Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru  
Статья: «Соотношение лени и ответственности  в деятельности личности» 
Автор: к.п.н. Невзорова Мария Сергеевна
NSA 011                                                                Январь 2021

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Невзорова М.С. Соотношение лени и ответственности  в деятельности личности //
Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2021. – №4 (январь). –
NSA 011 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/arkhiv-nomerov

Невзорова М.С. Мичуринск, Россия

Соотношение лени и ответственности

в деятельности личности

 

Ключевые слова: лень, ответственность, этиологические группы лени.

 Аннотация: в статье представлены основные психолого-педагогические подходы к пониманию лени как качества личности. Рассмотрены вопросы соотношения проявления субъектом лени и ответственности в деятельности в зависимости от этиологии лени.

 Невзорова М.С. к.п.н., Мичуринск, РоссияВопрос соотношения лени и ответственности в составе личности человека – на сегодня остается одним из ключевых для психологии и педагогики труда и обучения. Все чаще в науке и практике  воспитания поднимается проблема формирования субъективной ответственности. Ответственность понимается нами как интегральное качество личности, позволяющее осуществлять сознательное, целенаправленное, обусловленное ценной мотивацией и волей поведение, а также конструктивно варьировать способы и рефлексировать результаты своей деятельности, инициативно и критически относиться к выдвижению новых задач, формировать потребности, предвосхищать и гарантировать результат своей деятельности [6].

Подход к пониманию лени до настоящего времени в психологической науке остается неразрешенным. Также диалектической представляется проблема определения соотношения в деятельности личности лени и ответственности: являются ли они антагонистическими качествами; могут ли являться качествами одной и той же личности; каким образом педагогическими мерами раздвинуть поле ответственности личности и ограничить проявления лени?

Лень как психолого-педагогическая категория рассматривалась И.С. Якиманской и В.В. Воробьевой, И.Н. Иголкиной, П.Ф.Каптеревым, В. Леви, Е.Л. Михайловой Е.В. Мануковской и другими.

Словарь психолога-практика (сост. С.Ю. Головин) определяет лень как универсальное средство защиты от бесполезного труда. Чаще всего – следствие неуверенности в цели, отсутствия стимулов, просто многолетней усталости. Чтобы разобраться в лени, нужно уточнить ее суть [7, 312].

Дронова Т. А.

 Синкретизм семейного бытия и его научное исследование 

 И в минувшем, и в грядущем
Лишь один закон всесилен –
Не проходит безмятежно
Человеческая жизнь.
Софокл.

Работа и чувство Все мы актеры на подмостках жизни, сказал В.Шекспир. И был прав. Но сцена – это социум. А семья – арена. Арена отличается от сцены тем, что на сцене происходит костюмированное действо с вымышленными персонажами, а на арене – хоть цирковой, хоть спортивной – обнаженные герои, демонстрирующие свое мастерство или соревнующиеся в нем, и исход не известен. На семейной арене все главные, по мере выхода (заглавное лицо – пока отец: его фамилию носит семья, а имя фиксируется в качестве отчества детей); и все полуобнаженные или обнаженные (имеется ввиду – душа); и   конец поединка никому неизвестен; и происходят здесь как цирковые представления, так и спортивные состязания: иногда буффонадного типа, а иногда с довольно драматичным концом.

Одно отличие от действительной арены – победителей на семейной арене  нет. Победой в семейных состязаниях может быть только семья, следовательно – общность. Отдельно победившая личность – это моновариант, часто именуемый одиночеством. Семья есть совместность бытия нескольких личностей, в этом ее сущность. И в этом ее непредсказуемость и сложность. Как в капле наличествует весь океан, так в семье присутствует весь спектр человеческих взаимоотношений в мире: человек – деятельность, человек – природа, человек – познание, человек – человек и т.д. Главное действующее лицо, конечно, человек, но пребывающий в системе «семья».

Дронова Т.А.

 Трансформационные процессы в обществе, семье, личности

Современные представления об эволюции ХХ век во многом оказался переломным для большей части человеческой цивилизации. Одновременно: нарушились вековые устои и  сбылись вековые мечты. Привычно въехали на коне, а вылетели на ракете; создали техногенный вид искусства – кино, вместивший в себя всех предыдущих муз, великолепно существовавших по отдельности и не без успеха конкурировавших друг с другом; и – страшно произнести – замахнулись на роль и права самого Господа Бога: стали менять пол человека и даже попытались создавать. «Когда ученые объявили об удачном клонировании, человечество пережило вторую апокалипсическую дату, от которой пойдет новый отсчет времени человеческой истории»  [2, С.27].

Все границы как бы размылись и стали подвижны. Все, таким образом, стало относительно и зыбко. Человек почувствовал себя неуверенно и неуютно в мире, который создавал для своего блага.  Что же произошло?

Неопределенность человеческой деятельности

Сила разума помогла человеку не только найти свой способ выживания в мире, но и построить техногенную цивилизацию. В процессе эволюции и революций человек построил общество, основными признаками которого являются: машинное производство, рациональная (технологически целесообразная, экономически выгодная) организация общественного труда, свободный рынок, государственная система, обеспечивающая единство гражданских прав, равенство возможностей, в том числе для образования и социального продвижения. По сравнению с первобытным обществом, когда бытие человека мало (или совсем не) отличалось от животных, человек многое изменил в своем общественном  бытии. Во многом человек изменил и самого себя, но еще более серьезно он видоизменил среду своего обитания.

Дронова Т.А.

Методология исследования семьи как системы

 

Семейные ценностиПодходы к феномену семьи в теории и практике научного исследования  

Семья есть совместность бытия нескольких личностей, в этом ее сущность. И в этом ее непредсказуемость и сложность. Как в капле наличествует весь океан, так в семье присутствует весь спектр человеческих взаимоотношений в мире: человек – деятельность, человек – природа, человек – познание, человек – человек и т.д. Главное действующее лицо, конечно, человек, но пребывающий в системе «семья».

Наряду с тем, что семьясложнейший и важнейший феномен человеческого бытия, сопровождающий человека в течение всей его жизни; семья есть мультиперсональный субъект, который должен рассматриваться во всем многообразии своих системных связей. Понимание проблем этого субъекта в целом и каждого, входящего в него индивида, в отдельности, необходимо осуществлять через изучение семейных связей и отношений, обусловленных неповторимыми структурными особенностями, мифами, традициями, ролями, ценностями и стереотипами поведения.

Значимость влияния семьи на личность, сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

Назовем основные подходы к изучению и исследованию семьи:

– семья как система;

– семья как сеть межличностных отношений;

– семья как малая группа;

–  семья как социальный институт.

Рассмотрим только один подход, который с нашей точки зрения максимально вбирает все остальные (естественно, не заменяя каждый в отдельности).

Дронова Т. А.

 

Мышление и конфликт общения

Конфликт в семьеМышление как внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву, играет первостепенную роль в общении, семейном в том числе.

Мышление, которое по своей структуре может быть познающим или эмоциональным, состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей. Поэтому человек вполне способен реагировать на ситуацию по-разному, в зависимости от обстоятельств. В действительности же мы зачастую наблюдаем картину стабильности реакций, которые зависят от сложившегося стиля мышления.

Стиль мышления – это одновременно и система знаний, и система умений, составляющих основу деятельности индивида, а также определенные психологические свойства индивида, влияющие на восприятие им поступающей извне информации. У каждого человека свой особый стиль мышления, который  зависит от того, что представляет собой человек как таковой (в широком смысле этого слова) и что определяет его индивидуальность. В стиле мышления в отрефлектированном, объективированном виде выражаются основные ценностные предпочтения человека, методы, методологические принципы и нормы его познавательной и коммуникативной деятельности. В общении стиль мышления играет первостепенную роль.

Черникова Г.В., Воронеж, Россия, Прядкина И.М., Воронеж, Россия

 

Основные направления и перспективы развития отечественной

пенсионной системы

Пенсионеры России Черникова Галина Владимировна – кандидат политических наук, доцент кафедры социальной работы и права социального обеспечения, филиал Российского государственного социального университета в г. Воронеже, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

 Прядкина Ирина Михайловна – студентка 5-го курса  факультета «Социальная работа», филиал Российского государственного социального университета в г. Воронеже,  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

 Среди важнейших преобразований в социальной политике государства особое место занимает реформирование пенсионной системы, которая затрагивает интересы нескольких поколений на протяжении достаточно долгого времени. Вопросы пенсионной реформы относятся к числу важнейших стратегических задач государства и касаются практически каждого гражданина РФ. В ее орбите почти 80% населения России: более 72 млн. работающих (51% населения) и свыше 39 млн. пенсионеров (28% населения) [9]. Это обуславливает исключительную важность принимаемых в данной сфере управленческих решений. Необходимость реформирования пенсионной системы связана также с негативными демографическими изменениями, которые происходят в России. Это наряду с важностью поиска новых подходов в решении задач материального обеспечения нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца обуславливает актуальность изучения основных направлений и перспектив развития отечественной пенсионной системы.

Дронов А.А.

 

Гражданское самосознание как фактор государственной безопасности

 

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы безопасности страны и отдельно взятого гражданина, как единые и взаимобусловленые составляющие гражданского самосознания.

Ключевые слова: воспитательные институты,  опыт, самосознание, патриотизм.

 

Самосознание и патриотизмВоспитание гражданского самосознания личности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека. Исходя из этого, невозможно отделить вопросы безопасности страны и отдельно взятого гражданина, они едины и взаимобусловлены. И именно поэтому можно говорить о гражданском самосознании, как целостном понятии, способном обеспечить безопасное существование всего государства в целом. 

Дронова Т.А.

Критерий продуктивности образовательной среды

 

Ключевые слова: Закон Парето ("пирамиды"), система "группа студентов-педагог", связь элементов образовательной среды.

Аннотация: если применить "правило пирамиды" к образовательному процессу, то становится ясным, что педагогический принцип 100% результативности в успеваемости или посещаемости нежизнеспособен. Живая система (а обучающийся коллектив именно живая открытая система) не может быть подчинена правилу неорганического тела (кирпича, например), в котором длительное время не происходит никаких видимых изменений.

 

Закон Парето в образовательной средеВсе логические процедуры и технические приемы педагогических технологий группируются вокруг таких понятий, как диагностика, проектирование и продуцирование педагогического результата. В основе диагностирования лежит специфический набор действий, дающих возможность судить в целом об интересующем исследование процессе. Сложность, что продукт педагогического творчества скрыт во времени, далеком или близком будущем, которое и проявит эффект, заложенный педагогом. Однако и в настоящем моменте присутствуют некоторые критерии эффективности образовательного процесса, которые можно использовать, не дожидаясь далеко обозримого будущего.

 

Дронова Т.А.

Профессионализм как свойство личности

 

Ключевые слова: профессионализм, деятельность, акмеология, личность, разум, сила личности, система.

Аннотация: профессионализм – это многоуровневая (интегральная) система, проявляющаяся в саморегуляции, смелости, креативности, адекватной мотивации. Потому среди значимых условий формирования профессионализма в исследованиях называются задатки, общие и специальные способности субъектов труда, состояние общества в период его становления, условия семейного воспитания и образования, доступ к культурным ценностям и пр., что составляет содержание условий так называемого предстартового периода развития профессионализма (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина).

 

Практическая деятельность профиПонятие «профессионализм» в науке достаточно новое.  Профессионализм – это высокая степень овладения какой-либо профессией, характеризуемая мастерством и высокой компетентностью.

«Профессионал» и «профессионализм» – не одно и то же. Профессионалом называют человека, который занимается какой-либо определенной деятельностью на протяжении длительного периода своей жизни, что и является его профессией, но может не быть профессионализмом. Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентации, смысла труда для самого человека.

Достижение работником определенного уровня профессионализма базируется на приобретении им необходимого объема теоретических знаний и овладении трудовыми умениями и навыками в практической деятельности.

Дронов А.А., Дронова Т.А.

Культура безопасности профессиональной деятельности 

Личность и безопасность профессиональной деятельностиАннотация: Авторы, представляя культуру как результат деятельности человека, представляют анализ возможного варианта согласования взаимных требований личности, профессиональной деятельности и безопасности окружающей среды.

 Ключевые слова: профессия, личность, культура, результат деятельности, безопасность.

На сегодняшний день отсутствует единое понятие культуры безопасности вообще  и, как ее неотъемлемой части, культуры безопасности профессиональной деятельности, в частности. Основными качествами профессиональной деятельности являются: специальность, стабильность, точность, надежность, организованность. Однако мощная энерговооруженность технических средств и технологий, ущерб, который наносят экосистеме аварии и катастрофы, в 70% случаев которых, причиной является человеческий фактор, выдвигает современные требования к личности и результатам профессиональной деятельности человека. Становясь субъектом труда, профессии, личность должна овладеть соответствующими знаниями, умениями, навыками культуры безопасной профессиональной деятельности.

Личность и результат профессиональной деятельности человека