3.6. Гарнизонные и адмиралтейские школы
К концу первой четверти XVIII в. цифирные школы влачили жалкое существование. Они закрывались или превращались в архиерейские. Некоторые из цифирных школ по желанию местных властей реорганизовывались в городские «разносословные» школы для детей мелких служащих и городских податных людей. Хорошо работающие цифирные школы крупных городов (Москва, Смоленск, Казань, Нижний Новгород и др.) на основе указа от 21 сентября 1732 г. преобразованы в гарнизонные школы[1]. Эти школы открывались при полках и предназначались для обучения солдатских детей.
Комплект учащихся на полк был установлен до 80 человек. На содержание школьников были выделены «солдатские вакансии». В гарнизонные школы положено было принимать детей «офицерских (не из шляхетства), драгунских, солдатских и прочих служб служилых людей». Запрещалось при этом- принимать детей тех солдат, которые вступили после отбывания военной службы в крестьянство и записаны в подушный оклад. Для солдатских детей в возрасте от 7 до 15 лет обучение в гарнизонных школах было строго обязательным: за укрывательство от сдачи детей в эти школы их родителям угрожали штрафом и телесными наказаниями. И эти меры строго выполнялись. Солдатские дети считались собственностью военного ведомства. Сенат требовал: «Никуда солдатских детей мимо гарнизонных школ не употреблять».
Как уже отмечалось ранее, 15 сентября 1744 г. состоялся указ Сената «О соединении в губерниях и провинциях арифметических и гарнизонных школ в одно место», и цифирные школы были оставлены лишь в Новгороде, Костроме, Юрьеве-Польском, Свияжске и Твери. Все остальные цифирные школы соединены с гарнизонными.
В гарнизонных школах положено было обучать «словесной и письменной науке», пению, солдатской экзерциции, арифметике, артиллерийской и инженерной науке[2]. По достижении 16 лет учащихся полагалось определять на службу в армейские полки и гарнизоны. В 1764 г. число этих школ дошло до 112. С ростом армии росло и число учащихся в гарнизонных школах. В них значилось учащихся: в 1732 г. — 4 тысячи, 1765 г. — 9 тысяч, а в 1773 г. — уже 10313. Большое число учащихся имели гарнизонные школы в Петербурге, Новгороде, Риге, Смоленске.
Школы также работали в Выборге, Москве, Казани, Саратове, Воронеже, Архангельске и в других городах. К концу XVIII в. число учащихся в гарнизонных школах дошло до 12 тысяч, что составляло 40% общего числа учащихся всех школ того времени.
Организация и содержание учебной работы в гарнизонных школах определены в «Инструкции определенным к гарнизонной школе офицерам» (1732)[3]. Учащихся делили на три класса: в младшем (третьем) полагалось обучать словесным наукам (азбуке, букварю, часослову и псалтырю); в среднем (втором) — арифметике, письму, пению и музыке; в старшем (первом)-—геометрии, артиллерии и инженерным наукам. Каждый класс вел особый учитель. В «Инструкции» определен также порядок прохождения учебного материала: сначала полагалось вызубрить букварь, затем перейти к часослову и псалтырю; одновременно с чтением полагалось учить письму, затем переходить к изучению арифметики. На этой общеобразовательной основе приступали к изучению геометрии, артиллерии, инженерных наук и слесарного мастерства, а часть учащихся овладевала специальностью. Учащиеся, проявившие способности к музыке и пению, зачислялись в хоры и оркестры. «Менее способных» и «непонятливых» к учению полагалось обучать чтению часослова и мастерствам — слесарному, кузнечному, столярному, сапожному (смотря по склонностям), а те, которые не могли «преуспеть в каком-либо мастерстве», были обречены нести бремя 25-летней солдатской службы. И таких было немало.
Сроки обучения не были определены, и переводились учащиеся из класса в класс по мере своих успехов после экзаменов. По результатам испытаний определялось и довольствие учащимся. Тяжелые условия,, в которых обучались малолетние солдатские дети, суровый, казарменный режим в школах, пренебрежительное отношение к их учащимся, родившимся в «холопстве», — все это препятствовало правильному развитию детей и их школьным успехам. Большинство учащихся не подвигалось дальше чтения и письма. Занятия начинались зимой в семь, а летом в шесть часов утра по барабанному бою. Ученики делились на шестаки, капралства и роты (их было две, по 80 человек в каждой). По барабанному бою все становились в строй, один из учеников читал молитву, после чего строем отправлялись на занятия. После первого часа проходил короткий завтрак, а в 12 часов — обед. И даже в субботу в послеобеденное время проводились военные упражнения. Обучение тесно связывалось с воспитанием у будущих военнослужащих, солдат и матросов религиозности и послушания. Религиозным содержанием были наполнены книги для чтения.
В школе действовала система строгих наказаний. За непосещение школы без уважительных причин предлагалось штрафовать, сечь розгами и прогонять «шпицрутенами сквозь всю школу», то есть сквозь строй, как и взрослых провинившихся солдат. За послушание и хорошие успехи в учебе учащиеся производились в низшие военные чины, назначались в писари. За поведением и посещаемостью учащихся следили не только учителя, но и те школьники, которые назначались капралами, ефрейторами и унтер-офицерами. Особенно тяжело жилось сиротам, а также солдатским детям и ученикам, оторванным от места жительства родных. Они неотлучно находились при школе.
Во второй четверти XVIII в. продолжали развиваться адмиралтейские школы. Такие школы были открыты при Охтинских поселениях (1726), Сестрорецке (1726), Казани (1727), Астрахани (1728—1729) и в Архангельске (1734). Впоследствии, спустя полвека, открыты еще три такие школы: в Таганроге (1780), Павловске (1780) и в Роченсальмском полку (1793). К концу XVIII в. адмиралтейских школ было 13, училось в них более 1000 человек, главным образом дети мастеровых и городских ремесленников[4]. Некоторые адмиралтейские школы портовых городов к середине XVIII в. превратились в большие и хорошо организованные учебные заведения. В Архангельской школе в 1772 г. было 500 учащихся, семь учителей и три надзирателя, во главе школы стояли смотритель и его помощник. При школе было организовано преподавание навигационных наук и подготовка шкиперов, штурманов, лоцманов и гардемаринов.
В адмиралтейских школах обучение для детей матросов, мастеровых и служащих адмиралтейства было обязательным. Зачислялись в школы дети семилетнего (сироты — пятилетнего) возраста. В них могли поступить по желанию и дети посадских, государственных крестьян и даже дворян. Как и в гарнизонных школах, учащимся адмиралтейских школ выдавали «хлебное жалование» и казенное обмундирование (кафтан из серого сукна, камзол, штаны из небеленого холста, картуз, чулки и башмаки). Продукты выдавались на руки родителям или родственникам, сироты пользовались общим столом. Характер и порядок обучения в этих школах мало, чем отличались от гарнизонных школ.
В учебный план входили следующие предметы: чтение по букварю, часослову, псалтырю, письмо, арифметика и геометрия. Для обучения грамоте использовался букварь Ф. Прокоповича «Первое учение отроком», а для обучения математике — «Арифметика» Л. Ф. Магницкого. По «мере выучки» учащиеся переходили, как и в гарнизонных школах, «из науки в науку», то есть применялась предметная, а не классная организация обучения. Кроме общеобразовательных предметов учащихся обучали различным мастерствам и морскому делу. Окончившие адмиралтейские школы определялись на строительство и ремонт кораблей, в кают-юнги и на другие должности. Лучшие выпускники этих школ могли продолжать образование в особых классах для непривилегированных учеников Морской академии.
[1] См: Полное собрание законов Российской империи. Т. VIII. СПб., 1830. № 6188, стр. 928—930.
[2] См: Полное собрание законов Российской империи Т. XII СПб, 1830, № 9054, стр. 249.
[3] См: Сборник военно-исторических материалов. Вып. XVI. СПб., 1904, стр. 147.
[4] См: А.А. Буров. Петербургские «русские» школы и распространение грамотности среди рабочих в первой половине XVIII в. Л., 1957, стр. 11—13.