готовность к профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях достигается развитием у него способности к системному видению карьерного процесса, где самыми важными составляющими являются: профессионализм; уровень квалификации; профессиональные компетенции, представленные необходимыми трудовыми функциями; этические нормы деятельности. Необходима реализация условий, которые способны изменить ситуацию и обеспечить наполнение отрасли квалифицированными, готовыми к карьерному развитию кадрами, позволить удовлетворить их более широкий спектр карьерных потребностей. Все это обуславливает интерес и необходимость разработки профессиональных стандартов, содержание которых позволит определить, выделить уровни профессиональной квалификации специалистов атомной отрасли, зависящие от сложности получаемых знаний и приобретаемых умений, и в целом решать кадровые проблемы, развивая отрасль в целом.
Список литературы:
- Базаров Т.Ю.,Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- Ельцова Л.Ю. Инструкция по применению «Российская газета» - Федеральный выпуск № 5985 от 18 января 2013 г.
- Тукачев Ю.А. Образовательные и профессиональные стандарты: поиск теоретико-методологических оснований//Психология профессионально-образовательного пространства личности: сб. науч. ст./Науч. ред. д.пс.н., профессор Глуханюк Н.С. Екатеринбург, 2003. с. 142 – 148