Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Материал по теме "Очерки истории педагогики"
Глава 2. 2.3. Педагогические высказывания И. Т. Посошкова. 
2.4. Ф. Прокопович как видный деятель просвещения
ОИП 009                                                               Январь 2021

 

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом: 
Очерки истории педагогики. Глава 2. 2.3. Педагогические высказывания И. Т. Посошкова. 
2.4. Ф. Прокопович как видный деятель просвещения.– 2021. – №4 (январь). –
ОИП 009 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki

 

2.3. Педагогические высказывания И. Т. Посошкова

 

И.Т. Посошков. Педагогические высказыванияИзвестный публицист и экономист первой четверти XVIII в. Иван Тихонович Посошков (1652—1726)—выходец из народной среды. Он был сыном ремесленника, мастера серебряных дел подмосковного села Покровского, сам работал «мастером денежных дел» в Оружейной палате Московского Кремля. И. Т Посошков изучил также граверное и столярное ремесла, имел винокуренный завод, предпринимал попытки организовать изготовление серы, красок, изобрел станок для чеканки медных денег, внес усовершенствование в огнестрельное дело. Он зани­мался всевозможными коммерческими операциями и к концу своей жиз­ни стал купцом и землевладельцем.

И. Т. Посошков был хорошо знаком с обширной летописной лите­ратурой, со многими иностранными историческими и географическими книгами, имел обширные для своего времени познания в математике. Он остро реагировал на все вопросы, возникавшие в общественной жиз­ни России начала XVIII в. Горячий сторонник преобразований и разви­тия отечественной промышленности, И. Т. Посошков твердо верил в большие возможности своего народа. «Много немцы нас ушлее наука­ми,— писал он, — а наши остротою по благодати божьей не хуже их!» Его перу принадлежат такие работы, как «Письмо о денежном деле», «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Завещание отеческое сы­ну своему», «Книга о скудости и богатстве»[1]. Последнее произведение закончено было незадолго до смерти автора, в 1724 г., и содержит про­ект реформ, направленных на превращение России в независимую, силь­ную, культурную и богатую страну. Вопросы образования и воспитания у И. Т. Посошкова являются составной частью его общественно-эко­номических проектов.

Мировоззрение И Т. Посошкова характерно для развивавшегося в начале XVIII в. сословия «купецких людей». Разрабатывая проекты реформ, он не затрагивал интересов крепостничества и абсолютизма, считая их вполне естественными и справедливыми Автор проектов был сторонником предоставления русским купцам льгот и привилегий в рам­ках существующего строя. Отстаивая необходимость всемерного разви­тия промышленности и торговли, этот экономист-самоучка выделял осо­бую роль купечества, считая, что только через него «всякое государство богатится». Он предлагал полнее использовать природные богатства и недра страны, строить больше казенных мануфактур, развивать различ­ные промыслы, производить все товары для себя и для продажи за границу.

В «Книге о скудости и богатстве» И. Т. Посошков защищает до не­которой степени и интересы крестьянства, подвергая резкой критике произвол дворян. Он с гневом пишет о помещиках, которые излишне обременяют крестьян, вгоняя их в нищету и тем самым разоряя госу­дарство. «Крестьянам помещики не вековые владельцы», — заявляет он в этой книге. Это, однако, не означало, что автор был противником крепостного права. Он осуждал здесь лишь произвол помещиков. В то же время автор проекта требовал ограничить права на крестьянский труд, определить законом размер крестьянских повинностей и отделить крестьянскую землю от помещичьей.

Сочинения И. Т. Посошкова были проникнуты религиозностью, не­терпимостью к иноверцам. Вместе с тем он ставил вопрос о воспита­нии нового духовенства, о повышении его образованности. На это со­словие он возлагал обязанность учить и воспитывать детей в школах. Для образования духовенства, по его мнению, следует заводить осо­бые школы. В одной из записок к Стефану Яворскому (1707) он реко­мендует учредить «великую патриаршую академию», пригласив для преподавания в ней ученых из Греции, а также открыть во всех епар­хиальных городах грамматические школы для обучения детей духовен­ства, укомплектовав их русскими учителями.

И. Т. Посошков настойчиво ставил вопрос об организации широкой сети школ в России. В своих сочинениях талантливый писатель и эко­номист неоднократно поднимал вопрос об улучшении печатного дела, о печатании книг на русском языке и создании учебников и пособий. Для этой цели он считал нужным упростить церковнославянский алфа­вит (это было сделано, как мы уже отмечали ранее, в 1710 г.).

Особое значение в отличие от других просветителей тех лет И. Т. Посошков придавал распространению грамотности среди кресть­ян. В «Книге о скудости и богатстве» он пишет, что среди крестьян нег грамотных людей, поэтому необходимо «поневолить» крестьян для их же пользы отдавать детей учить грамоте. Их следует обучать чтению и письму три-четыре года, используя в качестве учителей духовенство. При этом автор считал необходимым обучать не только русских, но и детей других национальностей, населявших Россию. Он считал нужным определить законом, чтобы помещики позаботились о повсеместном-обучении крестьянских детей, отмечая, что грамотные крестьяне прине­сут больше пользы помещикам и государству.

В «Завещании отеческом сыну своему» (1719—1720) И. Т. Посош­ков подробно останавливается на вопросах воспитания. «Завещание» состоит из предисловия и девяти глав. Правила человеческого общежи­тия и требования к воспитанию, излагаемые в них, не противоречат сложившейся авторитарной системе религиозного воспитания. По мне­нию автора, детей следует держать «в великой грозе», «ни малыя воли» им не давать, сурово наказывать, помня, что «кой человек в наказании возрастает, тот всегда добрый человек будет». Однако им по-новому рассматривается вопрос об отношении к книге и к учению. Учение сле­дует начинать в годы отрочества, подчеркивается в «Завещании», обу­чать надо не только славянскому, но и другим языкам, а также ариф­метике. В программу образования юноши И. Т. Посошков включил обучение «художеству» (рисованию), овладение которым способствует «всякому мастерству».

Автор продумал и последовательность обучения указанным предме­там: начинать обучение со славянского чтения; когда же в нем школьники «крепко навыкнут», перейти к славянской грамматике; после того как юноша научится писать и изучит арифметику (до деления), перейти к иностранным языкам и «художеству». Следует приучить юношу регу­лярно читать книги, для чего ему на каждый день надо давать «зарок, колико листов книг прочитати». И. Т. Посошков дает советы о том, как учиться по книгам: читать их не быстро, а «с прилежным вниманием», держать при себе бумагу и чернила, чтобы выписывать, что понравится, отмечать, откуда это место взято и где может пригодиться.

И. Т. Посошков мечтал о том, когда в России будет много хорошо знающих свое дело специалистов, которые смогут заменить иноземцев. Как он справедливо отмечал, среди иностранцев было много невеже­ственных и корыстных людей, пренебрегавших интересами России. Для того чтобы юноши смогли приобрести разносторонние знания, И. Т. По­сошков не возражает посылать их за границу, рекомендуя при этом для них широкую программу обучения инженерному, корабельному и мор­скому делу. Он считает необходимым изучать иностранные языки (французский, немецкий); арифметику, которая, по его мнению, «всем математическим наукам дверь и основание есть», затем «сокращенную математику», включающую в себя геометрию, архитектуру и фортифи­кацию; «ведение земного глобуса», «искусство земных и морских чер­тежей», компас, «течение Солнца» и др.[2]. От учения, по его убеждению, «Россия наша яко от сна пробудится и просветится яко солнце».

Большое значение И. Т. Посошков придавал нравственному воспи­танию на основе религиозного учения, требовавшего страха и покорно­сти. Он считает необходимым воспитывать любовь и преданность оте­честву, трудолюбие, скромность. Выполнение же воинского долга ставит превыше всего. «В ратном деле, — наставляет он сына, — буди тверд, противо неприятеля стой неплошно, и буди бесстрашен... Всего же паче блюди себя от измены... лучшити смерть прияти, нежели изменити»[3]. Указывая, что если кто «в юности научится злу, то уже и в старости добрым человеком не будет», И. Т. Посошков требует от родителей с самых малых лет строго следить за тем, чтобы сын «никогда празден не был», никого не обижал, всякому делал добро, говорил правду, не приучался к роскоши, а был бы обучен «и нужду всякую терпеть». Он советует родителям помнить, что украшать себя надо не золотом и се­ребром, а храбростью, правосудием, правдивым и твердым словом, а также «книжным учением» и разумом.

Элементы буржуазной идеологии в проектах И. Т. Посошкова были истолкованы как опасные для государства, и их автор после смерти Петра I окончил свою жизнь в Петропавловской крепости.

 

 

 2.4. Ф. Прокопович как видный деятель просвещения

 

Ф. Прокопович - видный деятель просвещения 17-18 векаФеофан Прокопович (1681 — 1736) родился в Киеве, в семье торгов­ца, а воспитывался у своего дяди, ректора Киевской академии. В ней будущий общественный деятель основательно изучил русский и латин­ский языки, по окончании философского класса продолжал образование в Польше, а затем Риме, где овладевал поэзией, риторикой, философи­ей, «римскими древностями». Вернувшись на родину, он стал учителем Киевской академии, а через некоторое время ее ректором и профессо­ром богословия. Прокопович имел обширные знания по литературе, истории, математике, он сумел создать огромную библиотеку, насчитывавшую свыше 30 тысяч книг по различным отраслям знания. В 1716 г. он переехал в Петербург и стал одним из близких и верных помощни­ков Петра I в проведении церковной реформы, о чем мы уже говорили в связи с освещением деятельности архиерейских школ (сгр. 32—34). Он вел активную борьбу с реакционной частью духовенства, враждебно относившейся к деятельности Петра. Вместе с А. Д. Кантемиром и В. Н. Татищевым Ф. Прокопович составил «ученую дружину», которая обосновывала в своих работах необходимость абсолютизма и общест­венных реформ Петра I.

Он оказывал своим друзьям из «ученой дружины» поддержку в их литературных и политических выступлениях, был убежденным сто­ронником просвещения, инициатором ряда культурных начинаний, со­действовал печатанию светских книг, развитию школьного дела, распро­странению научных знаний.

По поручению Петра I Прокопович, о чем уже также говорилось нами в начале главы, написал лучший для того времени букварь «Пер­вое учение отроком». Открытая им в 1721 г. в своем доме школа для сирот и бедных детей «всякого звания», как уже отмечалось, считалась передовой школой того времени (см. стр. 34).

В своих сочинениях Ф. Прокопович горячо доказывал, что «учение доброе и основательное есть корень всякой пользы обществу», советовал шире распространять грамотность среди населения и устраивать школы во всех епархиях. Для образования духовенства он считал нужным от­крыть школы при всех архиерейских домах.

В «Духовном регламенте» Ф. Прокопович разработал подробный план устройства высшей духовной школы — академии, которая, по замыс­лу, должна была стать прежде всего общеобразовательной школой, от­крывать воспитанникам дорогу «к разным делам» — не только к цер­ковным, но и к гражданским. Учиться в академии могли не только дети духовенства, но и других сословий — приказных, дворян.

Ф. Прокопович выступил с критикой схоластического «мечтатель­ного» учения, по причине которого люди «глупейшими бывают». Он стремился придать школе научный характер. По предлагаемому им учебному плану академии в ней должны были изучаться семь последо­вательных циклов предметов: 1) грамматика «купно» с географией и ис­торией; 2) арифметика и геометрия; 3) логика или диалектика; 4) рито­рика «купно или раздельно» с поэзией; 5) физика вместе с краткой ме­тафизикой; 6) политика; 7) богословие. Новым в учебном плане было выделение географии и истории в самостоятельные учебные дисципли­ны и введение особых циклов математики и физики, изучение полити­ки, сокращение курса богословия с четырех до двух лет.

Обучение в академии предлагалось начинать с грамматики латин­ского и греческого языков (одного из них или сразу обоих). Изучение грамматики, по замыслу автора проекта, вначале соединялось с геог­рафией, а потом с историей. Географию надлежало изучать «на карте» и «на глобусе», так, чтобы ученики могли показать, где находится та или иная часть света или государство. Указывая на связь географии и истории, Прокопович писал, что изучать историю без географии — зна­чит «как бы с завязанными глазами по улицам ходить».

Большое внимание Ф. Прокопович уделил подбору учителей и ор­ганизации обучения. Он считал, что будущих учителей надо подверг­нуть тщательной проверке и лишь после этого допускать к преподава­нию. Приступая к учению, преподаватель должен вызвать интерес уча­щихся к науке, рассказать кратко, но ясно, «какая сила есть настояще­го учения» и «чего хощем достигнуть через сие или иное учение». Важ­но, чтобы ученики видели «берег, к которому плывут», и охотнее брались бы за дело. По мнению Прокоповича, учитель должен учить «не по чужим сказкам, но по своему ведению». Будучи сторонником строго­го порядка и организации жизни учащихся, Прокопович рекомендовал составить «устав, что надлежит знать и делать ученикам по дням и по часам». Академия должна была иметь «довольную библиотеку» для уче­ников и посторонних «охотников чтения».

При академии предлагалось открыть среднее учебно-воспитательное заведение — семинарию. За семинаристами предлагалось установить строгий надзор; чтобы они хорошо вели себя и прилежно учились; что­бы между ними «не было ссор, драки, сквернословия» и других бес­чинств. Ф. Прокопович наметил для семинаристов весьма строгий режим дня. Но вместе с тем он предлагал организовать для учащихся разумное времяпрепровождение и полезные развлечения: проводить иг­ры в саду и в помещении; организовать чтение книг — «историй воин­ских», повестей «о мужах, во учении просиявших», «о древних и нынеш­них философах, астрономах, риторах, историках»; устраивать диспуты, приучающие молодых людей красиво излагать свои мысли и пробовать свои силы в «сочинительстве». Большое внимание обращалось на при­витие гигиенических навыков.

Педагогические взгляды Ф. Прокоповича частично осуществлялись в работе некоторых вновь организуемых архиерейских школ и семина­рий. Однако в большей части духовных учебных заведений утверж­дался дух схоластики, зубрежки и пренебрежения к личности школьни­ка, против чего решительно боролся Феофан Прокопович. Со стороны основной массы реакционного духовенства он не встречал сочувствия и поддержки. Взгляды Ф. Прокоповича оказали определенное влияние на В. Н. Татищева. Педагогические идеи этих двух деятелей также бы­ли использованы, конечно в неполной мере, в работе гарнизонных, ад­миралтейских, горнозаводских школ и других учебных заведений, XVIII в.

 

[1] См:  И    Т    Посошков    Завещание   отеческое    СПб ,   1893    его же    Книга   о   скудости   и   богатстве и другие сочинения   М , 1951                                                   

[2] И. Т   Посошков. Сочинения. М.,  1842, стр. 297—298

 [3] И   Т. Посомков. Завещание отеческое   СПб ,  1893, стр.  158.