Черникова Г.В., Воронеж, Россия, Прядкина И.М., Воронеж, Россия

 

Основные направления и перспективы развития отечественной

пенсионной системы

Пенсионеры России Черникова Галина Владимировна – кандидат политических наук, доцент кафедры социальной работы и права социального обеспечения, филиал Российского государственного социального университета в г. Воронеже, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

 Прядкина Ирина Михайловна – студентка 5-го курса  факультета «Социальная работа», филиал Российского государственного социального университета в г. Воронеже,  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

 Среди важнейших преобразований в социальной политике государства особое место занимает реформирование пенсионной системы, которая затрагивает интересы нескольких поколений на протяжении достаточно долгого времени. Вопросы пенсионной реформы относятся к числу важнейших стратегических задач государства и касаются практически каждого гражданина РФ. В ее орбите почти 80% населения России: более 72 млн. работающих (51% населения) и свыше 39 млн. пенсионеров (28% населения) [9]. Это обуславливает исключительную важность принимаемых в данной сфере управленческих решений. Необходимость реформирования пенсионной системы связана также с негативными демографическими изменениями, которые происходят в России. Это наряду с важностью поиска новых подходов в решении задач материального обеспечения нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца обуславливает актуальность изучения основных направлений и перспектив развития отечественной пенсионной системы.

Развитие отечественной пенсионной системы

Сущностные преобразования в отечественной пенсионной системе пришлись на  2002 год. В частности, в основу новой пенсионной модели были положены страховые принципы. Кроме того, изменена система формирования и учета пенсионных прав, введен накопительный компонент обязательного пенсионного страхования. Однако эта обновленная пенсионная модель, согласно результатам экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г., не отвечает складывающимся социально-экономическим реалиям [3]. Во-первых, система не симметрична по отношению к различным социальным группам:

- низкооплачиваемым работникам адресована солидарная система, которая поддерживает уровень пенсий на прожиточном минимуме пенсионера или несколько выше.

- высокодоходные социальные группы практически не участвуют в пенсионной системе и формируют свои пенсионные стратегии за ее пределами.

- среднедоходные социальные группы оказываются в промежуточном положении: их социальные притязания выше, чем размер пенсий, формируемых в солидарной системе, но потенциал для формирования самостоятельных накоплений за пределами пенсионной системы недостаточен. При этом основной тенденцией является увеличение доли именно этих групп как в экономике в целом, так и среди пенсионеров.

Во-вторых, пенсионная система не создает эффективных стимулов к формализации рабочих мест. В неформальном экономическом секторе России сегодня занято более 12 млн. человек, которые не уплачивают или уплачивают взносы в пенсионную систему лишь частично и тем самым не участвуют в формировании солидарного пенсионного фонда. Однако пенсионное законодательство предоставляет им значительные пенсионные гарантии.

В-третьих, пенсионная система способствует сохранению высокой доли рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями производства, предоставляющими право досрочного выхода на пенсию. Унаследованная с советских времен система досрочных пенсий не создает стимулов для замещения рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями производства местами с нормальными условиями. Если за рубежом право на досрочную пенсию имеют 3-4 профессиональные группы, то в России число профессий и производств, работа в которых дает право на досрочную пенсию, составляет около 2 тысяч, объединенных в 27 групп получателей.

В-четвертых, стратегический долгосрочный вызов солидарной пенсионной системе – негативный демографический тренд. Россия, как и большинство развитых стран, – часть фундаментального демографического процесса – старения населения, которое затрудняет дальнейшее существование пенсионных систем, основанных на принципе «солидарности поколений». Негативный демографический тренд – это стратегический долгосрочный вызов. Его результатом уже в ближайшие десять лет станет значительное увеличение расходов на выплату пенсий в результате ухудшения соотношения числа пенсионеров к числу работающих – плательщиков пенсионных взносов. В дальнейшем ситуация будет только ухудшаться.

Еще один аспект проблемы состоит в том, что существуют принципиальные различия в структуре потребностей у пенсионеров разных возрастов. Это наряду с монетарными требует немонетарных форм поддержки в течение пенсионной жизни. Если относительно «молодые» пенсионеры в большей степени нуждаются в деньгах, то в старших пенсионных возрастах резко возрастает спрос на институциональные услуги социального сектора (здравоохранение, лекарственное обеспечение, услуги по уходу), которые не могут быть удовлетворены на основе умеренного роста пенсий или их индексаций [3].

Вышеперечисленные факторы обусловили очередной этап реформирования отечественной пенсионной системы. Основные направления развития нынешней отечественной пенсионной системы сформулированы в нормативном документе «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. [1]. В данном документе рассматриваются основные итоги функционирования, цели, задачи, направления, этапы и ожидаемые результаты развития пенсионной системы. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ определяет социальные приоритеты и ориентиры на период до 2030 г., а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации. В частности планируется, что новая пенсионная система будет трехуровневой:

- первый уровень- трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

- второй уровень- корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения;

- третий уровень - частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом) [1].

Таким образом, государство оставляет за собой обязанности по формированию первого уровня пенсионного обеспечения, остальное напрямую зависит от самого работника и его работодателя.

Основными направлениями реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ являются:

- совершенствование тарифно-бюджетной политики;

- реформирование института досрочных пенсий;

- реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;

- совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;

- развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения [1].

Новая пенсионная реальность

Новая пенсионная реальность такова, что трудовая пенсия теперь делится на два самостоятельных вида — страховую и накопительную. Для родившихся до 1967 года будет действовать только страховая часть пенсии, а тем, кто моложе, будет предоставлен выбор — либо оставить только страховую систему, либо через негосударственный пенсионный фонд и управляющую компанию дополнительно сформировать накопительную пенсию. Страховые пенсии будут рассчитываться в баллах, а не в рублях. Работая, получая зарплату и производя отчисления в пенсионный фонд (через работодателя), человек будет получать пенсионные баллы. Для получения трудовой пенсии установлен минимальный порог - 30 баллов. Те, кто не «заработал» их, будут получать только социальную пенсию. Учитывается также минимальный стаж для получения трудовой пенсии по старости. Сейчас он составляет 5 лет. К 2025 году достигнет 15 лет. Также условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин [5].

Размер пенсий граждан Российской Федерации будет напрямую зависеть от размера задекларированной заработной платы, пенсионных накоплений, а также Пенсионного фонда, который они сами выбрали. Другими словами, каждый работающий, становится активным участником в формировании своей будущей пенсии. Также появляется серьезный стимул декларировать реальную заработную плату, а не ту, которая фигурирует в ведомости для налоговых отчетов, что, в конечном счете, приведет к росту заработной платы в целом по стране и в конечном итоге – росту перечислений в бюджет и государственный Пенсионный фонд [6].

В соответствии с действующим на данный момент пенсионным законодательством, если человек получает пенсию, продолжая при этом работать, то пенсия каждый год пересчитывается и увеличивается. Например, мужчина в возрасте 60 лет, продолжая работать после выхода на пенсию, получает пенсию, и каждый год она пересчитывается. Если трудовой стаж достиг 30 лет, то после 5 лет продолжения работы его пенсия увеличится на 18%.

Новая Стратегия не предполагает использования такой схемы. Человеку назначат пенсию только один раз и пересчету она подлежать не будет. Получается, если он выйдет на пенсию в 60 лет и продолжит работу еще, предположим, на 10 лет, размер его пенсии увеличиваться все равно не будет.

Стоит обратить внимание на то, что прогнозная оценка развития пенсионной системы связана с прогнозом численности постоянного населения до 2030 г. Ожидается, что уже к 2018 г. средняя продолжительность жизни составит не менее 74 лет: у мужчин - 68,9 года, у женщин - 79,6 лет. На данный момент средняя продолжительность жизни в России составляет: у женщин - 73 года, у мужчин - 60 лет [4].

В глобальном рейтинге стран (2013 г.), сделанном организацией «HeplAge» при ООН, в которых лучше всего стареть, Россия заняла 78-е место (из 91 возможного) [2]. Интересно отметить, что (согласно тому же источнику) Армения, где ВВП на душу населения в 3,5 раза ниже, чем в России, заняла 51-е место. А Таджикистан, который в 10 раз беднее России, помещен на 52-е место. Судя по этому рейтингу, главная проблема пожилых людей в нашей стране (относительно других стран) - неудовлетворительная социальная жизнь. И тем не менее, помимо подобных социальных вопросов в этом рейтинге косвенно учитывался ряд показателей: взвешенная покупательная способность пенсионеров с учетом необходимых затрат на ЖКХ и продуктовую корзину, доступность медицины и продолжительность жизни [2].

Согласно экспертным выводам эффективная реализация новой Стратегии развития отечественной пенсионной системы невозможна без решения следующих задач и связанных с ними мероприятий [3]. Одна из них заключается в актуальности формирования комплексной пенсионной системы для групп с разными доходами (социальная пенсия для неработающих  и низкодоходных сотрудников неформального сектора; базовая пенсия для низкодоходных работников формального сектора; комбинированная пенсия для среднедоходных категорий: сумма базовой, солидарной, обязательной накопительной; с ростом доходов – добровольная накопительная  и квази-добровольная пенсия;  комбинированная-альтернативная пенсия для высокодоходных категорий: сумма базовой, солидарной, обязательной накопительной; с ростом доходов – добровольная накопительная (с участием или без участия софинансирования со стороны государства) и квази-добровольная пенсия, а также различные альтернативные формы накоплений и сбережений). Среди других задач отмечается необходимость создания стимулов для формализации рабочих мест; снижение налоговой нагрузки на бизнес; реформирование досрочных пенсий; оптимизация планирования бюджета пенсионной системы в зависимости от демографических волн; а также стабилизация финансового состояния пенсионной системы в связи со старением населения. Предлагаемая формула решения последней задачи: повышение пенсионного возраста до 63 лет для обоих полов к 2030 г. (для женщин – на 6 месяцев за год, для мужчин – на 3 месяца в год) и соответствующее повышение нормативного стажа работы.

Кроме того для успешного реформирования пенсионной системы необходимо учитывать следующие факторы:

- макроэкономические: темпы роста и структура ВВП, доля в нем фонда оплаты труда, индексы роста потребительских цен (инфляции), количественные характеристики состояния рынка труда и др.;

- демографические: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, возрастно-половая структура населения;

- социально-трудовые: ситуация на рынке труда, период трудовой активности и структура трудового стажа, уровень оплаты труда (доходы) лиц, уплачивающих взносы, величина прожиточного минимума трудоспособного и нетрудоспособного населения и др.;

- собственно пенсионные: нормативные требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы, программы), исторически сложившаяся организационная структура самой пенсионной системы и т.п. [4].

Следовательно, процесс реформирования пенсионной системы коррелирует с другими сферами жизнедеятельности, поэтому для его успешного осуществления нужно развивать и их.

Подводя итог, отметим, что России предстоит непростой путь модернизации многих секторов экономики и социальной сферы. Потребность в инновационном варианте развития официально была заявлена правящей элитой еще в 2009 г. [7]. В тоже время наблюдать высокую готовность российских власть имущих к изменению сложившегося в социально-экономической сфере (и не только в ней) статус-кво до сих пор не приходилось.

Остается надеется, что неблагоприятный внешний фактор, связанный с экономическими санкциями со стороны стран Запада из-за ситуации с Украиной станет достаточно мощным мобилизующим толчком в осуществлении модернизационного рывка.

 Литература 

  1. Распоряжение Правительства от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» – Доступ свободный: URL: http://base.garant.ru/70290226/.
  2. Баранов А. Пенсионные системы: история и мировой опыт [Электронный ресурс] / А. Баранов // Сайт «Навигатор пенсионного рынка». – Доступ свободный: URL:  http://www.pensiamarket.ru/forum/default.aspx?g=posts&t=367.
  3. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика. Доступ свободный: URL:  http://www.intelros.ru/pdf/strategiy2020-2012-1itog.pdf.
  4. Мироненко Н.В. Проблемы реформирования пенсионной системы РФ [Электронный ресурс] / Н.В. Мироненко // Вестник ТИСБИ: научно-информационный журнал. - Татарстан: Издательство Университета управления «ТИСБИ», 2012. - № 5. – Доступ свободный: URL: http://www.tisbi.ru/science/Documents/-28.pdf.
  5. Новые правила исчисления пенсии по старости: основные принципы и положения [Электронный ресурс] // Официальный сайт Пенсионного фонда РФ. -Доступ свободный: URL: http://www.pfrf.ru/spec/raschet_pensii/rules.html.
  6. Пенсионная реформа 2014 года в России: основные изменения [Электронный ресурс] // Сайт «Новости России». – Доступ свободный: URL:  http://www.rutinto.ru/news/economy/592/.
  7. Россия, вперед! Статья Дмитрия Медведева 10.09.2009. [Электронный ресурс]. -Доступ свободный: URL: http://www.kremlin.ru/news/5413.
  8. Хорунжая Е.А. Социальные основы управления процессом реформирования современной российской пенсионной системы / Е.А. Хорунжая. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Москва - 2009. - 22с.
  9. Эрлик С.Н. Пенсионная система России: время мудрости и решительности      [Электронный ресурс] / С.Н. Эрлик // Пенсионное обозрение. – 2010. - № 4. –Доступ свободный: URL: http://www.pensionobserver.ru/arxiv/4-4-oktyabr-dekabr-2010-g.