Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Материал по теме "Очерки истории педагогики" Глава 1. 1.6. Архиерейские школы ОИП 007 Январь 2021 |
Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу
следует следующим образом: Очерки истории педагогики. Глава 1. 1.6. Архиерейские школы//
Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. –
2021. – №4 (январь). – ОИП 007 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki
1.6. Архиерейские школы
Укрепляя абсолютную монархию, Петр I стремился полностью подчинить государству церковь и превратить ее в послушное орудие государства. Он ставил задачей сломить церковную оппозицию его реформам, создать новое, образованное духовенство, полностью поддерживающее его политику, способное решать важные государственные задачи. После смерти патриарха Адриана (1700) Петр I отложил избрание нового «владыки». Руководство церковью было возложено на «местоблюстителя патриаршего престола» — на одного из крупных церковных деятелей того времени, воспитанника Киевской академии, митрополита Рязанского Стефана Яворского.
Стефан Яворский, не оправдавший возлагаемых на него императором надежд, фактически с 1712 г. был отстранен от управления церковными делами. Верным соратником Петра I по преобразованию церкви, превращению ее в надежное орудие государства стал Феофан Прокопович, один из самых видных деятелей церковного просвещения, горячий приверженец новых общественных реформ. По заданию Петра I и при его непосредственном участии Ф. Прокопович составил «Духовный регламент»[1]. Утвержденный царем 25 января 1721 г., этот документ коренным образом изменил положение православной церкви в государстве и по-новому определил ее роль в общественной жизни вообще, в деле просвещения в частности[2]. Церковь ставилась полностью в зависимость от государства, от императора. Управление ею поручалось Духовной коллегии, переименованной вскоре в Синод. Она была отстранена от руководства государственными светскими школами
Еще в 1701 г. по указанию Петра I Стефан Яворский, тайный его недоброжелатель, вынужден был провести реорганизацию Московской Славяно-греко-латинскои академии. Были восстановлены «учения латинские», а для преподавания новых предметов вызваны известные латинисты из Киева (латинский язык в то время был международным языком науки). Академия превращена в крупное высшее учебное заведение. В 1717 г. в ней значилось 290 учеников, а в 1725 г —629. Петр I неоднократно брал воспитанников этой академии для комплектования светских школ и для работы в государственных учреждениях. Другим высшим духовным учебным заведением оставалась Киевская академия.
В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духовных школ. Они открывались вначале по инициативе отдельных епископов, поддерживавших правительственные преобразования. Эти начальные духовные школы получили название архиерейских (устраивались под надзором архиереев, часто при их домах). Первые из таких школ открылись в Чернигове (1700), Тобольске (1702), Ростове (1702), Новгороде (1706), Смоленске (ок. 1714). По примеру Московской Славяно-греко-латинской академии в некоторых из этих школ вводилось изучение латинского и греческого языков.
В 1702 г. в Ростове открылась большая по тому времени школа, в которой училось до 200 человек. Кроме церковного чтения, письма и пения в старших классах школы изучали греческий и латинский языки. Школа просуществовала до 1709 г.
Более значительной была деятельность Новгородской архиерейской школы, где в 1706 г. занималось 100 учеников из разных сословий.
Новгородская школа имела сравнительно широкий курс образования, в ней хорошо было поставлено изучение грамматики славянского и греческого языков. Славянской грамматике обучали по учебнику М. Г. Смотрицкого, а греческому языку — по запискам, составленным учеными братьями Иоанникием и Софронием Лихудами, которые стали работать в этой школе учителями. В школе было введено преподавание и латинского языка. Учителями в Новгородской школе работали такие известные грамматисты, как Ф. Максимов, преподававший славянский и греческий языки, и латинист И. Туркевич. В 1723 г. для Новгородской школы издан составленный Ф. Максимовым новый учебник по славянской грамматике. Петр I часто использовал эту школу в государственных целях, посылая в нее учиться дворянских детей с целью подготовки их к государственной службе. За два года таких учеников набралось свыше 100 человек. Царское правительство давало школе задания по переводу и созданию книг.
После издания «Духовного регламента» Новгородская школа стала образцом при организации школ в других епархиях и центром подготовки учителей для новых духовных школ. В 1723 г. Синод приказал послать в Новгородскую школу из каждой епархии по три человека в возрасте от 15 до 20 лет для подготовки из них учителей грамматики. После окончания учения они должны были направляться «в те ж архиерейские дома, откуда кто прислан будет» [3]. В начале 20-х гг. XVIII в. при участии этой школы были организованы в Новгородской епархии 15 так называемых «меньших школ», которые открыты при крупных церквах и монастырях и охватили более 500 учащихся. Школы были открыты также в Каргополе, Старой Руссе, Олонце, Великих Луках, Тихвине, Валдае, Новом Торжке, Устюжне Железнопольской, на Оштинском погосте и в других местах. Учителями в них посылались воспитанники Новгородской школы. Доступ в школы был открыт для всех желающих (кроме крепостных крестьян), но учились в них главным образом дети духовенства. В 1726—1727 гг. во всех новгородских школах было около 1000 учеников.
В «меньших школах» ученики заучивали сначала букварь Ф. Прокоповича, а затем учили часослов и псалтырь. Обучение грамоте шло по обычному для того времени буквослагательному методу. В Каргопольской школе сверх того обучали славянской грамматике, в Новоторжской — греческому языку, а в Великолукской — риторике[4].
По «Духовному регламенту» епископам вменялось в обязанность открывать архиерейские школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. На каждую школу полагался один учитель, «который бы детей учил не только чисто, ясно и точно в книгах честь... но учил бы честь и разуметь»[5]. На содержание учителей и учащихся епископам разрешалось в своей епархии проводить особый хлебный сбор с монастырских земель. В архиерейских школах предлагалось обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, а также, говорилось в указе 1722 г., «неизлишнее будет... обучиться и арифметике... и нужнейшей части геометрии» [6].
В 1721 г. были открыты школы при Александро-Невском монастыре в Петербурге и в Нижнем Новгороде. Петербургская школа называлась словенской, в ней обучали азбуке, письму, арифметике, псалтырю, грамматике и толкованию евангелия. В 1725 г. здесь училось 82 мальчика, главным образом дети канцелярских и монастырских служителей. В Нижегородской школе было устроено три «школы» (класса): букварная, славяно-российская и эллино-греческая. В том же 1721 г. Феофан Прокопович открыл школу в Петербурге, в своем доме, для детей «всякого звания». Это была лучшая для своего времени школа как по оборудованию, так и по организации обучения. В ней преподавали славянский, русский, латинский и греческий языки, а также риторику, логику, «римские древности», арифметику, геометрию, географию, историю, рисование и музыку. Учащиеся устраивали концерты и сценические представления. Учебная работа проводилась по инструкции, специально составленной Ф. Прокоповичем, в которой был определен порядок учебных занятий и отдыха, устанавливались правила надзора за школьниками, давались наставления о поведении их в школе, общежитии, церкви, о соблюдении правил гигиены [7].
За 15 лет в школе Ф. Прокоповича обучилось около 160 человек. Многие из них пошли на гражданскую службу, стали учителями, продолжали свое образование в академической гимназии и у профессоров Академии наук. Воспитанниками этой школы были известные деятели XVIII в. А. П. Протасов, С. К. Котельников, Г. Н. Теплов и др.
В 1721—1725 гг. было открыто 13 архиерейских школ, а всего к началу второй четверти XVIII в. их имелось около 45 с 3 тысячами учащихся. Кроме указанных городов архиерейские школы имелись в Твери, Казани, Суздале, Вологде, В. Устюге, Холмогорах, Вятке, Белгороде, Иркутске и других городах. В большинстве этих школ обучали славяно-российской грамоте и церковной службе, нередко арифметике и геометрии. Многие из этих школ сначала помещались вместе с цифирными и как бы дополняли друг друга. После издания «Духовного регламента» в архиерейские школы перешла значительная часть учащихся из цифирных (главным образом дети духовенства).
В 20-х гг. некоторые архиерейские школы стали превращаться в средние духовные учебные заведения — семинарии, в которых кроме духовных дисциплин изучались логика, география, история и другие общеобразовательные предметы. Так, в 1723 г. в Холмогорах архиепископом Варнавой была открыта школа под названием славяно-латинской. В ней обучали детей разных сословий букварю и грамматике, а позже и латинскому языку[8]. В 1723 г. в эту школу поступило 89 учащихся. Одним из учеников Холмогорской школы был Семен Сабельников, у которого учился юный М. В. Ломоносов. Духовные семинарии возникали в большинстве епархий, из них выходило не только подготовленное новое духовенство, но и ряд светских деятелей.
[1] См Полное собрание законов Российской империи Т VI. СПб., 1830, № 3718, стр. 314—346.
[2] О просветительной деятельности Феофана Прокоповича см. также стр. 34, 41—43
[3] В П Шляпин Школа в г. Устюге в XVIII веке Записки Северо-Двинского общества изучения местного края. Вып. IV. Великий Устюг, .1927, стр. 4.
[4] См Е.М. Прилежаев Партикулярные школы Петровской эпохи в Новгородской епархии. Олонецкий сборник. Вып. II Петрозаводск, 1886, отдел II, стр. 76—77.
[5] Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. СПб., 1830, № 3718, стр. 323.
[6] Там же. № 4021, стр. 698
[7] См: И. Чистович Феофан Прокопович и его время Сборник статей, читаемых в Отделении языка и словесности Академии наук Т. 4 СПб., 1468, стр. G31—632, 723—728
[8] См: И. Сибирцев. К биографическим сведениям о М В Ломоносове. Архангельск 1911, стр. 21