Дронова Т. А.
Мышление и конфликт общения
Мышление как внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву, играет первостепенную роль в общении, семейном в том числе.
Мышление, которое по своей структуре может быть познающим или эмоциональным, состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей. Поэтому человек вполне способен реагировать на ситуацию по-разному, в зависимости от обстоятельств. В действительности же мы зачастую наблюдаем картину стабильности реакций, которые зависят от сложившегося стиля мышления.
Стиль мышления – это одновременно и система знаний, и система умений, составляющих основу деятельности индивида, а также определенные психологические свойства индивида, влияющие на восприятие им поступающей извне информации. У каждого человека свой особый стиль мышления, который зависит от того, что представляет собой человек как таковой (в широком смысле этого слова) и что определяет его индивидуальность. В стиле мышления в отрефлектированном, объективированном виде выражаются основные ценностные предпочтения человека, методы, методологические принципы и нормы его познавательной и коммуникативной деятельности. В общении стиль мышления играет первостепенную роль.
Общение – это процесс установления и развития психологического контакта, взаимодействия и взаимовлияния индивидов друг на друга. Его внутренней основой является тот или иной уровень психологической коммуникации индивидов, проявляющийся как в характере и степени адекватности их взаимного отношения друг к другу, так и в глубине их взаимопонимания, то есть в стиле мышления индивидов, который всегда субъективен.
«В ходе процесса общения члены семьи обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, настроениями, идеями, переживаниями и т.д. Общение по своему содержанию является сложнейшей психологической деятельностью всех членов семьи» [1, c. 59].
Внутрисемейное общение
Внутрисемейное общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной; когнитивной; коммуникативно-информационной; эмотивной; конативной.
1) Межличностная сторона общения отражает взаимодействие индивида с непосредственным окружением (и здесь вполне может наблюдаться межличностный конфликт);
2) когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать и многие другие, связанные с личностью индивида. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и о партнерах, которые регулируют сам этот процесс (и не всегда совпадают с реальностью);
3) коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между членами семьи различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д. (еоторые могут быть совершенно различны);
4) эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах членов семьи (если эмоции переливаются через край – конфликт неизбежен);
5) конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях индивидов. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения членов семьи в совместной деятельности (а если стремления различны?).
Как видим, в каждой из пяти сторон внутрисемейного общения присутствует почва для конфликта, потому что внутрисемейное общение представляет собой многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния всех членов семьи друг на друга и не может быть бесконфликтным.
Конфликт (от лат. – столкновение) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
В психологии выделяются следующие виды конфликтов:
– внутриличностный – столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений и т. п. у одного и того же человека;
– межличностный – ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон;
– межгрупповой – здесь в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу.
В семье в полной мере проявляют себя внутриличностный и межличностный конфликты, имеющие иногда очень затяжной и тяжелый характер. Можно ли их избежать?
Если стили мышления членов семьи кардинально различны (для примера: один четко мыслит правым полушарием, а другой левым), общий язык трудно найти в каждой из пяти сторон. И совершенно наоборот, если стили мышления идентичны.
Обратимся в качестве примера к структуре процесса внутрисемейного общения, в которой выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
1) коммуникативная сторона общения, или коммуникация состоит в обмене информацией между общающимися индивидами в семье. В ходе совместной деятельности члены семьи обмениваются между собой различными представлениями, идеями, настроениями, чувствами, установками и т.д.
Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S – S), или «субъект – субъектное отношение». В ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера, поэтому в коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, но и активный обмен ею. При этом взаимное информирование индивидов предполагает налаживание совместной деятельности. Специфика обмена информацией между членами семьи заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. А это может происходить только при идентичности стилей мышления.
2) интерактивная сторона общения – заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами в семье, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Межличностное взаимодействие – а) в широком смысле слова – случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный контакт и связь двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок; б) в узком смысле – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Обычно выделяют несколько типов взаимодействия. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два вида: кооперация и конкуренция.
Кооперация (идентичность взглядов) означает координацию единичных сил индивидов (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь членов семьи, их взаимовлияние, их включенность во взаимодействие. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности (идентичность взглядов –это, как правило, идентичность стилей мышления);
Конкуренция – (соревнование, соперничество, конфронтация, конфликт). Часто она наблюдается, даже когда члены семьи хотят одного и того же (здорового ребенка), но мыслят при этом по-разному.
3) перцептивная сторона общения – процесс восприятия одним членом семьи других является обязательной составной частью внутрисемейного общения. Эффективное общение в семье невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания между индивидами. На основе восприятия членами семьи друг друга формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению и определяется собственное поведение. Выделяют механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых индивиды интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека. К механизмам познания и понимания относятся: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия и каузальная атрибуция.
а) идентификация – социально-психологический механизм познания индивидом других членов семьи в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положений индивидов, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками. При идентификации с другим членом семьи усваиваются его нормы, ценности, привычки, поведение, вкусы. Психологический смысл идентификации заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее проявление эмоциональной привязанности человека к другому индивиду.
б) эмпатия – эмоциональное вчувствование и сопереживание другому человеку. Эмпатия проявляется в форме отклика одного члена семьи на переживания другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого индивида, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Эмпатическое переживание может быть с любым знаком эмоционального состояния субъекта (положительным – радость, удовлетворение; отрицательным – печаль, неудовлетворенность);
в) аттракция – представляет собой форму познания индивидом других членов семьи, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к ним. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря привязанности к нему, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения;
г) рефлексия – это механизм самопознания в процессе взаимодействия между членами семьи. В его основе лежит способность индивида представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению, это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом;
д) каузальная атрибуция – механизм причинной интерпретации мотивов, причин поступков и чувств другого человека. Исследования показывают, что у каждого члена семьи есть свои схемы причинности, то есть привычные объяснения чужого поведения:
- индивиды с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;
- при обстоятельственной атрибуции человек склонен винить, прежде всего, обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;
- при стимульной атрибуции индивид видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом пострадавшем [4, c. 110-111].
Все перечисленные механизмы познания таят в себе конфликт. Таким образом, конфликтность внутрисемейного общения неизбежна. Она исчезает лишь тогда, когда вырабатываются единые взгляды на суть возникающих проблем и методы их устранения. А это говорит об идентичности стилей мышления. Поэтому строить семью можно с разрешения конфликтов и посещения психологов, а можно с формирования интегрального и креативного стиля мышления, который с легкостью воспринимает модификации других стилей.
Литература
- Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер.- СПб: «Прайм-Еврознак», 2006.- 412 с.
- Ефимова, Н.С. Психология общения: Практикум психологии / Н.С. Ефимова.- М.: ИД «Форум», 2006.- 192 с.
- Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.; Политиздат,1985. – 431с.
- Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2001.- 336 с.