Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Материал по теме "Очерки истории педагогики"
Глава 1. 1.6. Архиерейские школы
ОИП 007                                                               Январь 2021

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу
следует следующим образом: Очерки истории педагогики. Глава 1. 1.6. Архиерейские школы//
Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. –
2021. – №4 (январь). – ОИП 007 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki


1.6. Архиерейские школы

 

Архиерейская школаУкрепляя абсолютную монархию, Петр I стремился полностью подчинить государству церковь и превратить ее в послушное орудие государства. Он ставил задачей сломить церковную оппозицию его ре­формам, создать новое, образованное духовенство, полностью поддер­живающее его политику, способное решать важные государственные за­дачи. После смерти патриарха Адриана (1700) Петр I отложил избра­ние нового «владыки». Руководство церковью было возложено на «ме­стоблюстителя патриаршего престола» — на одного из крупных церков­ных деятелей того времени, воспитанника Киевской академии, митро­полита Рязанского Стефана Яворского.

Стефан Яворский, не оправдавший возлагаемых на него императо­ром надежд, фактически с 1712 г. был отстранен от управления церков­ными делами. Верным соратником Петра I по преобразованию церкви, превращению ее в надежное орудие государства стал Феофан Прокопович, один из самых видных деятелей церковного просвещения, горячий приверженец новых общественных реформ. По заданию Петра I и при его непосредственном участии Ф. Прокопович составил «Духовный рег­ламент»[1]. Утвержденный царем 25 января 1721 г., этот документ корен­ным образом изменил положение православной церкви в государстве и по-новому определил ее роль в общественной жизни вообще, в деле просвещения в частности[2]. Церковь ставилась полностью в зависимость от государства, от императора. Управление ею поручалось Духовной коллегии, переименованной вскоре в Синод. Она была отстранена от руководства государственными светскими школами

Еще в 1701 г. по указанию Петра I Стефан Яворский, тайный его недоброжелатель, вынужден был провести реорганизацию Московской Славяно-греко-латинскои академии. Были восстановлены «учения ла­тинские», а для преподавания новых предметов вызваны известные латинисты из Киева (латинский язык в то время был международным языком науки). Академия превращена в крупное высшее учебное за­ведение. В 1717 г. в ней значилось 290 учеников, а в 1725 г —629. Петр I неоднократно брал воспитанников этой академии для комплек­тования светских школ и для работы в государственных учреждениях. Другим высшим духовным учебным заведением оставалась Киевская академия.

В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духовных школ. Они открывались вначале по инициативе отдельных епископов, поддерживавших правительственные преобразования. Эти начальные духовные школы получили название архиерейских (устраивались под надзором архиереев, часто при их домах). Первые из таких школ от­крылись в Чернигове (1700), Тобольске (1702), Ростове (1702), Новго­роде (1706), Смоленске (ок. 1714). По примеру Московской Славяно-греко-латинской академии в некоторых из этих школ вводилось изуче­ние латинского и греческого языков.

В 1702 г. в Ростове открылась большая по тому времени школа, в которой училось до 200 человек. Кроме церковного чтения, письма и пения в старших классах школы изучали греческий и латинский язы­ки. Школа просуществовала до 1709 г.

Более значительной была деятельность Новгородской архиерейской школы, где в 1706 г. занималось 100 учеников из разных сословий.

Новгородская школа имела сравнительно широкий курс образования, в ней хорошо было поставлено изучение грамматики славянского и гре­ческого языков. Славянской грамматике обучали по учебнику М. Г. Смотрицкого, а греческому языку — по запискам, составленным учеными братьями Иоанникием и Софронием Лихудами, которые стали работать в этой школе учителями. В школе было введено препо­давание и латинского языка. Учителями в Новгородской школе работа­ли такие известные грамматисты, как Ф. Максимов, преподававший славянский и греческий языки, и латинист И. Туркевич. В 1723 г. для Новгородской школы издан составленный Ф. Максимовым новый учеб­ник по славянской грамматике. Петр I часто использовал эту школу в государственных целях, посылая в нее учиться дворянских детей с целью подготовки их к государственной службе. За два года таких учеников набралось свыше 100 человек. Царское правительство давало школе задания по переводу и созданию книг.

После издания «Духовного регламента» Новгородская школа стала образцом при организации школ в других епархиях и центром подго­товки учителей для новых духовных школ. В 1723 г. Синод приказал послать в Новгородскую школу из каждой епархии по три человека в возрасте от 15 до 20 лет для подготовки из них учителей грамматики. После окончания учения они должны были направляться «в те ж архи­ерейские дома, откуда кто прислан будет» [3]. В начале 20-х гг. XVIII в. при участии этой школы были организованы в Новгородской епархии 15 так называемых «меньших школ», которые открыты при крупных церквах и монастырях и охватили более 500 учащихся. Школы были открыты также в Каргополе, Старой Руссе, Олонце, Великих Луках, Тихвине, Валдае, Новом Торжке, Устюжне Железнопольской, на Оштинском погосте и в других местах. Учителями в них посылались воспитан­ники Новгородской школы. Доступ в школы был открыт для всех же­лающих (кроме крепостных крестьян), но учились в них главным обра­зом дети духовенства. В 1726—1727 гг. во всех новгородских школах было около 1000 учеников.

В «меньших школах» ученики заучивали сначала букварь Ф. Прокоповича, а затем учили часослов и псалтырь. Обучение грамоте шло по обычному для того времени буквослагательному методу. В Каргопольской школе сверх того обучали славянской грамматике, в Новоторжской — греческому языку, а в Великолукской — риторике[4].

По «Духовному регламенту» епископам вменялось в обязанность открывать архиерейские школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. На каждую школу полагался один учитель, «ко­торый бы детей учил не только чисто, ясно и точно в книгах честь... но учил бы честь и разуметь»[5]. На содержание учителей и учащихся епис­копам разрешалось в своей епархии проводить особый хлебный сбор с монастырских земель. В архиерейских школах предлагалось обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, а также, говорилось в указе 1722 г., «неизлишнее будет... обучиться и арифметике... и нужней­шей части геометрии» [6].

В 1721 г. были открыты школы при Александро-Невском монасты­ре в Петербурге и в Нижнем Новгороде. Петербургская школа называ­лась словенской, в ней обучали азбуке, письму, арифметике, псалтырю, грамматике и толкованию евангелия. В 1725 г. здесь училось 82 мальчика, главным образом дети канцелярских и монастырских служителей. В Нижегородской школе было устроено три «школы» (класса): бук­варная, славяно-российская и эллино-греческая. В том же 1721 г. Фео­фан Прокопович открыл школу в Петербурге, в своем доме, для детей «всякого звания». Это была лучшая для своего времени школа как по оборудованию, так и по организации обучения. В ней преподавали сла­вянский, русский, латинский и греческий языки, а также риторику, ло­гику, «римские древности», арифметику, геометрию, географию, историю, рисование и музыку. Учащиеся устраивали концерты и сценические представления. Учебная работа проводилась по инструкции, специально составленной Ф. Прокоповичем, в которой был определен порядок учеб­ных занятий и отдыха, устанавливались правила надзора за школьни­ками, давались наставления о поведении их в школе, общежитии, церк­ви, о соблюдении правил гигиены [7].

За 15 лет в школе Ф. Прокоповича обучилось около 160 человек. Многие из них пошли на гражданскую службу, стали учителями, про­должали свое образование в академической гимназии и у профессоров Академии наук. Воспитанниками этой школы были известные деятели XVIII в. А. П. Протасов, С. К. Котельников, Г. Н. Теплов и др.

В 1721—1725 гг. было открыто 13 архиерейских школ, а всего к на­чалу второй четверти XVIII в. их имелось около 45 с 3 тысячами уча­щихся. Кроме указанных городов архиерейские школы имелись в Тве­ри, Казани, Суздале, Вологде, В. Устюге, Холмогорах, Вятке, Белгоро­де, Иркутске и других городах. В большинстве этих школ обучали сла­вяно-российской грамоте и церковной службе, нередко арифметике и геометрии. Многие из этих школ сначала помещались вместе с цифир­ными и как бы дополняли друг друга. После издания «Духовного рег­ламента» в архиерейские школы перешла значительная часть учащихся из цифирных (главным образом дети духовенства).

В 20-х гг. некоторые архиерейские школы стали превращаться в средние духовные учебные заведения — семинарии, в которых кроме духовных дисциплин изучались логика, география, история и другие общеобразовательные предметы. Так, в 1723 г. в Холмогорах архиепис­копом Варнавой была открыта школа под названием славяно-латинской. В ней обучали детей разных сословий букварю и грамматике, а позже и латинскому языку[8]. В 1723 г. в эту школу поступило 89 учащихся. Одним из учеников Холмогорской школы был Семен Сабельников, у ко­торого учился юный М. В. Ломоносов. Духовные семинарии возникали в большинстве епархий, из них выходило не только подготовленное но­вое духовенство, но и ряд светских деятелей.

 

[1] См     Полное  собрание  законов   Российской   империи    Т   VI.   СПб.,   1830,   №  3718,   стр.   314—346.

[2] О просветительной деятельности Феофана Прокоповича см.   также стр. 34, 41—43

[3] В П Шляпин Школа в г. Устюге в XVIII веке Записки Северо-Двинского общества изучения местного края. Вып. IV. Великий Устюг, .1927, стр. 4.

[4] См Е.М. Прилежаев Партикулярные школы Петровской эпохи в Новгородской епархии. Оло­нецкий сборник. Вып. II Петрозаводск, 1886, отдел II, стр. 76—77.

[5] Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. СПб.,  1830, № 3718, стр. 323.

[6] Там же. № 4021, стр.   698

[7] См:  И. Чистович    Феофан   Прокопович   и   его   время    Сборник   статей,     читаемых   в   Отделении языка и словесности Академии наук   Т.   4   СПб., 1468, стр. G31—632, 723—728

[8] См: И.  Сибирцев.   К биографическим   сведениям  о  М   В    Ломоносове.  Архангельск    1911,  стр.   21