Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Материал по теме "Очерки истории педагогики" Глава 2. 2.3. Педагогические высказывания И. Т. Посошкова. 2.4. Ф. Прокопович как видный деятель просвещения ОИП 009 Январь 2021 |
Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Очерки истории педагогики. Глава 2. 2.3. Педагогические высказывания И. Т. Посошкова.
2.4. Ф. Прокопович как видный деятель просвещения.– 2021. – №4 (январь). –
ОИП 009 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki
2.3. Педагогические высказывания И. Т. Посошкова
Известный публицист и экономист первой четверти XVIII в. Иван Тихонович Посошков (1652—1726)—выходец из народной среды. Он был сыном ремесленника, мастера серебряных дел подмосковного села Покровского, сам работал «мастером денежных дел» в Оружейной палате Московского Кремля. И. Т Посошков изучил также граверное и столярное ремесла, имел винокуренный завод, предпринимал попытки организовать изготовление серы, красок, изобрел станок для чеканки медных денег, внес усовершенствование в огнестрельное дело. Он занимался всевозможными коммерческими операциями и к концу своей жизни стал купцом и землевладельцем.
И. Т. Посошков был хорошо знаком с обширной летописной литературой, со многими иностранными историческими и географическими книгами, имел обширные для своего времени познания в математике. Он остро реагировал на все вопросы, возникавшие в общественной жизни России начала XVIII в. Горячий сторонник преобразований и развития отечественной промышленности, И. Т. Посошков твердо верил в большие возможности своего народа. «Много немцы нас ушлее науками,— писал он, — а наши остротою по благодати божьей не хуже их!» Его перу принадлежат такие работы, как «Письмо о денежном деле», «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Завещание отеческое сыну своему», «Книга о скудости и богатстве»[1]. Последнее произведение закончено было незадолго до смерти автора, в 1724 г., и содержит проект реформ, направленных на превращение России в независимую, сильную, культурную и богатую страну. Вопросы образования и воспитания у И. Т. Посошкова являются составной частью его общественно-экономических проектов.
Мировоззрение И Т. Посошкова характерно для развивавшегося в начале XVIII в. сословия «купецких людей». Разрабатывая проекты реформ, он не затрагивал интересов крепостничества и абсолютизма, считая их вполне естественными и справедливыми Автор проектов был сторонником предоставления русским купцам льгот и привилегий в рамках существующего строя. Отстаивая необходимость всемерного развития промышленности и торговли, этот экономист-самоучка выделял особую роль купечества, считая, что только через него «всякое государство богатится». Он предлагал полнее использовать природные богатства и недра страны, строить больше казенных мануфактур, развивать различные промыслы, производить все товары для себя и для продажи за границу.
В «Книге о скудости и богатстве» И. Т. Посошков защищает до некоторой степени и интересы крестьянства, подвергая резкой критике произвол дворян. Он с гневом пишет о помещиках, которые излишне обременяют крестьян, вгоняя их в нищету и тем самым разоряя государство. «Крестьянам помещики не вековые владельцы», — заявляет он в этой книге. Это, однако, не означало, что автор был противником крепостного права. Он осуждал здесь лишь произвол помещиков. В то же время автор проекта требовал ограничить права на крестьянский труд, определить законом размер крестьянских повинностей и отделить крестьянскую землю от помещичьей.
Сочинения И. Т. Посошкова были проникнуты религиозностью, нетерпимостью к иноверцам. Вместе с тем он ставил вопрос о воспитании нового духовенства, о повышении его образованности. На это сословие он возлагал обязанность учить и воспитывать детей в школах. Для образования духовенства, по его мнению, следует заводить особые школы. В одной из записок к Стефану Яворскому (1707) он рекомендует учредить «великую патриаршую академию», пригласив для преподавания в ней ученых из Греции, а также открыть во всех епархиальных городах грамматические школы для обучения детей духовенства, укомплектовав их русскими учителями.
И. Т. Посошков настойчиво ставил вопрос об организации широкой сети школ в России. В своих сочинениях талантливый писатель и экономист неоднократно поднимал вопрос об улучшении печатного дела, о печатании книг на русском языке и создании учебников и пособий. Для этой цели он считал нужным упростить церковнославянский алфавит (это было сделано, как мы уже отмечали ранее, в 1710 г.).
Особое значение в отличие от других просветителей тех лет И. Т. Посошков придавал распространению грамотности среди крестьян. В «Книге о скудости и богатстве» он пишет, что среди крестьян нег грамотных людей, поэтому необходимо «поневолить» крестьян для их же пользы отдавать детей учить грамоте. Их следует обучать чтению и письму три-четыре года, используя в качестве учителей духовенство. При этом автор считал необходимым обучать не только русских, но и детей других национальностей, населявших Россию. Он считал нужным определить законом, чтобы помещики позаботились о повсеместном-обучении крестьянских детей, отмечая, что грамотные крестьяне принесут больше пользы помещикам и государству.
В «Завещании отеческом сыну своему» (1719—1720) И. Т. Посошков подробно останавливается на вопросах воспитания. «Завещание» состоит из предисловия и девяти глав. Правила человеческого общежития и требования к воспитанию, излагаемые в них, не противоречат сложившейся авторитарной системе религиозного воспитания. По мнению автора, детей следует держать «в великой грозе», «ни малыя воли» им не давать, сурово наказывать, помня, что «кой человек в наказании возрастает, тот всегда добрый человек будет». Однако им по-новому рассматривается вопрос об отношении к книге и к учению. Учение следует начинать в годы отрочества, подчеркивается в «Завещании», обучать надо не только славянскому, но и другим языкам, а также арифметике. В программу образования юноши И. Т. Посошков включил обучение «художеству» (рисованию), овладение которым способствует «всякому мастерству».
Автор продумал и последовательность обучения указанным предметам: начинать обучение со славянского чтения; когда же в нем школьники «крепко навыкнут», перейти к славянской грамматике; после того как юноша научится писать и изучит арифметику (до деления), перейти к иностранным языкам и «художеству». Следует приучить юношу регулярно читать книги, для чего ему на каждый день надо давать «зарок, колико листов книг прочитати». И. Т. Посошков дает советы о том, как учиться по книгам: читать их не быстро, а «с прилежным вниманием», держать при себе бумагу и чернила, чтобы выписывать, что понравится, отмечать, откуда это место взято и где может пригодиться.
И. Т. Посошков мечтал о том, когда в России будет много хорошо знающих свое дело специалистов, которые смогут заменить иноземцев. Как он справедливо отмечал, среди иностранцев было много невежественных и корыстных людей, пренебрегавших интересами России. Для того чтобы юноши смогли приобрести разносторонние знания, И. Т. Посошков не возражает посылать их за границу, рекомендуя при этом для них широкую программу обучения инженерному, корабельному и морскому делу. Он считает необходимым изучать иностранные языки (французский, немецкий); арифметику, которая, по его мнению, «всем математическим наукам дверь и основание есть», затем «сокращенную математику», включающую в себя геометрию, архитектуру и фортификацию; «ведение земного глобуса», «искусство земных и морских чертежей», компас, «течение Солнца» и др.[2]. От учения, по его убеждению, «Россия наша яко от сна пробудится и просветится яко солнце».
Большое значение И. Т. Посошков придавал нравственному воспитанию на основе религиозного учения, требовавшего страха и покорности. Он считает необходимым воспитывать любовь и преданность отечеству, трудолюбие, скромность. Выполнение же воинского долга ставит превыше всего. «В ратном деле, — наставляет он сына, — буди тверд, противо неприятеля стой неплошно, и буди бесстрашен... Всего же паче блюди себя от измены... лучшити смерть прияти, нежели изменити»[3]. Указывая, что если кто «в юности научится злу, то уже и в старости добрым человеком не будет», И. Т. Посошков требует от родителей с самых малых лет строго следить за тем, чтобы сын «никогда празден не был», никого не обижал, всякому делал добро, говорил правду, не приучался к роскоши, а был бы обучен «и нужду всякую терпеть». Он советует родителям помнить, что украшать себя надо не золотом и серебром, а храбростью, правосудием, правдивым и твердым словом, а также «книжным учением» и разумом.
Элементы буржуазной идеологии в проектах И. Т. Посошкова были истолкованы как опасные для государства, и их автор после смерти Петра I окончил свою жизнь в Петропавловской крепости.
2.4. Ф. Прокопович как видный деятель просвещения
Феофан Прокопович (1681 — 1736) родился в Киеве, в семье торговца, а воспитывался у своего дяди, ректора Киевской академии. В ней будущий общественный деятель основательно изучил русский и латинский языки, по окончании философского класса продолжал образование в Польше, а затем Риме, где овладевал поэзией, риторикой, философией, «римскими древностями». Вернувшись на родину, он стал учителем Киевской академии, а через некоторое время ее ректором и профессором богословия. Прокопович имел обширные знания по литературе, истории, математике, он сумел создать огромную библиотеку, насчитывавшую свыше 30 тысяч книг по различным отраслям знания. В 1716 г. он переехал в Петербург и стал одним из близких и верных помощников Петра I в проведении церковной реформы, о чем мы уже говорили в связи с освещением деятельности архиерейских школ (сгр. 32—34). Он вел активную борьбу с реакционной частью духовенства, враждебно относившейся к деятельности Петра. Вместе с А. Д. Кантемиром и В. Н. Татищевым Ф. Прокопович составил «ученую дружину», которая обосновывала в своих работах необходимость абсолютизма и общественных реформ Петра I.
Он оказывал своим друзьям из «ученой дружины» поддержку в их литературных и политических выступлениях, был убежденным сторонником просвещения, инициатором ряда культурных начинаний, содействовал печатанию светских книг, развитию школьного дела, распространению научных знаний.
По поручению Петра I Прокопович, о чем уже также говорилось нами в начале главы, написал лучший для того времени букварь «Первое учение отроком». Открытая им в 1721 г. в своем доме школа для сирот и бедных детей «всякого звания», как уже отмечалось, считалась передовой школой того времени (см. стр. 34).
В своих сочинениях Ф. Прокопович горячо доказывал, что «учение доброе и основательное есть корень всякой пользы обществу», советовал шире распространять грамотность среди населения и устраивать школы во всех епархиях. Для образования духовенства он считал нужным открыть школы при всех архиерейских домах.
В «Духовном регламенте» Ф. Прокопович разработал подробный план устройства высшей духовной школы — академии, которая, по замыслу, должна была стать прежде всего общеобразовательной школой, открывать воспитанникам дорогу «к разным делам» — не только к церковным, но и к гражданским. Учиться в академии могли не только дети духовенства, но и других сословий — приказных, дворян.
Ф. Прокопович выступил с критикой схоластического «мечтательного» учения, по причине которого люди «глупейшими бывают». Он стремился придать школе научный характер. По предлагаемому им учебному плану академии в ней должны были изучаться семь последовательных циклов предметов: 1) грамматика «купно» с географией и историей; 2) арифметика и геометрия; 3) логика или диалектика; 4) риторика «купно или раздельно» с поэзией; 5) физика вместе с краткой метафизикой; 6) политика; 7) богословие. Новым в учебном плане было выделение географии и истории в самостоятельные учебные дисциплины и введение особых циклов математики и физики, изучение политики, сокращение курса богословия с четырех до двух лет.
Обучение в академии предлагалось начинать с грамматики латинского и греческого языков (одного из них или сразу обоих). Изучение грамматики, по замыслу автора проекта, вначале соединялось с географией, а потом с историей. Географию надлежало изучать «на карте» и «на глобусе», так, чтобы ученики могли показать, где находится та или иная часть света или государство. Указывая на связь географии и истории, Прокопович писал, что изучать историю без географии — значит «как бы с завязанными глазами по улицам ходить».
Большое внимание Ф. Прокопович уделил подбору учителей и организации обучения. Он считал, что будущих учителей надо подвергнуть тщательной проверке и лишь после этого допускать к преподаванию. Приступая к учению, преподаватель должен вызвать интерес учащихся к науке, рассказать кратко, но ясно, «какая сила есть настоящего учения» и «чего хощем достигнуть через сие или иное учение». Важно, чтобы ученики видели «берег, к которому плывут», и охотнее брались бы за дело. По мнению Прокоповича, учитель должен учить «не по чужим сказкам, но по своему ведению». Будучи сторонником строгого порядка и организации жизни учащихся, Прокопович рекомендовал составить «устав, что надлежит знать и делать ученикам по дням и по часам». Академия должна была иметь «довольную библиотеку» для учеников и посторонних «охотников чтения».
При академии предлагалось открыть среднее учебно-воспитательное заведение — семинарию. За семинаристами предлагалось установить строгий надзор; чтобы они хорошо вели себя и прилежно учились; чтобы между ними «не было ссор, драки, сквернословия» и других бесчинств. Ф. Прокопович наметил для семинаристов весьма строгий режим дня. Но вместе с тем он предлагал организовать для учащихся разумное времяпрепровождение и полезные развлечения: проводить игры в саду и в помещении; организовать чтение книг — «историй воинских», повестей «о мужах, во учении просиявших», «о древних и нынешних философах, астрономах, риторах, историках»; устраивать диспуты, приучающие молодых людей красиво излагать свои мысли и пробовать свои силы в «сочинительстве». Большое внимание обращалось на привитие гигиенических навыков.
Педагогические взгляды Ф. Прокоповича частично осуществлялись в работе некоторых вновь организуемых архиерейских школ и семинарий. Однако в большей части духовных учебных заведений утверждался дух схоластики, зубрежки и пренебрежения к личности школьника, против чего решительно боролся Феофан Прокопович. Со стороны основной массы реакционного духовенства он не встречал сочувствия и поддержки. Взгляды Ф. Прокоповича оказали определенное влияние на В. Н. Татищева. Педагогические идеи этих двух деятелей также были использованы, конечно в неполной мере, в работе гарнизонных, адмиралтейских, горнозаводских школ и других учебных заведений, XVIII в.
[1] См: И Т Посошков Завещание отеческое СПб , 1893 его же Книга о скудости и богатстве и другие сочинения М , 1951
[2] И. Т Посошков. Сочинения. М., 1842, стр. 297—298
[3] И Т. Посомков. Завещание отеческое СПб , 1893, стр. 158.