Глава 3. Русская школа и педагогическая мысль во второй четверти XVIII в.
3.1. Общая характеристика их состояния
Реформы, проведенные в первой четверти XVIII в., способствовали укреплению абсолютизма и господствующего положения дворянства, а также повышению роли купечества в жизни страны. В XVIII в. в феодально-крепостнической России происходит все более углубляющееся проникновение элементов капитализма в экономику страны, начинается разложение крепостнических отношений. Помещики-крепостники, вынужденные приспосабливаться к новым условиям, принимают меры к повышению производительности сельского хозяйства, нередко создают свои фабрики и заводы. Все это сопровождается усилением крепостнического гнета и насилия над крестьянами, и развитие капитализма сильно задерживается господством феодальной системы.
В промышленности глубинный процесс зарождения капиталистических отношений шел быстрее, чем в сельском хозяйстве. Во второй четверти XVIII в. значительно возросло число металлургических предприятий. Россия стала занимать видное место в мире по выплавке черного металла. Русское железо, особенно уральское, вывозилось в страны Западной Европы. Продолжали развиваться оружейные заводы, а также полотняные, суконные, шелковые производства, на которых, как и в черной металлургии, стал применяться наряду с крепостным вольнонаемный труд. Широкое распространение получали текстильные промыслы.
Реформы первой четверти XVIII в. в области просвещения, проводившиеся в интересах укрепления власти дворян, послужили толчком для распространения светского образования и научных знаний. Во второй четверти этого века политика дворянских правителей в области просвещения стала приобретать еще более отчетливо выраженный классово-сословный характер, проводилась прежде всего в интересах дворян-крепостников. Соответственно тенденциям все большего расширения прав и привилегий дворян укреплялись их привилегированные учебно-воспитательные заведения. При организации этих заведений (Сухопутного и других шляхетских корпусов) использовались достижения передовой педагогической мысли. Для усиления идеологического влияния церкви на народные массы укреплялась сеть духовных учебных заведений, продолжали открываться для христианизации ряда нерусских народов иноверческие и миссионерские школы.
Во второй четверти XVIII в. много сделали для развития просвещения и науки в России прогрессивные деятели культуры. Благодаря расширявшейся в эти годы деятельности В. Н. Татищева укреплялась сеть горнозаводских школ на Урале, а в организацию обучения в них внесены значительные усовершенствования. К середине XVIII в. заметно укрепилась роль русских ученых в Академии наук, что было связано с деятельностью М. В. Ломоносова[1], повысилось их влияние на деятельность Академического университета и Академической гимназии. В стране увеличилось число медицинских, гарнизонных и адмиралтейских школ.
Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы в XVIII в. сыграли определенную роль в распространении грамотности и технических знаний среди низших сословий, в развитии армии, флота, строительного дела и промышленности.
В эти школы во второй половине XVIII в. обращались за учителями математики. Лучшие питомцы школ, солдаты и мастера, славились среди городских и сельских жителей как знатоки арифметики и счета, хорошие писари и искусные умельцы. Из гарнизонных школ набирали студентов для Академического и Московского университетов.
[1] Деятельность М. В. Ломоносова и роль Московского университета, открытого в 1755 г, рассматриваются главным образом в разд. III («Русская школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в.»).