Дронова Т. А.

 Синкретизм семейного бытия и его научное исследование 

 И в минувшем, и в грядущем
Лишь один закон всесилен –
Не проходит безмятежно
Человеческая жизнь.
Софокл.

Работа и чувство Все мы актеры на подмостках жизни, сказал В.Шекспир. И был прав. Но сцена – это социум. А семья – арена. Арена отличается от сцены тем, что на сцене происходит костюмированное действо с вымышленными персонажами, а на арене – хоть цирковой, хоть спортивной – обнаженные герои, демонстрирующие свое мастерство или соревнующиеся в нем, и исход не известен. На семейной арене все главные, по мере выхода (заглавное лицо – пока отец: его фамилию носит семья, а имя фиксируется в качестве отчества детей); и все полуобнаженные или обнаженные (имеется ввиду – душа); и   конец поединка никому неизвестен; и происходят здесь как цирковые представления, так и спортивные состязания: иногда буффонадного типа, а иногда с довольно драматичным концом.

Одно отличие от действительной арены – победителей на семейной арене  нет. Победой в семейных состязаниях может быть только семья, следовательно – общность. Отдельно победившая личность – это моновариант, часто именуемый одиночеством. Семья есть совместность бытия нескольких личностей, в этом ее сущность. И в этом ее непредсказуемость и сложность. Как в капле наличествует весь океан, так в семье присутствует весь спектр человеческих взаимоотношений в мире: человек – деятельность, человек – природа, человек – познание, человек – человек и т.д. Главное действующее лицо, конечно, человек, но пребывающий в системе «семья».

Семья как система

Система «семья» – понятие сложное. Системный подход – это совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; в) исследование механизма взаимодействия системы и среды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Дополняет системный подход синергетика с ее основными принципами и понятиями, которые в постклассике играют решающую роль. Это самоорганизация, открытость, нелинейность, неравновесность, бифуркация, флуктуация, диссипативные структуры, аттрактор.

Рассмотреть семью с позиций всех вышеназванных принципов не позволяют размеры статьи, возможно только очертить главное, кое-что выделив особо. Например:

– целое не является суммой составляющих его частей;

– все элементы и процессы, происходящие внутри семьи, взаимно влияют и обусловливают друг друга.

Из этого следует, что семья – это не мама, папа и ребенок, живущие под одной крышей, а нечто гораздо большее. То, что само по себе влияет и на маму, и на папу, и безусловно, на ребенка. А изменения, которые происходят в одном члене семьи могут вторично обусловливать изменения других членов как частях системы «семья». Следовательно, если не можешь изменить ребенка, измени себя, и это изменение повлечет за собой вторичное изменение в системе «семья», изменяя тем самым ребенка, но уже опосредованно.

Теоретической основой системного взгляда на семью является общая теория систем, которая была разработана в 40-е годы XX столетия Людвигом фон Берталанфи. С точки зрения этой теории семья представляет собой открытую систему, то есть ту, которая нуждается в обмене с окружающей средой. Однако каждая отдельная семья всегда скрывает свою тайну, и в этом она закрыта от окружающей среды. Значит, семья система открыто-закрытая. Уже здесь происходит смешение и наложение функций. Открытость требует обмена с окружающей средой, закрытость – невмешательства.

Кроме того, семья – система самоорганизующаяся. А это значит, что она построена по принципу целесообразности и все ее поведение является целесообразным. Источник преобразования находится внутри самой семьи. Необходима цель, которая бы определила всю жизнедеятельность семьи в целом и структурировала в нужном направлении. Хотя возможно в скрытом виде цель присутствует в любой семье, даже деструктивной, что и определяет своеобразие и неповторимость каждой семьи.

Семья – система первичная по отношению к каждому входящему в нее члену (элементу). Это значит, что закономерность, по которой существует семья, может отличаться и не соответствовать закономерностям, по которым существуют (стремятся существовать) члены семьи – ее элементы. Система «семья» регулирует членов семьи, иногда в противоположном их намерениям направлении. Намерения и поступки людей в системе являются вторичными и подчиняются правилу функционирования систем.

Но это семья, а не производственный коллектив, в котором все однозначно починены общей цели. И каждый член семьи как человек – тоже система, к тому же не менее сложная: соединяющая физическую, химическую,  биологическую и со­циальную константы в единую суть, развитие которой идет че­рез неустойчивость и последующее разветвление (бифуркацию). Кроме вышеназванных константных характеристик, самочувствование и самосознание человека раскрывает ценностную противоречивость его сущности, соединенность в нем должного и недолжного, доброго и злого начал: такое противоречие называется  антропологической антиномией и также присутствует в семье как совокупность всех ее членов.

Ф. М. Достоевский заметил, что свое собственное, вольное и свободное хотение, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия, раздражающая, иногда хотя бы даже до сумасшествия – вот это-то все и есть та самая, пропущенная, самая выгодная выгода, которая ни под какую классификацию не подходит и от которой все системы и все теории постоянно разлетаются к черту. Человек не примет никакое социальное устройство (семейное, в особенности), если оно не учтет его выгоды быть личностью и иметь свободу для собственной реализации. Надо сказать, что если раньше это было не столь заметно, и далеко не для всех определяющее, то нынче стало буквально проблемой: все хотят быть личностями, самоопределиться, в то время как социум нивелирует личностные качества довольно жестко. И начинается этот процесс «обтесывания» человека в системе по названию «семья», которая подстраивает человека под себя в нужном для нее направлении.

А человек, с философской точки зрения, – это одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение человека разворачивается через осмысление его бытия в мире и прежде всего –  человеческом, где «человек – это в известном смысле всё» (Шелер). Но если человек – это бытие в мире, значит, прежде всего, для того, чтобы состояться, надо «быть» в этом мире, т.е. стать самим собой: тем, кем ты можешь и должен быть в своей индивидуальности. А не просто есть, пить, спать, т.е. физиологически функционировать, подстраиваясь под кого-то.

Конкретный человек – это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни. Эту уникальную целостность надо в себе найти, увидеть, понять. Не подражать любимым героям, что является процессом детства, а стать героем своего собственного мира. Героем, потому что как выяснилось, быть самим собой в нашем бушующем мире много трудней, чем быть слепком с кого-то.

В детстве все кого-то «лепят», это не просто интересно, так человек познает мир: через собственные ощущения и постижения другого образа. Ребенок входит в чей-то образ (отца, матери и т.д.), кроме того, живет в системе «родительская семья». И все неплохо до того самого переходного возраста, когда начинаются проблемы, связанные с выходом из кокона, т.е. системы «родительская семья». Начинается становление человека, рождение его собственного "Я". И вот здесь-то часто ломается не родившееся еще "Я-бытие" родителями и педагогами. Быть наставником переходного возраста – это быть Сократом, применяя его майевтический метод, который известен, как метод «повитухи», в смысле помощи человеку при рождении.  А люди, в основном, взяли на себя функцию убить творца в ближнем (наверное, потому, что он убит в себе). Начинают с детей: "Делай так, и не иначе".

Только ли потому, что это удобней? А может быть потому, что невозможно помочь рождению другого человека, если не родился сам. Много ли среди родителей (и педагогов, к сожалению) состоявшихся личностей? Некоторые всю жизнь борются за рождение своей личности, рождаясь иногда в очень зрелом возрасте, а иногда уходя в мир иной так и не родившись. Большинство всю жизнь себя доказывают, но собой не являются. На доказательство уходят силы и время. А начинается этот нескончаемый процесс нередко именно в семье, где родители не принимают ребенка таким, каков он есть, потому что сами не познали и не открыли себя. Это «не-Я-бытие» не даёт возможности нормально общаться, потому что человек не является самим собой, он сам в противоречии с собой, он с собой не нашел общения, как найти с другим? Тем более, если и другой представляет собой «не-Я-бытие». Оба общаются непонятно чем, непонятно что и получается. А между всем этим находится ребенок.

Поэтому всегда и во все времена люди тянулись к личностям, проявившим свое "Я", у них они черпали силы, от них набирались ума. Мудрецы – это люди, не обязательно имеющие аспирантуры и звания, но постигшие мудрость бытия: здесь и философы, и артисты, и писатели, и простые труженики. Постигая самого себя, человек выходит на контакт с вечным, с трансцендентальным. Только человек родившийся  обладает харизмой, и люди к нему не только тянутся, но идут за ним.

И все же, невзирая на все, присутствующие в ней противоречия, рассматривать семью необходимо в целостности: из нее исходя и в нее возвращаясь. Каждая семья самоутверждается, терпя в этом процессе крах или одерживая победу. Антей считал, что человек самоутверждается в подлинном смысле слова лишь приобщаясь к сути закономерностей движения и становления Вселенной. Посмотрим с этой точки зрения на семью.

Семья как борьба и единство противоположностей

Одним из главнейших «действующих лиц» процесса мироздания является закон борьбы и единства противоположностей. Закон этот – альфа и омега мироздания. Теория зародилась еще в середине I тысячелетия до н.э.: знаменитые «Инь–Ян» – взаимосопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма.  Графически закон отображен в форме монады: круг разделен волнообразной чертой на две равные части. В одной части круга – светлое Ян, в другой – темное Инь. В каждом из них в зародыше содержится полюс противоположного принципа. Один полюс способен существовать только благодаря другому. Японский философ Сорен Анагия отмечает, что не будь полярности, не было бы и гармонии; где нет противоположности, там нет и согласия.

В традиции современного европейского понимания символ «Инь–Ян» приобретает значение, существенно дополняющее эталонные поведенческие модели мужчины и женщины, выступая не только как неразрывное единство, взаимная ответственность, необходимость гармонии любящих людей, но и  провозглашает высокую ценность готовности влюбленных индивидов к самотрансформациям (не обязательно осознаваемым и рационально мотивируемым) с целью достижения соответствия со своим вторым «Я», спонтанными душевными и телесными метаморфозами близкого человека, общей средой обитания. Подлинно человеческий смысл и звучание феномена присутствия «Иня – Яна» в союзах  мужчины и женщины – это приобретение и интериоризация духовных черт друг друга.

Таким образом, закон мироздания реально воплощен в семье: а) потому что наиболее важные и тесные из всех возможных семейных отношений – супружеские узы определяют весь способ существования семьи, который отличает определенное искусство быть вместе; б) потому, что семья вся есть единство и борьба противоположностей всех ее членов (разнополых и нет). Всепроникающие и взаимопересекающиеся  Инь–Ян, друг без друга не существующие, друг друга дополняющие и друг с другом воюющие – это противоположность, идущая от зарождения человека.

Согласно К. Юнгу, брак как психологическое отношение, имеет ряд особенностей, которые явно соответствуют закону борьбы и единства противоположностей: цель и содержание брака выступают как осознание бессознательных мотивов и влияний; неизбежность создания счастливого брака через превращение бессознательных мотивов в осознаваемые; возможность установления психологических отношений в браке только во второй половине жизни; взгляд на конфликтную атмосферу как непременное предусловие осознавания. Как видим, к единству семья приходит через сознательное проявление бессознательного и противоположность кровно-родственного потенциала.

Сюда можно отнести и два основных закона, которым подчиняется семья как система. Это закон гомеостаза и закон развития. Закон гомеостаза констатирует, что любая система стремится сохранить существующее положение любым путем. Закон развития – любая открытая система стремится развиваться и пройти свой путь от начала до конца, т.е. процесс семейного становления, развития и распада (жизненный цикл семьи). Закон гомеостаза делает понятным, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы. Закон развития – почему проблемы требуют разрешения и все-таки разрешаются, иногда болезненно и резко.

 Семья как среда сосуществования миров

Однако рассмотрение семьи как системы даже с использованием синергетического принципа не дает полного понимания, что такое семья как целостность. Говоря о семье как объекте научного исследования, необходимо наполнить это понятие понятием реальности как среды сосуществования множества разнородных и разнокачественных объектов, т.е. понятием виртуальной реальности. Виртуальная (от лат. virtus – сила, способность) – могущая. «В постклассической науке виртуальная реальность – это понятие, посредством которого обозначается совокупность объектов следующего (по отношению к реальности низлежащей, порождающей их) уровня. Эти объекты онтологически равноправны с порождающей их «константной» реальностью и автономны; при этом их существование полностью обусловлено перманентным процессом их воспроизведения порождающей реальностью – при завершении указанного процесса объекты виртуальной реальности исчезают» [3, С.172].

Виртуальную реальность составляют личностные миры и отношения членов семьи как разнородных объектов, расположенных на разных иерархических уровнях взаимодействия. Константная реальность – это основная брачная пара, их общий мир, или, если семья неполная, – мир одного из родителей. Если этот мир крепкий, то и семья крепкая, если – нет, то «не устоит дом, разделенный изнутри» (Библия).

Но для работы с понятием «виртуальная реальность» необходимо отказаться от моноонтического мышления, постулирующего существование только одной реальности, и принять полионтическую непредельную парадигму (т.е. признать множественность миров и промежуточных реальностей). Это позволит строить теории развивающихся и уникальных объектов, каким и является семья, не сводя их к линейному детерминизму. При этом «первичная» виртуальная реальность способна порождать виртуальную реальность следующего уровня, становясь по отношению  к ней «константной реальностью». И так «до бесконечности»: ограничения на количество уровней иерархии реальностей теоретически быть не может. Предел в этом случае может быть обусловлен лишь ограниченностью психофизиологической природы человека, в данном случае – членов семьи.

Пример. Старая мать, живущая у сына или дочери. Реальность ее детей, бывшая когда-то виртуальной, стала теперь константной, а бывшая константной реальность матери, теперь – виртуальная.

Понятие множества возможных миров ввел Иммануил Кант в своей «Критике чистого разума». По Канту, возможный мир – это мир, который может быть или мог быть. По отношению к миру существующему, актуальному, он такая же реальность, но реальность не реализованная. Однако кто может доказать, что эта реальность не будет реализована, если сложатся соответствующие условия? Реализованная реальность – это актуальный мир, нереализованные реальности – возможные миры семейно-социального процесса. И все  это ветви единого семейного древа, растущие одновременно. К примеру, реализуя свои потребности, родители вместе с детьми находятся на одной ветви, которая, актуализируясь, символизирует собою их сегодняшние реалии. Но это не означает, что рядом не произрастают другие ветви (возможные миры) личностного развития, к тому же не только детей, но и самих  родителей. И где гарантия, что на каком-то этапе семья «не перескочит» на одну из возможных ветвей, которую не смогла до этого даже осмыслить.

Это все порождает новые острые проблемы, требующие  научного осмысления и развития идеи множественности миров (возможных миров) изначальной неопределенности и относительности «реального» мира. Система взаимоотношений этих миров есть система взаимоотношений в семье.

Часто приходится слышать, что на детях гениев природа отдыхает. Особенно, если гений родитель рядом. Дело в том, что система «гений» довольно сильна, она нередко просто подчиняет другие более слабые системы. С. Есенин вспоминал о своем пребывании в доме Л.Толстого, ему казалось, что тот смотрит отовсюду и везде его борода. Это давление системы «гений».

Поэтому, семейная среда обитания очень насыщена и разнообразна. А ввиду того, что в особенностях семейной среды и в стиле взаимодействия ее членов воплощаются прежде всего ценностные качества семейного бытия, то личность родителя в глазах общества возрастает неизмеримо. Родитель, в отличие от ребенка, является одновременно и элементом и координатором семейной среды, потому что лично передает накопленный опыт своим детям.  И если его сознательные представления о нормах и идеалах не совпадают с его подсознательными установками, это заполнит семейную среду самоструктурирующимся хаосом вместо ясности. Поэтому среда семейного взаимодействия (она же – среда семейного воспитания) должна стать для родителей объектом самого тщательного проектирования на основе главных ценностных критериев – красоты, истины и доброты. Это и будет основой взаимопонимания личностных виртуальных миров. Семейный процесс как дерево событий произрастает сразу всеми ветвями. Семья – это синкретизм.

Именно синкретизм (слитность), не набор разрозненных частей, а диффузионное сращивание этих частей друг с другом.  В семье идет постоянное их взаимопереплетение, взаимопроникновение. Иногда в константной целостности возникает новая целостность. У системы «семья» размыты границы, ее невозможно разорвать на самостоятельные ячейки. Таким образом, идеалом семьи должна стать именно семья как целостность, а не личное счастье в системе «семья». И в этом главный смысл семейного бытия.  «Смысл – термин, имеющий в психологии следующие основные значения: 1. Значение, которое для человека или определенной группы людей имеют те или иные факты, события. 2. Сугубо личные, психологические ассоциации человека, выступающие в форме образов, мыслей и чувств, которые у него вызывает услышанное, прочитанное или произнесенное слово» (Немов 2 часть. С – 208).

Семейная среда

Выводы. В научном исследовании семьи обязательно следует учитывать, что и становление, и развитие, и распад таких сложны­х систем, как социальные, (а семья именно такая система) далеко не всегда уместно базиро­вать на линейной экстраполяции настоящего их состояния в бу­дущее.  Ни одна система, в том числе и семья (и человек), не застрахована от случайностей, неравновесностей, нелинейностей, чреватых для нее синергетическими пре­образованиями. Складываются новые структуры, что в свою очередь приводит к возникновению новых системных характе­ристик. А это означает, что радикально изменилось качество ис­ходной системы, а значит и будущей.

Семейная среда – это естественная «среда взаимодействия», живущая совершенно по  иным тенденциям и закономерностям, нежели выявленные в результате моноонтического анализа. Она в своей основе синкретична и таит в себе синергетические эффекты. Только переходом на новую объемно-пространственную методологию – виртуальный генезис, используя синкретическое состояние системы «семья», возможно вскрыть жизнь такого сложнейшего явления как семья, ее синергетику.

Общая схема методологической модели исследования семьи в данном случае выстраивается следующим образом:

– семья представляется в форме отдельных личностных миров, бифуркационные узлы которых составляют показатели, параметры порядка в модифицированном виде. В данном объеме (внутри личностных миров) находятся другие миры с другими узловыми точками, сохраняя общий объемный настрой. Они несут в себе свойства исследуемой семьи;

– можно работать с данными мирами (подмирами), выделяя их для отдельного рассмотрения, вдвигая, интерферируя их, соединяя и т.д.;

– данные миры помещаются в определенную среду, взаимодействие с которой наделяет и среду, и миры определенными качествами; в частности, такой средой могут выступать школа, вуз, социум;

– необходимо ввести понятие импульса, который протекает по связям между бифуркационными узлами личностных миров и семьи в целом, взаимодействуя со средой. Это чувства, сопровождающие их эмоции и вся духовно-нравственная сфера семейного бытия. Путь пробегания этого импульса может быть бесконечно большим. Сама система «семья» носит пульсирующий характер. Идет постоянно ее перестройка. Ее огромное разнообразие не исчезает, в ней только трансформируются определенные части и идет беспрестанный перелив импульсов от узлов системы в среду и обратно и т.д.

Таким образом, мы имеем дело с открытой, постоянно «пульсирующей системой», где понятия эволюции, развития, прогресса и т.п. ею поглощены, «опрокинуты» на самое себя. В ней незримо присутствуют «тени» ушедших событий, предков, которые никуда не исчезают, а в любой момент участвуют «на равных» в настоящей действительной жизни. Эти «тени» – та же реальность, но в трансформированном виде.

Семья столь сложное и многоуровневое бытие, что можно с уверенностью констатировать: познавать ее придется еще довольно долго.

Вместо заключения Быль о посещении философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова делегацией индийских ученых (из П.С. Таранов «Секреты поведения людей. 300 законов», стр. 390). Почти всю неделю длился визит. Все прошло удачно: и Москва понравилась индийским ученым, и пытливые студенты. Одного только не смогли осилить гости. О чем откровенно и сказали. «У вас,  – говорили они, – все хорошо поставлено и обеспечено. Много нужных кафедр – этики, логики, истории философии и т.д. Но это ведь философский факультет. А философия есть любовь к мудрости. Любовь! Так отчего же у вас нет как бы главной кафедры, кафедры любви?

Возможно, и для изучения семьи необходима именно такая кафедра, ведь любовь – это самый животворящий импульс на Земле.

 Литература

  1. Курбатов, В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 416 с.
  2. Немов, Р.С. Психология. Словарь – справочник: в 2-х частях / Р.С. Немов. – М.: Владос-пресс, 2003. – Ч.1. – 304 с. – Ч.2. – 352 с.
  3. Новейший философский словарь. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1280 с. – С.172.
  4. Таранов, П.С. Секреты поведения людей / П.С. Таранов. – Симферополь: "Таврия", 1995. – 544 с.
  5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание четвертое). – Ростов н / Д: «Феникс», 2002. – 576 с. (с. 476-484).