Уважаемые читатели! Наш журнал начинает публиковать книгу Академиков РАО
Бондыревой С. К и Колесова Д.В.: "Выживание (факторы и механизмы)"
Психика, поведение, выживание
Выживание может достигаться только сочетанием двух способов: физиологического и поведенческого. К первому относится изменение интенсивности протекающих в организме жизненных процессов – в соответствии с изменениями внешней среды. Ко второму относятся изменения в поведении индивида, который – благодаря своим психическим возможностям – учитывает особенности окружающей и (в первую очередь) социальной среды. Вместе с тем, поведение позволяет индивиду лучше приспосабливаться и к природным факторам – путем создания и использования рукотворных предметов, способствующих его выживанию в самых различных условиях: начиная от одежды и кончая искусственно создаваемой средой обитания (к примеру, кабина космического корабля, условия в которой позволяют человеку находиться в безвоздушном пространстве, где к тому же большие перепады температуры и космическое излучение...).
В следующих главах мы расскажем об основных факторах и механизмах выживания современного человека в складывающихся для него условиях. Понятие «условие» весьма содержательно и емко: оно обобщает всю совокупность любых факторов за пределами ограниченности живого существа от всего окружающего, и все богатство окружающего мира так или иначе предстает для индивида, как условия его жизни. Надо лишь добавить, что условия могут быть актуальными (конкретная среда, в которой находится индивид) и потенциальными, которые могут складываться при переезде в другую местность или смене рода занятий. Но при этом главным все же остается потенциал психических возможностей и жизненной энергии, которыми располагает индивид: одни «умеют жить», другие «не умеют», и поэтому, находясь в одинаковых условиях, обладают различным потенциалом выживания. От чего это зависит?
Потенциал выживания
Во-первых, особенности менталитета (гл. 2): «образ мыслей», содержательные и динамические параметры
психической деятельности, в том числе доминирующие в психике индивида образы и понятия, воспринимаемые им, как ценности: на них он и ориентирует свое поведение, лучше ли, хуже согласовывая его с конкретными условиями. Ведь порою увлеченный чем-либо индивид не замечает того, что находится у него «под ногами», и очевидно, что такая увлеченность выживанию не способствует. Другой же индивид способен сочетать увлеченность с чувством реальности, проявляя (жизненную) мудрость.
Во-вторых, это степень одаренности индивида в плане каузальной атрибуции (гл. 3): способности «читать поведение» других индивидов. Такая способность позволяет не только лучше понимать и учитывать характер их намерений, но и лучше к ним относиться, т. к. при этом выявляется то общее, что есть у всех, пусть конкретные проявления их жизненной активности в тех или иных ситуациях и различны. Хорошо выраженная способность к каузальной атрибуции снимает много недомолвок, недопонимания и подозрений, нередко возникающих во взаимоотношениях в сообществе и снижает потенциал взаимной враждебности.
В-третьих, способность индивида не ввязываться в конфликты, а оказавшись в таком положении, стремиться искать и уметь находить компромиссы (гл. 4). Сюда же относится и способность индивида воздерживаться от участия в делении того, без чего он мог бы обойтись. Но не все к этому способны: ситуация деления кем-либо чего- либо сразу же некоторых из числа ее наблюдающих начинает их затрагивать, и они – вопреки своим подлинным интересам – в нее ввязываются.
В-четвертых, способность индивида к идентификации с другими, базирующаяся на переживании глубинного сходства между всеми представителями нашего вида (гл. 5). Способность к идентификации снимает множество проблем, возникающих во взаимоотношениях индивидов и порою весьма их отягощающих, вплоть до непримиримой враждебности. Полноценная идентификация способствует сотрудничеству и тем самым – совместному (более
успешному) разрешению индивидами их жизненных проблем.
В-пятых, успешность выживания во многом зависит от того, как индивид относится к свободе, как ее он воспринимает (гл. 6): ориентируясь на четкие границы для проявлений своей активности, или стремясь к их «безграничности». Здесь важно понимать, что свобода выбора – это свобода предпочтения одного другому, но всегда – в пределах наличного, причем любой выбор ведет к тем или иным последствиям, в условиях которых индивид может оказаться несвободным. И кроме того, сама ситуация выбора порождается какой-либо нуждой, а нужда – наиболее характерное проявление несвободы. Более того, и сама свобода выбора производна от наличия различий между выбираемым: если различий нет, то нет и такой свободы (вспомним Буриданова осла: он оказался неспособен предпочесть одну охапку сена другой именно потому, что они были одинаковы, а он рассуждал строго логично).
Следовательно, сама природа вещей ограничивает индивида в проявлениях его активности. А понятие свободы неразрывно связано с понятием несвободы: если нет несвободы, то и о свободе говорить не приходится. При этом все же, чем больше у индивида способов действия в той или иной ситуации, и чем больше объектов, среди которых какому-либо он может отдать предпочтение, тем больше зона его свободы. Сам же по себе выбор есть проявление именно несвободы (нужды), но при этом же он может быть более свободным или менее: от самого индивида зависит – что именно предпочесть другому, но и всегда ему приходится нести издержки в связи с возможными последствиями своего выбора.
Последствия выбора выживания
В-шестых, большим потенциалом выживания обладает способность индивида к опережающему отражению: к целеполаганию, психическому выходу за пределы наличной (не всегда благоприятной) ситуации (гл. 7). Умение структурировать цель позволяет индивиду видеть направление и возможный характер своих последующих действий и позитивно переживать само наличие такой возможности, что существенно улучшает его психическое состояние, не говоря уже о конкретных достижениях. Это позволяет индивиду благополучно для себя переживать свой успех, избегая порою связанного с ним психического «тупика», который имеет ряд отличий от фрустрации.
В-седьмых, большим потенциалом выживания обладает здравый смысл, или говоря точнее, индивид, обладающий здравым смыслом (гл. 8), всегда более жизнеспособен, чем тот, кто углубляясь порою в очень сложные процессы и явления, от реальности при этом отрывается. Ведь здравый смысл всегда подчинен доминанте жизни (выживания), и его наличие выражает способность индивида ориентировать свои действия в первую очередь именно этим, и лишь во вторую чем-либо быть может и захватывающе интересным, но не столь жизненным.
В-восьмых, существенным фактором различий в жизнеспособности индивидов является половая принадлежность (гл. 9): не случайно, во всем мире женщины живут дольше мужчин, а это значит, что способность женщин к выживанию выше. Причем, как и в случае с мужчинами, «крутые» особы в число долгожительниц не попадают: отказ от своей выверенной веками женской сущности – несомненное проявление дефекта жизнеспособности.
В-девятых, важным фактором выживания является способность индивида (и организма, и психики) к адаптации: к своевременному и четкому восприятию факторов окружающего мира и оценке их значимости, что позволяет ему находить меру адекватного ответа, сохраняя при этом свою определенность, самобытность, суверенитет (последний может быть и биологическим, и психологическим, и социальным). Важным также является умение индивида правильно вести себя в ситуациях, значительно отличающихся от повседневных и чреватых большим ущербом для здоровья или даже гибелью: даже при стихийных бедствиях и катастрофах одни погибают, другие – выживают. Если бы выживание в них вообще было невозможным – вследствие катастрофического воздействия факторов ситуации, то должны были бы погибнуть все. Но если некоторые все же выживают, значит и другие в принципе могли бы достигать того же. Так что многое здесь зависит от индивидуальных особенностей человека, включая и полезные для продолжения его жизни навыки и умения (гл. 10 и 11).
Наконец, матрица выживания (гл. 12). Здесь воедино сведены все главнейшие факторы выживания и показана роль поведения индивида и физиологической адаптации его организма – в самоподдержании и самосохранении – двух базисных феноменах, содержание которых является основным в содержании понятия «выживание»: именно путем самоподцержания и самосохранения жизнь индивида становится непрерывной, хотя и лишь в отведенном ему природой и судьбой временном периоде, который и есть его «продолжительность жизни».
В дополнение к сказанному укажем некоторые принципы выживания – с точки зрения психики и поведения, которые можно было бы отнести к сфере жизненной мудрости.
- Надо уметь различать среди всего множества ситуаций те, где важнее (выгоднее) проявлять терпение, и те, где важнее (выгоднее) – инициативу.
- Следует четко различать ситуации те, где опаснее «перестараться», и те, где опаснее «недостараться», экономя силы без нужды.
- Можно надеяться на других (каждый имеет на это право), но полагаться следует только на себя: каждый индивид должен быть готовым самостоятельно доводить начатое до конца, расценивая помощь других только как содействие успеху, но не как его основание: основанием успеха всегда должны быть собственные усилия, и их меру желательно определять заранее.
- Активность индивида всегда должна иметь вектор: им может быть четко определенная цель, четко сформулированная и поставленная перед собой задача, соотнесенные с подлинными жизненными интересами. Конечно, глупость может распространяться и на процессы целепо- лагания, но все же, наличие у поведения индивида четко определенной направленности, даже если в чем-то он и неправ, всегда выгоднее томления в бездействии и психическом «замыкании» в сложившейся ситуации.
Бондырева С. К., Д.В. Колесов. Выживание (факторы и механизмы) [Электронный ресурс]/ С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство ООО «Академия творчества», 2016. – 368 с. – С.17-22.
Продолжение следует