3.3. Морской кадетский корпус

1712 — Инженерная школа;
1730 — С.-Петербургская  артиллерийская школа; 
1758—1762 — Артиллерийская и Инженерная дворянская школа; 
1762—1800 — Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус;
1800—1863 — 2-й Кадетский корпус;
1863—1882 — 2-я С.-Петербургская военная гимназия;
1882—1908 — 2-й Кадетский корпус.

Школа математических и навигацких наук и Морская академия после смерти Петра I все более приходили в упадок. 20 апреля 1725 г. Л. Ф. Магницкий доносил в Петербург директору Морской академии, что в Москве имеется при школе самое малое число школьников, всего 181 человек, и что из того числа годных в науке будет не больше поло­вины[1]. Дворяне отказывались посылать детей в Московскую школу, в которой учились дети разных сословий, и царское правительство шло в этом им навстречу.

В том же 1731 г., когда был создан Шляхетский кадетский корпус, Сенат принял решение сократить контингент учащихся в Школе математических и навигационных наук до 100, а в Морской академии – до 150 человек, но и это число школьников не удалось собрать. Так, г, 1739 г. в Морской академии и относящейся к ней Школе математических и на­вигацких наук училось 239 человек, из них  115 дворян, а через шесть лет число учащихся обеих школ уменьшилось до  102. Потребность же в военных специалистах все более возрастала. Об этом свидетельствует обращение Адмиралтейской коллегии в 1742 г. в Сенат с просьбой об увеличении числа учащихся в Морской академии до 300, а в Московской школе  математических  и  навигацких  наук — до  500  человек,  как  это было в первые годы ее существования. Сенат, не давая коллегии прямого ответа, распорядился восполнить недостающее число младших военно-морских офицеров воспитанниками Сухопутного шляхетского ка­детского корпуса, которых требовал «определить прямо во флот в гар­демарины»[2]. При этом не было принято во внимание отсутствие у вос­питанников корпуса морской подготовки и расположения дворянских сынов к службе во флоте.

Вскоре была проведена реорганизация морского образования соот­ветственно общему классовому характеру политики преемников Пет­ра I. В 1752 г. на базе Морской академии учрежден Морской шляхет­ский корпус, а Школа математических и навигацких наук ликвидирова­на. Из нее переведены в Морской шляхетский корпус дети дворян. Де­ти же «разных чинов» переданы в различные службы.

Комплект учащихся корпуса был определен в 360 человек и для них создан обширный, хорошо оборудованный интернат. Учащиеся корпу­са были разделены для военной подготовки на три роты и соответствен­но с этим для обучения на три класса. Каждая рота и класс состояли из 120 человек. Учеников переводили из класса в класс по экзамену на открывающиеся вакансии.

Учебный план Морского шляхетского корпуса, так же как и Сухо­путного, отличался многопредметностью. Кроме обширных курсов ма­тематики и специальных морских наук в нем преподавались артиллерия, фортификация, география, геодезия, история, политика, риторика, а также геральдика, мораль и «прочие шляхетские науки» — иностранные языки, рисование, танцы, фехтование.

 3.4. Новые школы для подготовки военных специалистов

Артиллерийская школа, открытая в первой четверти века, была также закрыта, резко сократилось число учащихся и в Инженерной школе. Однако потребность в артиллеристах и инженерах возрастала. Это заставило преемников Петра I заняться организацией новых школ для подготовки таких специалистов, но уже на иных, сословных принципах. В 1730 г. в Петербурге была открыта артиллерийская ариф­метическая школа, предназначенная на 60 человек для солдатских, «пушкарских», детей. В ней преподавали чтение и письмо, а также арифметику, геометрию и тригонометрию. Школа готовила писарей и мастеровых по артиллерии людей. В том же году открыта такая школа при Петербургской крепости для подготовки писарей и мастеровых по' инженерному ведомству. В 1735 г. создали особую чертежную артилле­рийскую школу на 30 человек для дворянских и офицерских детей. Обучали в ней математике и «артиллерийскому искусству». Вскоре чер­тежная и арифметическая артиллерийские школы были соединены в одну, названную Петербургской школой. Школа подобного типа была открыта и в Москве.

В 1758 г. Артиллерийская и Инженерная школы в Петербурге объ­единены в сословно-дворянское учебное заведение. Ее выпускникам при­сваивались офицерские чины. В школе обучалось 135 дворянских детей, а для детей других сословий открыли отдельную солдатскую школу. В учебный план новой Артиллерийской и инженерной школы, по приме­ру Сухопутного и Морского корпусов, введен широкий круг общеобразо­вательных и специальных предметов: математика, иностранные языки, всеобщая история, гражданская архитектура, танцы, фехтование и дру­гие «шляхетские занятия». При школе открыта библиотека, музей и типография. Большое внимание уделялось изучению математики. Учите­лем этой школы работал известный математик Я. П. Козельский, поз­же профессор Московского университета. В 1762 г. произошла реорга­низация школы в Артиллерийский и Инженерный кадетские корпуса. В 1759 г. по образцу версальского был учрежден Пажеский корпус для обучения детей дворянской знати. Он состоял из трех классов по 50 человек в каждом и одного высшего (камер-пажеского) класса на 16 человек. В Пажеском корпусе преподавался широкий круг общеобра­зовательных предметов и так называемые «шляхетские науки»: фран­цузский, немецкий, латинский языки, математика, история, география, фортификация, фехтование, велось обучение светским манерам и т. п.

 3.5. Домашнее обучение детей дворянства

В 30—40 гг. XVIII в. дворянству было предоставлено право или определять своих детей в школы по собственному выбору, или обучать их наукам на дому до 20 лет. Время от 7 до 12 лет отводилось на эле­ментарное обучение, главным образом чтению, письму, религии; от 12 до 16 лет — арифметике и геометрии. В дальнейшем в круг обязательных предметов для первых двух периодов были введены также иностранный язык (обычно изучали французский) и катехизис. В период от 16 до 20 лет молодые дворяне учили математику, географию, историю и фор­тификацию. К 20 годам дворянам следовало определить будущий род службы их детей. Для проверки результатов домашнего обучения про­водились специальные смотры и экзамены в присутствии официальных лиц. Для домашнего обучения детей дворяне стали выписывать иност­ранных учителей. Многие посылали своих детей учиться за границу. В столичных городах открывались частные иностранные пансионы. В 50-х гг. в Петербурге имелось несколько таких пансионов, к 1780 г. число их дошло до 23. Содержателями их были немцы или французы.

Среди многих помещиков развивается пренебрежительное отношение к русской культуре, нравам и обычаям народа, к родному языку. Они увлекаются парижскими модами, обучением галантности и изящным манерам. Французский язык становится языком преподавания и вос­питания. Среди учителей-иностранцев появляется много случайных лю­дей, не имеющих необходимого образования и опыта в обучении и вос­питании детей. Даже дворянские правительства, сами зараженные пре­клонением перед иностранщиной, вынуждены были обращать внимание на это. Так, указом от 5 мая 1757 г. на профессоров Академии наук и Московского университета была возложена обязанность экзаменовать иностранных учителей и лишь тем, кого они найдут подготовленными, выдавать аттестаты на право преподавания в пансионах и дворянских семьях. Но запрещение нанимать иностранных учителей, не имеющих документов на право преподавания, всячески обходилось, и в имениях все же встречалось немало невежественных иностранцев, не имеющих никакого отношения к педагогической деятельности.

 

[1] Центральный   Государственный   архив   Военно-морского   флота. Фонд   Адмиралтейской   коллеги», д   25. л   23

[2] Материалы для истории русского флота   Ч   IX   СПб ,  1382. стр.   411.