Дронов А.А.

 

Гражданское самосознание как фактор государственной безопасности

 

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы безопасности страны и отдельно взятого гражданина, как единые и взаимобусловленые составляющие гражданского самосознания.

Ключевые слова: воспитательные институты,  опыт, самосознание, патриотизм.

 

Самосознание и патриотизмВоспитание гражданского самосознания личности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека. Исходя из этого, невозможно отделить вопросы безопасности страны и отдельно взятого гражданина, они едины и взаимобусловлены. И именно поэтому можно говорить о гражданском самосознании, как целостном понятии, способном обеспечить безопасное существование всего государства в целом. 

Одним из основоположников воспитания гражданского самосознания в начале 20 века стал немецкий педагог Г. Кершенштейнер (1854-1932), который рассматривал народную школу и армию как наиболее действенные государственные воспитательные институты, способные формировать у молодежи желание трудиться на благо общества и защищать его. К. Д. Ушинский (1824-1870) – великий русский педагог – считал, что сам народ прокладывает себе дорогу в будущее, а воспитание только идет по этой дороге, помогая и отдельным личностям и целым поколениям, формируя нравственную основу личности гражданина: чувства национального самосознания человека, его любви к Родине. П. П. Блонский рассматривал гражданское воспитание, как политическое, а формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию. Педагогическая энциклопедия трактует формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. При этом к основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам Гражданское самосознание формируется, когда человек воспринимает реальные проблемы своей страны, осознает их и начинает защищать ее интересы. В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т. е. в условиях не только свободы, но и ответственности. То есть решать эти проблемы через личностный опыт гражданского действия, позволяющего практически реализовывать свои возможности в обществе.

Гражданский опыт и патриотизм

Гражданский опыт приобретается в семье, учебных заведениях, в общественных организациях и т. п. Утрата или ослабление подлинной гражданственности, подмена её лозунгами и вульгарным политизированным воспитанием приводят либо к воспитанию карьеристов, либо к отчуждению людей от общества, к попыткам найти понимание в антисоциальных неформальных группах. В этой связи на педагоге лежит огромная ответственность за уровень гражданского самосознания своих воспитанников. Воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества – это и есть необходимое условие формирования безопасности государства, корни истинного патриотизма.

Патриотизм, несомненно, актуален. Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных тысячелетиями. К тому же патриотизм – особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству. Гражданское самосознание прокладывает путь от человека к человеку и делает нас взаимоответственными за собственную жизнь и безопасность страны в целом. Без патриотизма нет такой ответственности. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. Поэтому, на наш взгляд основной задачей патриотов всегда было и будет: созидание собственной страны.

И в этом случае важно следующее:

– чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. В послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это национальное богатство, которое служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений, являются базой для укрепления единства и суверенитета страны;

– особенностью гражданского самосознания военнослужащих является: «Высочайшая ответственность за судьбу страны, за судьбу мира требует высочайшей нравственной силы и высокой духовной культуры, потому что столь грозное оружие должно быть только в чистых руках людей со светлым разумом, с горячей любовью к Отечеству, сознающих ответственность за свои деяния перед Богом и перед народом», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл, при посещении Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого [1].

 

Литература

 

  1. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Армия и церковь. Выступление в ВА им. Петра Великого. [Электр. ресурс]. Режим доступа: http://www. patriarchia.ru… свободный. М.: 2009. – заглавие с экрана.
  2. Военная дидактика. Учебник /Под общей ред. В.Г. Михайловского. М.: ИД «Куприянова», 2010. 503 с.