- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Материал по теме "Очерки истории педагогики" Глава 3. 3.9. Гимназия и университет при Академии наук ОИП 016 апрель-май 2021 |
3.9. Гимназия и университет при Академии наук
Одним из важных событий в культурной жизни России явилось учреждение Академии наук, открытие которой состоялось в 1725 г., после смерти Петра I. Мысль о необходимости создания крупного научного центра в России возникла у него еще в начале XVIII в. С этой целью он внимательно изучал опыт западноевропейских научных учреждений, проекты Ф. С. Салтыкова, А. А. Курбатова, Г. Фика, советовался по этому вопросу со знаменитыми учеными того времени Г. Лейбницем и X. Вольфом. Свой план устройства Академии наук в России Петр I сообщил Сенату 22 января 1724 г., и через несколько дней, 28 января, был объявлен указ об учреждении в Петербурге Академии наук, в котором излагался план ее устройства.
- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Материал по теме "Очерки истории педагогики" Глава 3. 3.8. Духовные школы ОИП 015 апрель-май 2021 |
3.8. Духовные школы
Во второй четверти XVIII в. продолжалось решение задачи подчинения православной церкви государству, обновления кадров духовенства. В 30-х гг. были даны строгие указания об увольнении «неученых» священников и о замене их окончившими духовные школы. В связи с этим снова остро вставал вопрос об организации во всех епархиях специальных школ для обучения детей духовенства. В манифесте 17 марта 1730 г. Синоду предлагалось учредить такие училища и строго следить за порядком в них. В последующих за этим манифестом указах Сената и Синода духовенству строго предписывалось учить своих детей в духовных школах. Под угрозой наказания и лишения чинов категорически запрещалось отдавать их «в подьячие по коллегиям и канцеляриям». Указами 1737 г. епископам приказано заводить духовные школы по типу семинарий. Дети духовенства обязаны были здесь обучаться грамоте, грамматике, риторике и «другим высшим наукам». Окончившие семинарию освобождались от военной обязанности, но должны были определиться в духовную или гражданскую службу. Духовные школы становились строго сословными. Правительство поддерживало эту линию Синода, так как было заинтересовано в том, чтобы служилые и тягловые люди не переходили в духовное звание.
- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание |
3.7. Педагогические взгляды В. Н. Татищева. Дальнейшее развитие горнозаводских школ
Василий Никитич Татищев (1686—1750), выдающийся деятель русской культуры первой половины XVIII в., известный историк, географ и организатор горного дела, сыграл большую роль в развитии школы.
В. Н. Татищев родился в дворянской семье. С 18 лет и до конца жизни он находился на государственной службе, принимал участие в Северной войне, сражаясь при взятии Нарвы и под Полтавой, был в Прусском походе. После этого ездил за границу для усовершенствования в знаниях, привез оттуда богатую библиотеку. Оставив военную службу, занимал важные государственные должности в Берг-коллегии, Главном управлении сибирскими заводами был руководителем Оренбургской экспедиции, начальником Башкирского края, губернатором Астрахани. После смерти Петра I он активно боролся за продолжение его дела.
- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
3.6. Гарнизонные и адмиралтейские школы
К концу первой четверти XVIII в. цифирные школы влачили жалкое существование. Они закрывались или превращались в архиерейские. Некоторые из цифирных школ по желанию местных властей реорганизовывались в городские «разносословные» школы для детей мелких служащих и городских податных людей. Хорошо работающие цифирные школы крупных городов (Москва, Смоленск, Казань, Нижний Новгород и др.) на основе указа от 21 сентября 1732 г. преобразованы в гарнизонные школы[1]. Эти школы открывались при полках и предназначались для обучения солдатских детей.
Комплект учащихся на полк был установлен до 80 человек. На содержание школьников были выделены «солдатские вакансии». В гарнизонные школы положено было принимать детей «офицерских (не из шляхетства), драгунских, солдатских и прочих служб служилых людей». Запрещалось при этом- принимать детей тех солдат, которые вступили после отбывания военной службы в крестьянство и записаны в подушный оклад. Для солдатских детей в возрасте от 7 до 15 лет обучение в гарнизонных школах было строго обязательным: за укрывательство от сдачи детей в эти школы их родителям угрожали штрафом и телесными наказаниями. И эти меры строго выполнялись. Солдатские дети считались собственностью военного ведомства. Сенат требовал: «Никуда солдатских детей мимо гарнизонных школ не употреблять».
- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
3.3. Морской кадетский корпус
1712 — Инженерная школа; |
Школа математических и навигацких наук и Морская академия после смерти Петра I все более приходили в упадок. 20 апреля 1725 г. Л. Ф. Магницкий доносил в Петербург директору Морской академии, что в Москве имеется при школе самое малое число школьников, всего 181 человек, и что из того числа годных в науке будет не больше половины[1]. Дворяне отказывались посылать детей в Московскую школу, в которой учились дети разных сословий, и царское правительство шло в этом им навстречу.
- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
Глава 3. 3.2. Сухопутный шляхетский кадетский корпус
Возникновение первого кадетского корпуса в России тесно связано с изменением порядка военной службы для дворян, которое произошло в начале 30-х гг. XVIII в. Вступившей на престол Анне Иоанновне, дочери брата Петра I, дворянство предъявило требование отменить установленный Петром I порядок военной службы: разрешить дворянским юношам поступать на военную службу в офицерском чине, минуя тяжелую «солдатскую школу», которую дворяне считали для себя унизительной. В 1730 г. Верховный тайный совет дал дворянам звание шляхетства, то есть благородного дворянства, и обещание «в солдаты, матросы и прочие подлые и нижние чины неволею не определять». Дворяне получили привилегию поступать в армию в чине офицера, для них был сокращен срок службы. Указ от 29 июля 1731 г. объявил весьма нужным обучение дворян военному делу «от малых лет». В этих целях правительство Анны Иоанновны учредило в Петербурге «Корпус кадетов, состоящий из 200 шляхетских детей» — строго сословное учебное заведение для детей дворян. В этом заведении они должны были получать общее образование и специальную подготовку для выполнения своих сословных обязанностей на офицерской службе в армии и в правительственных учреждениях в чинах, соответствующих офицерскому званию. Устав Шляхетского кадетского корпуса был утвержден в ноябре 1731 г.[1]. Корпус размещался в царском дворце. Здесь дворянские дети, уже обученные грамоте, в возрасте от 13 до 18 лет должны были учиться и жить на полном казенном содержании. В корпусе создавалось четыре класса, в каждом из которых срок обучения мог продолжаться один — три года. В первых двух классах изучались только общеобразовательные предметы. В низшем, IV классе (счет классов был обратным) кадетов обучали российскому и латинскому языкам, чистописанию, арифметике; в III классе — геометрии, географии и грамматике. Во II классе наряду с общеобразовательными науками преподавались и специальные предметы: фортификация, артиллерия, а также история, «правильный в письме склад и стиль», риторика, юриспруденция, мораль, геральдика и «прочие воинские и политические науки». В высшем, I классе определялась будущая профессия кадета исходя из его «способности, прилежания и особливо понятия», которые он проявил к той или иной отрасли военного дела (фортификации, артиллерии, кавалерии, инфантерии) или же к гражданской службе.
- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
Глава 3. Русская школа и педагогическая мысль во второй четверти XVIII в.
3.1. Общая характеристика их состояния
Реформы, проведенные в первой четверти XVIII в., способствовали укреплению абсолютизма и господствующего положения дворянства, а также повышению роли купечества в жизни страны. В XVIII в. в феодально-крепостнической России происходит все более углубляющееся проникновение элементов капитализма в экономику страны, начинается разложение крепостнических отношений. Помещики-крепостники, вынужденные приспосабливаться к новым условиям, принимают меры к повышению производительности сельского хозяйства, нередко создают свои фабрики и заводы. Все это сопровождается усилением крепостнического гнета и насилия над крестьянами, и развитие капитализма сильно задерживается господством феодальной системы.
В промышленности глубинный процесс зарождения капиталистических отношений шел быстрее, чем в сельском хозяйстве. Во второй четверти XVIII в. значительно возросло число металлургических предприятий. Россия стала занимать видное место в мире по выплавке черного металла. Русское железо, особенно уральское, вывозилось в страны Западной Европы. Продолжали развиваться оружейные заводы, а также полотняные, суконные, шелковые производства, на которых, как и в черной металлургии, стал применяться наряду с крепостным вольнонаемный труд. Широкое распространение получали текстильные промыслы.
Реформы первой четверти XVIII в. в области просвещения, проводившиеся в интересах укрепления власти дворян, послужили толчком для распространения светского образования и научных знаний. Во второй четверти этого века политика дворянских правителей в области просвещения стала приобретать еще более отчетливо выраженный классово-сословный характер, проводилась прежде всего в интересах дворян-крепостников. Соответственно тенденциям все большего расширения прав и привилегий дворян укреплялись их привилегированные учебно-воспитательные заведения. При организации этих заведений (Сухопутного и других шляхетских корпусов) использовались достижения передовой педагогической мысли. Для усиления идеологического влияния церкви на народные массы укреплялась сеть духовных учебных заведений, продолжали открываться для христианизации ряда нерусских народов иноверческие и миссионерские школы.
- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Материал по теме "Очерки истории педагогики" Глава 2. 2.3. Педагогические высказывания И. Т. Посошкова. 2.4. Ф. Прокопович как видный деятель просвещения ОИП 009 Январь 2021 |
Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Очерки истории педагогики. Глава 2. 2.3. Педагогические высказывания И. Т. Посошкова.
2.4. Ф. Прокопович как видный деятель просвещения.– 2021. – №4 (январь). –
ОИП 009 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki
2.3. Педагогические высказывания И. Т. Посошкова
Известный публицист и экономист первой четверти XVIII в. Иван Тихонович Посошков (1652—1726)—выходец из народной среды. Он был сыном ремесленника, мастера серебряных дел подмосковного села Покровского, сам работал «мастером денежных дел» в Оружейной палате Московского Кремля. И. Т Посошков изучил также граверное и столярное ремесла, имел винокуренный завод, предпринимал попытки организовать изготовление серы, красок, изобрел станок для чеканки медных денег, внес усовершенствование в огнестрельное дело. Он занимался всевозможными коммерческими операциями и к концу своей жизни стал купцом и землевладельцем.
И. Т. Посошков был хорошо знаком с обширной летописной литературой, со многими иностранными историческими и географическими книгами, имел обширные для своего времени познания в математике. Он остро реагировал на все вопросы, возникавшие в общественной жизни России начала XVIII в. Горячий сторонник преобразований и развития отечественной промышленности, И. Т. Посошков твердо верил в большие возможности своего народа. «Много немцы нас ушлее науками,— писал он, — а наши остротою по благодати божьей не хуже их!» Его перу принадлежат такие работы, как «Письмо о денежном деле», «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Завещание отеческое сыну своему», «Книга о скудости и богатстве»[1]. Последнее произведение закончено было незадолго до смерти автора, в 1724 г., и содержит проект реформ, направленных на превращение России в независимую, сильную, культурную и богатую страну. Вопросы образования и воспитания у И. Т. Посошкова являются составной частью его общественно-экономических проектов.
- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Материал по теме "Очерки истории педагогики" Глава 2. Русская педагогическая мысль первой четверти XVIII в. 2.1. Учебная литература. 2.2. Проект организации школьного образования Ф. С. Салтыкова ОИП 008 Январь 2021 |
Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу
следует следующим образом: Очерки истории педагогики. Глава 2. Русская педагогическая мысль
первой четверти XVIII в. 2.1. Учебная литература. 2.2. Проект организации школьного образования
Ф. С. Салтыкова //Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. –
2021. – №4 (январь). – ОИП 008 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki
Глава 2. Русская педагогическая мысль первой четверти XVIII в.
2.1. Учебная литература
Реформы первой четверти XVIII в. способствовали оживлению педагогической мысли, нашедшей отражение в учебной литературе, проектах организации народного образования, в ряде книг публицистического содержания.
Большая учебная литература тех лет во многом определила содержание образования и методы обучения и школах. В типографиях печатались книги по различным отраслям знаний (математике, механике, астрономии, навигации, географии, истории и др.), усвоение которых облегчалось введением нового, гражданского шрифта вместо церковнославянского и нового, арабского обозначения цифр вместо буквенного. По астрономии вышли книги, распространявшие учение Коперника («Книга мирозрения» Гюйгенса и др.). Астрономические знания излагались и в печатных календарях.
В 1700—1725 гг. издано около 600 названий переводных и оригинальных книг, в том числе много букварей, учебников, словарей. Переиздавались буквари, известные в XVII п., среди них букварь Кариона Истомина (1717); составлено несколько новых книг для обучения грамоте. Управляющим Московской типографией Федором Поликарповым, известным педагогом, переводчиком и автором книг, издан его «Трехъязычный букварь» — «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учитися хотящим и любомудрие в пользу душеспасительную обрести тщащимся» (1701). В нем помещены буквы, склады и избранные слова на славянском, греческом и латинском языках, а также молитвы, заповеди, статьи и стихи религиозного и нравоучительного характера. Примечательно, что в «Трехъязычном букваре» впервые напечатан словарь слов «о училище и о книгах» с пояснением и переводом их на греческий и латинский языки, среди которых значатся, например, академия, школа, учитель, книга, летописец, хроника, космография.
- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Материал по теме "Очерки истории педагогики" Глава 1. 1.6. Архиерейские школы ОИП 007 Январь 2021 |
Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу
следует следующим образом: Очерки истории педагогики. Глава 1. 1.6. Архиерейские школы//
Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. –
2021. – №4 (январь). – ОИП 007 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki
1.6. Архиерейские школы
Укрепляя абсолютную монархию, Петр I стремился полностью подчинить государству церковь и превратить ее в послушное орудие государства. Он ставил задачей сломить церковную оппозицию его реформам, создать новое, образованное духовенство, полностью поддерживающее его политику, способное решать важные государственные задачи. После смерти патриарха Адриана (1700) Петр I отложил избрание нового «владыки». Руководство церковью было возложено на «местоблюстителя патриаршего престола» — на одного из крупных церковных деятелей того времени, воспитанника Киевской академии, митрополита Рязанского Стефана Яворского.
Стефан Яворский, не оправдавший возлагаемых на него императором надежд, фактически с 1712 г. был отстранен от управления церковными делами. Верным соратником Петра I по преобразованию церкви, превращению ее в надежное орудие государства стал Феофан Прокопович, один из самых видных деятелей церковного просвещения, горячий приверженец новых общественных реформ. По заданию Петра I и при его непосредственном участии Ф. Прокопович составил «Духовный регламент»[1]. Утвержденный царем 25 января 1721 г., этот документ коренным образом изменил положение православной церкви в государстве и по-новому определил ее роль в общественной жизни вообще, в деле просвещения в частности[2]. Церковь ставилась полностью в зависимость от государства, от императора. Управление ею поручалось Духовной коллегии, переименованной вскоре в Синод. Она была отстранена от руководства государственными светскими школами
Страница 1 из 2