Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Материал по теме "Очерки истории педагогики"
ГЛАВА 1. Русская школа в первой четверти XVIII в.
1.5. Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы
ОИП 006                                                                Декабрь 2020

 

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Школа математических и навигацких наук. Морская академия /Очерки истории педагогики.
Глава 1. // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №3 (декабрь). – ОИП 006 –URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki

 

1.5. Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы

 

Адмиралтейские школыВ первой четверти XVIII в. возникают государственные гарнизон­ные и адмиралтейские школы для обучения детей солдат и матросов. Школы предназначались для подготовки унтер-офицеров и других лиц младшего командного состава армии и флота, а также мастеровых для строительства судов и обслуживания кораблей. Эти школы находились на полном государственном содержании. Первая гарнизонная школа для солдатских детей была открыта еще в 1698 г. при артиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали грамоте, счету и бом­бардирскому делу[1]. Школы для солдатских детей имелись также при артиллерийской и инженерной школах в Петербурге. В 1721 г. после­довало распоряжение об учреждении гарнизонных школ при каж­дом полку на 50 солдатских детей для обучения их грамоте и мастерствам[2].

Специальный указ Петра I об учреждении адмиралтейских школ издан 28 ноября 1717 г. В нем предлагалось адмиралтейскому ведом­ству «плотничьих, матросских, кузнечных и прочих мастерств всех за­писных учить русской грамоте и цифири». Требование о создании ад­миралтейских школ подтверждено «Адмиралтейским регламентом» (1722).

В официальных документах эти школы назывались «русскими» (ос­новными предметами обучения в них были чтение, письмо и счет, пре­подавание шло на русском языке). Этим названием их отличали от «разноязычных», «немецких» и «латинских» школ того времени, в кото­рых главными предметами обучения были иностранные языки.

Первая адмиралтейская русская школа открыта в Петербурге в 1719 г. В том же году подобные школы открыты в Кронштадте и Ре­веле, а затем (около 1720 г.) в Таврове и при Петербургской партику­лярной верфи (1722)[3].

В первой четверти XVIII в. возникли и первые школы, готовившие квалифицированных рабочих и мастеров. Это были горнозаводские шко­лы. Первая из них открыта в 1716 г. по инициативе коменданта Оло­нецкой провинции В. И. Геннина на Петровском заводе — на территории Карелии. Адмиралтейская коллегия для обучения послала в школу пер­вых ее учащихся — 20 подростков из бедных дворянских семей[4]. Еще до открытия этой школы там же, на Олонецких заводах, учили горному делу юношей, мобилизованных правительством для работы на горных заводах, а также 12 воспитанников «из нижних чинов» Московской школы математических и навигацких наук доменному, кузнечному и якорному мастерствам. В Петрозаводской школе учились и дети посе­ленцев новой Петровской слободы. В школе помимо письма и чтения изучалась арифметика, геометрия, артиллерия, горное дело.

Несколько горнозаводских школ создано на Урале В. Н. Татище­вым, крупным деятелем русской культуры того времени [5]. Работая на­чальником Главного управления сибирскими и казанскими казенными заводами, он в 20-х гг. создал цифирные и «словесные» горнорудные школы при уральских государственных заводах (Уктус, Кунгур, Алапаевск, Н. Тагил и др.). В 1724 г. Уктусская школа была переведена в Екатеринбург[6], где создана горнорудная школа повышенного типа. Этот город стал главным центром горнозаводского образования на Урале. Устройством центральной школы в Екатеринбурге после В. Н. Татищева занимался также его преемник В. И. Пнин. В эти школы принимались дети нижних чинов и работных людей. Учащиеся проходили практику на заводах.

Гарнизонные, адмиралтейские, горнозаводские школы Урала и Олонецких заводов получили дальнейшее развитие во второй четверти XVIII в. Они сыграли положительную роль в распространении грамот­ности и технических знаний среди низших сословий, в подготовке кад­ров для армии и флота, строительного дела и промышленных пред­приятий.

 

[1] См.: Л. Г. Бескровный. Русская армия и флот в XVIII веке. М., 1958, стр. 171.

[2] См: М.   С.  Лалаев    Исторический   очерк  военно-учебных  заведений  .   Ч   1—2.   СПб.,   1880,   стр.   10.

[3] См.: А. А.  Буров   Петербургские  «русские»   школы  и  распространение грамотности  среди  рабочих в первой половине XVIII в. Л.,  1957, стр.  11.

[4] См:  К.  Петров.   Материал  для   истории   учебных  заведений Министерства    народного просвеще­ния.   История  Олонецкой   дирекции  до   1808  г.   «Журнал   Министерства   народного   просвещения:», 1866, ч. .132, декабрь, приложение, стр. 3.

[5] О его педагогических взглядах см.  стр.  51—56.

[6] С 1924 г. Свердловск.