Глава  3. Русская школа и педагогическая мысль во  второй четверти XVIII в. 

3.1. Общая характеристика их состояния

  

Педагогическая мысль второй половины 18 векаРеформы, проведенные в первой четверти XVIII в., способствовали ук­реплению абсолютизма и господствующего положения дворянства, а также повышению роли купечества в жизни страны. В XVIII в. в фео­дально-крепостнической России происходит все более углубляющееся проникновение элементов капитализма в экономику страны, начинается разложение крепостнических отношений. Помещики-крепостники, вы­нужденные приспосабливаться к новым условиям, принимают меры к повышению производительности сельского хозяйства, нередко создают свои фабрики и заводы. Все это сопровождается усилением крепостни­ческого гнета и насилия над крестьянами, и развитие капитализма сильно задерживается господством феодальной системы.

В промышленности глубинный процесс зарождения капиталистиче­ских отношений шел быстрее, чем в сельском хозяйстве. Во второй чет­верти XVIII в. значительно возросло число металлургических предприя­тий. Россия стала занимать видное место в мире по выплавке черного металла. Русское железо, особенно уральское, вывозилось в страны За­падной Европы. Продолжали развиваться оружейные заводы, а также полотняные, суконные, шелковые производства, на которых, как и в чер­ной металлургии, стал применяться наряду с крепостным вольнонаем­ный труд. Широкое распространение получали текстильные промыслы.

Реформы первой четверти XVIII в. в области просвещения, прово­дившиеся в интересах укрепления власти дворян, послужили толчком для распространения светского образования и научных знаний. Во вто­рой четверти этого века политика дворянских правителей в области про­свещения стала приобретать еще более отчетливо выраженный классо­во-сословный характер, проводилась прежде всего в интересах дворян-крепостников. Соответственно тенденциям все большего расширения прав и привилегий дворян укреплялись их привилегированные учебно-воспитательные заведения. При организации этих заведений (Сухопут­ного и других шляхетских корпусов) использовались достижения пере­довой педагогической мысли. Для усиления идеологического влияния церкви на народные массы укреплялась сеть духовных учебных заведе­ний, продолжали открываться для христианизации ряда нерусских на­родов иноверческие и миссионерские школы.

Во второй четверти XVIII в. много сделали для развития просве­щения и науки в России прогрессивные деятели культуры. Благодаря расширявшейся в эти годы деятельности В. Н. Татищева укреплялась сеть горнозаводских школ на Урале, а в организацию обучения в них внесены значительные усовершенствования. К середине XVIII в. за­метно укрепилась роль русских ученых в Академии наук, что было связано с деятельностью М. В. Ломоносова[1], повысилось их влияние на деятельность Академического университета и Академической гимна­зии. В стране увеличилось число медицинских, гарнизонных и адмирал­тейских школ.

Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы в XVIII в. сыграли определенную роль в распространении грамотности и техниче­ских знаний среди низших сословий, в развитии армии, флота, строи­тельного дела и промышленности.

В эти школы во второй половине XVIII в. обращались за учителями математики. Лучшие питомцы школ, солдаты и мастера, славились среди городских и сельских жителей как знатоки арифметики и счета, хорошие писари и искусные умельцы. Из гарнизонных школ набирали студентов для Академического и Московского университетов.

 

[1] Деятельность М. В. Ломоносова и роль Московского университета, открытого в 1755 г, рас­сматриваются главным образом в разд. III («Русская школа и педагогическая мысль во вто­рой половине XVIII в.»).