Коэволюционность творческой деятельности
Важным условием организации творческой деятельности является коэволюционность творческой деятельности как принцип взаимопродуктивного сотрудничества.
«Коэволюция (сo – приставка, обозначающая в ряде языков совместность, согласованность; лат. evolutio – развертывание) – термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему... В широком смысле термином «коэволюция» обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем (от молекулярного и клеточного вплоть до уровня биосферы в целом)... Результатом такой коадаптивной изменчивости может быть как сохранение биосистемы в уже достигнутом оптимальном состоянии, так и ее совершенствование» (Новейший философский словарь. – Минск: Интерпрессервис : Кн. Дом, 2001. – 1280 с. – С. 514).
Рассмотрим это на примере педагога и обучаемого.
Педагог и обучающийся – это две личности как две взаимно совместимые системы. Коэволюционное становление подсистем «педагог» и «обучающийся» осуществляется как объективный процесс в рамках системы педагогического взаимодействия.
В более узком смысле понятие «коэволюция» может использоваться для обозначения процесса совместного развития образовательного пространства (среды) и группы обучающихся вместе с педагогом.
Коэволюционная творческая деятельность должна определить оптимальное соотношение интересов педагога, обучающегося и всей остальной группы, избежав при этом двух крайностей: стремления педагога к полному господству над обучающимися и смирения перед ними. Согласно принципу коэволюции педагог, для того чтобы обеспечить формирование творческих начал, должен не только изменять обучающихся в процессе педагогического взаимодействия, адаптируя их к своему пониманию, но и изменяться сам, приспосабливаясь к нуждам обучающихся и объективным требованиям времени.
Именно коэволюционный переход системы «педагог – среда образования – обучающийся» к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение сферы образования в ноосферу: взаимопродуктивное сотрудничество.
Для обеспечения этого процесса педагог должен следовать, прежде всего, нравственному императиву, который требует изменения мировоззрения педагога, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), умению ставить превыше всего не личные, а профессионально-педагогические интересы, переоценке традиционных потребительских идеалов, воспитанию альтруизма, следованию гуманной цели и привнесению высокого смысла.
Лишь только при этих условиях взаимодействие людей в процессе жизнедеятельности станет коэволюционным сотрудничеством, приносящим благо для всех нас.
С уважением, Т.А.Дронова