Дронова Т.А.

Профессионализм как система

 

Ключевые слова: профессионализм, деятельность, акмеология, личность, разум, сила личности, система.

Аннотация: профессионализм – это многоуровневая (интегральная) система, проявляющаяся в саморегуляции, смелости, креативности, адекватной мотивации. Потому среди значимых условий формирования профессионализма в исследованиях называются задатки, общие и специальные способности субъектов труда, состояние общества в период его становления, условия семейного воспитания и образования, доступ к культурным ценностям и пр., что составляет содержание условий так называемого предстартового периода развития профессионализма (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина).

 

Практическая деятельность профиПонятие «профессионализм» в науке достаточно новое.  Профессионализм – это высокая степень овладения какой-либо профессией, характеризуемая мастерством и высокой компетентностью.

«Профессионал» и «профессионализм» – не одно и то же. Профессионалом называют человека, который занимается какой-либо определенной деятельностью на протяжении длительного периода своей жизни, что и является его профессией, но может не быть профессионализмом. Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентации, смысла труда для самого человека.

Достижение работником определенного уровня профессионализма базируется на приобретении им необходимого объема теоретических знаний и овладении трудовыми умениями и навыками в практической деятельности.

Совершенствование в профессиональном отношении предполагает прохождение индивидом ряда этапов, включающих различные формы специального образования, рост квалификации, специализацию. Поэтому «профессионализм»  рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности).

Требования к профессионалу

Обратимся к корифею российской педагогической науки Н.В. Кузьминой, которая пишет: «Каждая профессия предъявляет субъекту деятельности (профессионалу) свои требования. Профессиональное учебное заведение знакомит будущих специалистов с этими требованиями. Профессионализм мы определяем как отражение требований профессии в личности, деятельности специалиста, индивидуальной или совокупной. Отражение имеет место не только в способах анализа профессиональной ситуации, формулировании и решении профессиональных задач, но и в способах анализа результатов, решения, а также самодиагностике причин, приведших к тем или другим результатам. Способность к саморазвитию и самокоррекции деятельности следствие накопления фонда адекватных искомых результатов и ценностных отношений, представлений, действий.

Профессионализм, как устойчивое свойство личности и деятельности специалиста, формируется в процессе профессионального образования, в отличие от мастерства. Мастерством овладевают в процессе индивидуального опыта, наблюдения, подражания, сопротивления, поиска своего пути. Это свойство может оставаться на достаточно высоком уровне только в условиях непрерывного его поддержания средствами самообразования, самоорганизации и самоконтроля.

Нужно учиться овладевать теорией профессиональной деятельности, схемами и моделями, позволяющими быть более экономным в выборе средств деятельности. Профессионализм проявляется в том, как специалист анализирует производственную ситуацию, на какие признаки ситуации ориентируется, как быстро формулирует профессиональные задачи, как антиципирует возможные результаты от того или иного способа решения текущих задач, как принимает решения и реализует их на практике, как сравнивает реальные результаты с искомыми, как реконструирует собственную деятельность и ее обосновывает.

Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности и деятельности профессионала требованиям, предъявляемым ему профессией» [1, с.10].

Профессионализм – особое свойство людей системно,   эффективно и надежно выполнять сложную  деятельность в самых разнообразных условиях. В определении «профессионализма» Н.В. Кузьминой отчетливо  просматривается ориентация на деятельностный аспект проблемы профессионализма. Оно и сейчас остается важным методологическим ориентиром. В то же время постепенно стало очевидным, что данная категория должна отражать еще и личностный аспект, поскольку профессиональные достижения обусловливаются не только совершенной системой знаний, умений и навыков, но и развитием личностно-профессиональных качеств. Такой взгляд на проблему профессионализма позволил рассматривать его как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем: профессионализма личности и профессионализма деятельности.

Профессионализм как система

По определению А.А. Деркача, профессионализм деятельности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.

Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых, акмеологических инвариантов профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.

«Таким образом, профессионализм личности и деятельности – это две стороны одного и того же явления, находящиеся в диалектическом единстве… Скорее всего, тон будет задавать все же деятельностная сторона» [2, с.4–5].

Рассмотрим акмеологические инварианты профессионализма, обеспечивающие высокую стабильную эффективность деятельности независимо от ее содержания и специфики.

Согласно В.Г. Зазыкину, общими акмеологическими инвариантами профессионализма являются:

– развитая антиципация, проявляющаяся в умении точно, далеко и надежно прогнозировать, предвосхищать развитие ситуаций, возникающих в процессе выполнения деятельности;

– высокий уровень саморегуляции, который проявляется в умении управлять своим состоянием, высокой работоспособности, стрессоустойчивости, постоянной готовности к экстренным действиям, способности мобилизовать свои ресурсы в необходимый момент;

– умение принимать решения (в том числе смелость в принятии решений, надежность решений, их своевременность и точность, нестандартность и эффективность);

креативность, проявляющаяся не только в высоком творческом потенциале, но и в специальных умениях творчески решать профессиональные задачи;

– высокая и адекватная мотивация достижений.

Следовательно, профессионализм – это многоуровневая (интегральная) система, проявляющаяся в саморегуляции, смелости, креативности, адекватной мотивации. Потому среди значимых условий формирования профессионализма в исследованиях называются задатки, общие и специальные способности субъектов труда, состояние общества в период его становления, условия семейного воспитания и образования, доступ к культурным ценностям и пр., что составляет содержание условий так называемого предстартового периода развития профессионализма (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина).

По мнению Н.В. Кузьминой, акмеологические факторы могут быть субъективными (индивидуальные предпосылки меры успешности профессиональной деятельности – мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость), а также субъективно-объективными, связанными с организацией профессиональной среды и взаимодействий, качеством управления, профессионализмом руководителей. Важнейшими акмеологическими факторами являются также стремление к самореализации, высокие личностные и профессиональные стандарты, высокий уровень профессионального восприятия и мышления, престиж профессионализма и т. п. [2, с. 15].

По мнению Сластенина: «… становление настоящего профессионала и его профессионализма закономерно сопровождается личностно-профессиональным развитием специалиста. Личностно-профессиональное развитие – это процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализм, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях» [2, с. 6]. Что соответствует определению профессионализма личности, данному Деркачом.

Как видим, понятие «профессионализм» может быть поставлено в различный понятийный контекст. Но везде «основными критериями профессионально-личностного развития выступают уровни сформированного методологического, рефлексивного, проектного и коммуникативного компонентов профессионально-педагогической культуры учителя» [2, с. 6].

         Исследуя перечисленные характеристики, обобщая их и дополняя, мы пришли к выводу, что подсистему «профессионализм личности» можно представить как триединство разума, силы личности и гуманизма. А подсистему «профессионализм деятельности» как: активность; темпоральность; интегральную креативность; профессиональные знания; толерантность; умение принимать решения; высокий уровень саморегуляции.

 Подсистема «профессионализм  личности»

Профессионал – это личность, определяющая своим выбором историко-эволюционный процесс, его будущее. Чтобы правильно отобрать опыт прошлых поколений и достойно преобразовать его в интересах поколения настоящего и будущего, природы и самого себя, необходимо триединство: разума, силы личности как силы духа,  гуманизма как отношения к людям. Взаимосопряжение трех составляющих «профессионализма личности» должно осуществляться на равных, с приоритетностью, требуемой обстоятельствами. Константное превалирование одной из трех нарушает гармонию личности.

Превалирование разума за счет угнетения гуманизма и силы духа личности, даст нам личность интеллектуально сильную, но слабую духовно. Превалирование силы духа личности за счет максимального угнетения разума и гуманизма, даст нам личность волевую, сильную, но безразличную к проблемам других. Превалирование гуманизма за счет максимального угнетения силы духа личности и разума даст нам прекрасного человека, но далекого от продуктивной профессионально-педагогической деятельности.

Равноправное гармоничное взаимодействие, взаимопроникновение и взаимообогащение трех профессионально важных составляющих даст мудрого гуманного целенаправленного педагога. Качественная взаимосвязь триединства «профессионализма личности» фокусируется в стиле мышления, формируя который, мы формируем личность профессионала. В свою очередь, уровень взаимосопряжения триединства определяет качество подсистемы «профессионализм деятельности».

Подсистема «профессионализм  деятельности»

 «Профессионализм деятельности» – это результирующая подсистема системы «профессионализм», функциональная по отношению к подсистеме «профессионализм личности». Триединство «профессионализма личности» проецируется в «профессионализм деятельности», где и обретает конкретно-видимые черты, необходимые для высококачественной деятельности. Качество деятельности оценивается по результату. В связи с этим, основным критерием качественности профессиональной деятельности мы избрали «качественность разрешения профессиональной ситуации», выделив таким образом профессиональную ситуацию как структурный элемент деятельности, исследуя который можно определить критерии «профессионализма деятельности», представленные нами выше.

Таким образом, рассмотрение профессионализма как системы открывает новые горизонты в исследовании этой интересной проблемы.

 

Список использованной литературы:

 1. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб акмеологическая академия, 1995. – 24 с.

2. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры. // В.А. Сластенин /Педагогическое образование и наука, 2008, № 12.