Дронов А.А., Дронова Т.А.

Культура безопасности профессиональной деятельности 

Личность и безопасность профессиональной деятельностиАннотация: Авторы, представляя культуру как результат деятельности человека, представляют анализ возможного варианта согласования взаимных требований личности, профессиональной деятельности и безопасности окружающей среды.

 Ключевые слова: профессия, личность, культура, результат деятельности, безопасность.

На сегодняшний день отсутствует единое понятие культуры безопасности вообще  и, как ее неотъемлемой части, культуры безопасности профессиональной деятельности, в частности. Основными качествами профессиональной деятельности являются: специальность, стабильность, точность, надежность, организованность. Однако мощная энерговооруженность технических средств и технологий, ущерб, который наносят экосистеме аварии и катастрофы, в 70% случаев которых, причиной является человеческий фактор, выдвигает современные требования к личности и результатам профессиональной деятельности человека. Становясь субъектом труда, профессии, личность должна овладеть соответствующими знаниями, умениями, навыками культуры безопасной профессиональной деятельности.

Личность и результат профессиональной деятельности человека

Личность, как творец и носитель информационного потока культуры, всегда имеет ограниченность во времени, тогда как результат взаимодействия с окружающей средой простирается в бесконечность настоящего и включает в себя многовариантность будущего в зависимости от принимаемых решений и действий каждой личности.

Многочисленные интерпретации феномена культуры (возделывание, воспитание, образование), представляют ее как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, проявленные в организации жизнедеятельности людей [2]. Именно чрезвычайная сложность самого понятия культуры предполагает, прежде всего, выделение ее главной функции (от лат. function – исполнение). И первое, на что нацеливается внимание при выявлении сущности данного явления − признание учеными наличия у культуры «адаптивно-защитной» функции (М.С.Каган, В.Г.Михайловский и др.). То есть культура изначально являла собой результат удовлетворения главной потребности человечества – безопасного существования в окружающей среде и адаптации к ее условиям. Следовательно, именно адаптивно-защитная функция культуры детерминирует формирование культуры безопасности профессиональной деятельности, как фундаментальной предпосылки выбора средств решения профессиональных задач в современных условиях, которые несут в себе определенный результат взаимодействия с окружающей средой: природной, техногенной, антропогенной.  

В этом случае, культура безопасности профессиональной деятельности предстает, с одной стороны, как результат совокупности норм, традиций, ценностей, знаковых систем, характерных для профессиональной среды, которые воспроизводит, хранит и видоизменяет субъект культуры; с другой – как результат создаваемой им же качественной связи норм, традиций, ценностей,  знаковых систем.

Слагаемые культуры безопасности профессиональной деятельности

На наш взгляд, возможным вариантом гармонизации требований личности, профессиональной деятельности и безопасности является формирование личностных качеств, которые присущи достаточно широкому перечню профессий: знания и деятельность, здоровье,  коммуникативность, ценностные ориентиры [1].

Знание служит развитию, становлению человека и является предпосылкой его участия в различных событиях, явлениях профессиональной среды, результатов его деятельности. Деятельность – одно из фундаментальных понятий классической философии, фиксирующее в своем содержании акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей среды обитания – с другой. Протекание и развитие различных процессов при этом существенно зависит от содержания и структуры деятельности: мотивов, целей, средств (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Мотивы, цели, средства являют собой основу творческой самореализации и созидания механизмов предполагающих минимальную вероятность появления возможных опасностей в профессиональной среде.

Хорошее здоровье составляет главную ценность для каждого человека. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно решать не только профессиональные, но и бытовые проблемы в современных условиях. Однако, подлинная красота человека – это синтез духовного и физического совершенства. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума. Как цемент в строительном растворе укрепляет стойкость строительных конструкций к воздействию разрушающих факторов, так духовность является основой индивидуальной системы поведения и здорового образа жизни.

Знания, деятельность, здоровье невозможно сформировать без коммуникативности. Во-первых, любая деятельность немыслима вне общения – это процесс постоянного взаимодействия, обмена информацией: сотрудничество, участие, помощь, поддержка, способность приходить к согласию по спорным вопросам. Во-вторых, невозможно что-либо познать вне информационного сравнения, анализа, общения: личностные особенности друг друга, интересы, увлечения, знания, взаимные оценки и самооценка… В-третьих, человек не может существовать вне общества, которое оказывает большое влияние на наше здоровье сопереживанием, сочувствием, уважением, оценкой нашей деятельности. И, в-четвертых, невозможно реализовать никакие принципы безопасности, если люди не умеют слышать и понимать друг друга, находить компромиссные решения.

Исследовательская практика показала, что невозможно прийти к единому пониманию целей и задач в процессе профессиональной деятельности без наличия нравственной позиции, ответственности, гуманистических принципов. Именно эти факты привели к выводу о необходимости формирования такого слагаемого культуры безопасности профессиональной деятельности как: ценностные ориентиры. Это слагаемое представляет собой особый феномен положительной значимости в безопасной деятельности людей и акцентирует нравственно-ценностную позицию специалистов: уровень духовно-нравственного самосознания, понимание специфической природы духовности, ее особого места в структуре бытия и сознания.

Заметим, что указанные слагаемые имеют акмеологическое содержание и отражают высокий уровень профессионализма, так как достижение достаточного уровня культуры безопасности профессиональной деятельности необходимый процесс профессионального становления любого специалиста. Его устремленность к безопасному самовыражению, наращиванию и реализации своего творческого потенциала как индивида, личности и субъекта профессиональной деятельности позволяет достичь профессионального мастерства и овладеть вершинами профессионализма.

Таким образом, под культурой безопасности профессиональной деятельности мы понимаем результат профессиональной деятельности человека, который предопределяет необходимое и достаточное условие нормированного уровня безопасности окружающей среды за счет совокупности личностных качеств специалистов профессиональной сферы.

Литература

  1. Дронов А.А., Дронова Т.А. Логистические методы исследования личностного и профессионального развития человека/А.А.Дронов, Т.А.Дронова//Материалы IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 1-15 июня 2014 г.) – Акмеология. Научно-практический журнал.– Специальный выпуск №1-2 (2014). – С.73-74.
  2. Новейший философский словарь. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.–1280 с.