Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Материал по теме "Очерки истории педагогики" ГЛАВА 1. Русская школа в первой четверти XVIII в. 1.5. Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы ОИП 006 Декабрь 2020 |
Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Школа математических и навигацких наук. Морская академия /Очерки истории педагогики.
Глава 1. // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №3 (декабрь). – ОИП 006 –URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki
1.5. Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы
В первой четверти XVIII в. возникают государственные гарнизонные и адмиралтейские школы для обучения детей солдат и матросов. Школы предназначались для подготовки унтер-офицеров и других лиц младшего командного состава армии и флота, а также мастеровых для строительства судов и обслуживания кораблей. Эти школы находились на полном государственном содержании. Первая гарнизонная школа для солдатских детей была открыта еще в 1698 г. при артиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали грамоте, счету и бомбардирскому делу[1]. Школы для солдатских детей имелись также при артиллерийской и инженерной школах в Петербурге. В 1721 г. последовало распоряжение об учреждении гарнизонных школ при каждом полку на 50 солдатских детей для обучения их грамоте и мастерствам[2].
Специальный указ Петра I об учреждении адмиралтейских школ издан 28 ноября 1717 г. В нем предлагалось адмиралтейскому ведомству «плотничьих, матросских, кузнечных и прочих мастерств всех записных учить русской грамоте и цифири». Требование о создании адмиралтейских школ подтверждено «Адмиралтейским регламентом» (1722).
В официальных документах эти школы назывались «русскими» (основными предметами обучения в них были чтение, письмо и счет, преподавание шло на русском языке). Этим названием их отличали от «разноязычных», «немецких» и «латинских» школ того времени, в которых главными предметами обучения были иностранные языки.
Первая адмиралтейская русская школа открыта в Петербурге в 1719 г. В том же году подобные школы открыты в Кронштадте и Ревеле, а затем (около 1720 г.) в Таврове и при Петербургской партикулярной верфи (1722)[3].
В первой четверти XVIII в. возникли и первые школы, готовившие квалифицированных рабочих и мастеров. Это были горнозаводские школы. Первая из них открыта в 1716 г. по инициативе коменданта Олонецкой провинции В. И. Геннина на Петровском заводе — на территории Карелии. Адмиралтейская коллегия для обучения послала в школу первых ее учащихся — 20 подростков из бедных дворянских семей[4]. Еще до открытия этой школы там же, на Олонецких заводах, учили горному делу юношей, мобилизованных правительством для работы на горных заводах, а также 12 воспитанников «из нижних чинов» Московской школы математических и навигацких наук доменному, кузнечному и якорному мастерствам. В Петрозаводской школе учились и дети поселенцев новой Петровской слободы. В школе помимо письма и чтения изучалась арифметика, геометрия, артиллерия, горное дело.
Несколько горнозаводских школ создано на Урале В. Н. Татищевым, крупным деятелем русской культуры того времени [5]. Работая начальником Главного управления сибирскими и казанскими казенными заводами, он в 20-х гг. создал цифирные и «словесные» горнорудные школы при уральских государственных заводах (Уктус, Кунгур, Алапаевск, Н. Тагил и др.). В 1724 г. Уктусская школа была переведена в Екатеринбург[6], где создана горнорудная школа повышенного типа. Этот город стал главным центром горнозаводского образования на Урале. Устройством центральной школы в Екатеринбурге после В. Н. Татищева занимался также его преемник В. И. Пнин. В эти школы принимались дети нижних чинов и работных людей. Учащиеся проходили практику на заводах.
Гарнизонные, адмиралтейские, горнозаводские школы Урала и Олонецких заводов получили дальнейшее развитие во второй четверти XVIII в. Они сыграли положительную роль в распространении грамотности и технических знаний среди низших сословий, в подготовке кадров для армии и флота, строительного дела и промышленных предприятий.
[1] См.: Л. Г. Бескровный. Русская армия и флот в XVIII веке. М., 1958, стр. 171.
[2] См: М. С. Лалаев Исторический очерк военно-учебных заведений . Ч 1—2. СПб., 1880, стр. 10.
[3] См.: А. А. Буров Петербургские «русские» школы и распространение грамотности среди рабочих в первой половине XVIII в. Л., 1957, стр. 11.
[4] См: К. Петров. Материал для истории учебных заведений Министерства народного просвещения. История Олонецкой дирекции до 1808 г. «Журнал Министерства народного просвещения:», 1866, ч. .132, декабрь, приложение, стр. 3.
[5] О его педагогических взглядах см. стр. 51—56.
[6] С 1924 г. Свердловск.