- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Материал по теме "Очерки истории педагогики" ГЛАВА 1. Русская школа в первой четверти XVIII в. 1.5. Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы ОИП 006 Декабрь 2020 |
Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Школа математических и навигацких наук. Морская академия /Очерки истории педагогики.
Глава 1. // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №3 (декабрь). – ОИП 006 –URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki
1.5. Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы
В первой четверти XVIII в. возникают государственные гарнизонные и адмиралтейские школы для обучения детей солдат и матросов. Школы предназначались для подготовки унтер-офицеров и других лиц младшего командного состава армии и флота, а также мастеровых для строительства судов и обслуживания кораблей. Эти школы находились на полном государственном содержании. Первая гарнизонная школа для солдатских детей была открыта еще в 1698 г. при артиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали грамоте, счету и бомбардирскому делу[1]. Школы для солдатских детей имелись также при артиллерийской и инженерной школах в Петербурге. В 1721 г. последовало распоряжение об учреждении гарнизонных школ при каждом полку на 50 солдатских детей для обучения их грамоте и мастерствам[2].
Специальный указ Петра I об учреждении адмиралтейских школ издан 28 ноября 1717 г. В нем предлагалось адмиралтейскому ведомству «плотничьих, матросских, кузнечных и прочих мастерств всех записных учить русской грамоте и цифири». Требование о создании адмиралтейских школ подтверждено «Адмиралтейским регламентом» (1722).
В официальных документах эти школы назывались «русскими» (основными предметами обучения в них были чтение, письмо и счет, преподавание шло на русском языке). Этим названием их отличали от «разноязычных», «немецких» и «латинских» школ того времени, в которых главными предметами обучения были иностранные языки.
Первая адмиралтейская русская школа открыта в Петербурге в 1719 г. В том же году подобные школы открыты в Кронштадте и Ревеле, а затем (около 1720 г.) в Таврове и при Петербургской партикулярной верфи (1722)[3].
- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Материал по теме "Очерки истории педагогики" ГЛАВА 1. Русская школа в первой четверти XVIII в. 1.4. Цифирные (арифметические) школы ОИП 005 Декабрь 2020 |
Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Школа математических и навигацких наук. Морская академия /Очерки истории педагогики.
Глава 1. // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №3 (декабрь). – ОИП 005. –URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki
1.4. Цифирные (арифметические) школы
В начале XVIII в. правительство Петра I сделало первую попытку создать на всей территории России сеть государственных общеобразовательных начальных школ, которые давали бы учащимся знания в чтении, письме, арифметике, подготовляли их к государственной светской и военной службе, для работы на заводах и верфях, к обучению в профессиональных школах. Организация общеобразовательных школ проводилась через Военную, Адмиралтейскую и другие коллегии, магистраты, а также церковь, в распоряжении которой имелись необходимые для этого средства (помещения, учителя, известный педагогический опыт). Государственные школы для обучения детей грамоте и счету создавались при архиерейских домах, при верфях, горных заводах, воинских частях.
Первые школы подобного типа были открыты по инициативе А. А. Курбатова в 1711 г. в Архангельске, где он исполнял должность вице-губернатора.
28 февраля 1714 г. Петр I издал указ об открытии во всех губерниях при архиерейских домах и в больших монастырях цифирных, или арифметических, школ, в которых надлежало «учить цифири и некоторую часть геометрии». Этим актом вводилось обязательное обучение для «дворянских и приказного чина, дьячьих и подьяческих детей от 10 до 15 лет»[1]. Вскоре к обучению в цифирных школах стали привлекаться дети духовенства и купечества. Учить детей крепостных крестьян в этих школах категорически запрещалось. Военная и гражданская служба дворянина теперь требовала предварительного исполнения учебной повинности, без чего невозможным становилось продвижение по службе. Ему запрещалось жениться, пока он не пройдет курса «цифири». Это начальное образование дворянина дополнялось «солдатской школой» (службой) в гвардейских полках, обучением в столичных специальных учебных заведениях, учением за границей.
Для преподавания в открываемых цифирных школах использовались воспитанники Московской школы математических и навигацких наук и Морской академии.
- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Материал по теме "Очерки истории педагогики" ГЛАВА 1. Русская школа в первой четверти XVIII в. 1.3. Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков ОИП 004 Декабрь 2020 |
Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Школа математических и навигацких наук. Морская академия /Очерки истории педагогики.
Глава 1. // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №3 (декабрь). – ОИП 004. – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki
1.3. Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих.
Школы по изучению иностранных языков
В начале XVIII в. были созданы специальные школы по подготовке артиллеристов, инженеров и врачей.
В 1701 г. в Москве на новом пушечном дворе учреждается артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». Руководителем этой школы был Я. В. Брюс. В 1701 —1704 гг. в школе обучалось от 250 до 300 юношей, принадлежавших к разным сословиям и находившихся на государственном содержании. Дети крепостных в эту школу, как и во все другие открываемые при Петре I новые школы, не принимались: «подлое сословие», по убеждению его, в образовании не нуждалось. В последующие годы число учащихся уменьшилось, так как школа стала комплектоваться преимущественно из дворянских детей. Артиллерийско-инженерная школа делилась на нижнюю и верхнюю «школы» (классы, или ступени). В нижних классах, или «русской школе», учили чтению, письму и счету, в верхней школе — арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Преподавателями в основном были русские офицеры. Арифметику и рисование преподавал здесь выдающийся живописец того времени И. Н. Никитин.
В 1703 г. открылась Московская инженерная школа. В 1712 г. контингент ее учащихся был определен в 100—150 человек, из них «две трети... дворянских детей»[1]. Учащиеся сначала изучали арифметику и геометрию, для чего их нередко посылали в Школу математических и навигацких наук, а затем фортификацию. По документам известно, что в ней наряду с другими использовались книги Яна Амоса Коменского.
В марте 1719 г. открылась Петербургская инженерная школа[2], с которой в 1723 г. слилась вышеупомянутая московская. После этого слияния число учащихся школы доходило до 176 человек. Заведовал школой известный инженер Де-Кулон, преподавателями работали русские офицеры. В школе последовательно изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, фортификацию. Окончивших направляли в воинские части.
- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Материал по теме "Очерки истории педагогики" ГЛАВА 1. Русская школа в первой четверти XVIII в. 1.2. Школа математических и навигацких наук. Морская академия ОИП 003 Ноябрь 2020 |
Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Школа математических и навигацких наук. Морская академия /Очерки истории педагогики.
Глава 1. // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №2 (ноябрь). – ОИП 003 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki
1.2. Школа математических и навигацких наук. Морская академия
Важным событием в развитии науки и просвещения явилось открытие в Москве Школы математических и навигацких наук. Указ о заведении «математических и навигацких, то есть мореходных хитростных наук учения», был издан Петром I 14 января 1701 г. Сначала для школы предназначались здания Полотняного двора в Кадашевской слободе, но они, по заявлению учителей, оказались неудобными. В конце 1701 г. школу разместили в одном из самых высоких зданий тогдашней Москвы — Сухаревой башне, которое специально приспособили для школьных нужд.
В школу принимали «добровольно хотящих», а также набирали принудительно мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 17—20 лет из дворян и «разных чинов»: приказных, посадских, церковнослужителей и др. Принимать детей крепостных крестьян в эту школу строго запрещалось. Неимущим выдавали деньги на «корм» в зависимости от изучаемого предмета и успехов в его усвоении. Контингент учащихся сначала был определен в 200 человек, но впоследствии вырос до 500 и более. Так, в 1712 г. в школе училось 538 человек. Ученики жили в самой школе, а некоторые — в наемных квартирах. В школе были установлены строгие порядки, за нарушение которых школьников наказывали штрафами и розгами. Первые годы школа находилась в ведении
Оружейной палаты и постоянное наблюдение за ее работой осуществлял дьяк А. А. Курбатов. В 1706 г. школу передали приказу морского флота, а затем — Адмиралтейской коллегии.
Для преподавания специальных математических и навигационных наук в Москву из Англии были приглашены профессор А. Д. Фарварсон, ставший директором этой школы, и специалисты по морским наукам С. Гвин и Р. Грейс. Фарварсон, крупный знаток своего дела, оказал известное влияние на постановку математического и морского образования в России. Что же касается С. Гвина и Р. Грейса, то, по свидетельству А. А. Курбатова, они «относились к делу нерадиво, которые учатся остропонятно, тех бранят и велят дожидаться меньших» (т. е. отстающих).
- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Материал по теме "Очерки истории педагогики" ГЛАВА 1. Русская школа в первой четверти XVIII в. 1.1. Общая характеристика реформ в области просвещения ОИП 002 Ноябрь 2020 |
Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Общая характеристика реформ в области просвещения. /Очерки истории педагогики. Глава 1. // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №2 (ноябрь). – ОИП 002 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki
Глава I. Русская школа в первой четверти XVIII в.
1.1. Общая характеристика реформ в области просвещения
К началу XVIII в. в политическом, экономическом и культурном развитии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное землевладение и очень слабо развивалось промышленное производство. Связи России с другими странами были крайне затруднены тем, что она не имела морских путей, не было выхода к Балтийскому и Черному морям. Русская армия была отсталой в смысле организации и технической вооруженности; военно-морского флота не было. Сильно отставала Россия в развитии школьного дела и в распространении научных знаний.
Экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости. Обострение классовой борьбы, общественно-политическое движение XVII — начала XVIII в. требовали от Петра I принять меры к укреплению государственного устройства, усилению армии, проведению реформ в области экономики и культуры. Эти реформы были подготовлены всем ходом исторического развития страны, их необходимость осознавалась задолго до начала царствования Петра I. В результате преобразований правительства Петра I в России утвердилась абсолютная монархия, были созданы современная армия и военно-морской флот, экономическая политика правительства обеспечила известный рост промышленности и торговли.
Как отмечал Ф. Энгельс, Петр I был «действительно великий человек... первый в полной мере оценил исключительно благоприятное для России положение в Европе. Он ясно... разглядел, наметил и начал осуществлять основные принципы русской политики»[1].
- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Материал по теме "Очерки истории педагогики" ВВЕДЕНИЕ ОИП 001 Ноябрь 2020 |
Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Введение /Очерки истории педагогики. // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №2 (ноябрь). – ОИП 001 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki
Очерки истории педагогики
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе история школы и педагогической мысли народов СССР охватывает полтора столетия в жизни России начиная с XVIII в. Весь этот период—время позднего феодализма в России, время, когда уже зарождались элементы будущих капиталистических отношении, особенно в последней трети XVIII в., и когда нарастание противоречий феодального уклада (90-е гг. XVIII — первая четверть XIX в.) сменилось глубоким и всесторонним кризисом феодальной системы (30—50-е гг. XIX в.). Главным направлением процесса прогрессивного развития являлось все углубляющееся разложение феодально-крепостнических отношений и постепенный переход к капиталистическому строю, что и определяло в конечном счете развитие школы и педагогической мысли в этот период.
В первой половине XVIII в. происходят значительные сдвиги в экономическом и политическом развитии России. Все усиливающийся рост товарно-денежных отношений и формирование всероссийского рынка стимулировали некоторый подъем в сельском хозяйстве, выразившийся в повышении его товарности, сопровождаясь одновременно расширением крепостнических отношений и усилением крепостных порядков. Более заметные изменения происходят в промышленном развитии страны, чему сильно способствует экономическая политика правительства Петра I. Если в конце XVII в, в России имелось всего около двух десятков мануфактур и потребности государства в промышленных изделиях покрывались путем импорта из Западной Европы, то к 1750 г. действовало 75 металлургических заводов и 50 текстильных фабрик. Были открыты также стекольные, кожевенные, винокуренные заводы, верфи и другие предприятия[1].
Расширение мануфактурного производства повлекло за собой рост ремесла и крестьянских промыслов. Происходил дальнейший рост таких ремесленных центров, как Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Казань и других городов, расположенных на крупных реках, и прежде всего на Волге. Многие районы страны все более втягивались в усиливавшийся обмен и торговый оборот, чему способствовали регулярно проводимые в различных местах многочисленные ярмарки. Их успеху и расширявшимся масштабам помогало улучшение путей сообщений и строительство различных водных каналов.
Ускоренному развитию промышленности и торговли способствовала внутренняя и внешняя политика правительства с ее характерными чертами: покровительством мануфактуристам и купцам, ограждением их от иностранной конкуренции, строительством государственных заводов, которые играли роль своеобразных рассадников производственной и технической культуры, введением благоприятного для отечественной промышленности таможенного тарифа, в результате чего Россия стала крупным поставщиком разных товаров на заграничный рынок, и т. д.
- Информация о материале
- Категория: Очерки истории педагогики
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ШКОЛЫ
И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НАРОДОВ СССР
___________________________
1917 – 1941 гг.
ОТ РЕДАКЦИИ
Общее научное редактирование книги выполнено Н. П. Кузиным, М. Н. Колмаковой и 3. И. Равкиным. Введение написано Н. П. Кузиным.
Главы написаны следующими авторами:
Часть первая: главы I, II- Ф. Ф.Королевым, 3. И. Равкиным; глава III — М. Н. Колмаковой (§1), Ф. Ф. Королевым, 3. И. Равкиным (§ 2—7); глава IV — Ф. Ф. Королевым, 3. И. Равкиным (§ 1, 2,4, 5, 6), Е. И. Волковой (§ 3); глава V — А. Э. Измайловым, М. Н. Колмаковой; глава VI — М. Н. Колмаковой (§ 1, 2), К- И. Васильевым (§ 3); глава VII —3. И. Равкиным (§ 1—3), С. А. Черникой (§ 4); глава VIII— Ф. Ф. Королевым, 3. И. Равкиным (§ 1—9), Т.Б. Игнатьевой (§ 10).
Часть вторая: глава 1-Е. И. Волковой (§ 1), 3. И. Равкиным (§ 2, 4), Ф. И. Пузыревым (§ 3); глава II — 3. И. Равкиным (§ 1—3), М. Г. Хитаряном и Л.П. Локоть (§ 4); глава III — 3. И. Равкиным (§ 1), А. С. Шепиловой (§ 2), М. Г. Хитаряном и Л. П. Локоть ( § 3), С. В. Калининой, В. С. Каюровым, М.Г. Плоховой (§ 4), И. Г. Гординым (§ 5); глава IV — Н. С. Розыевой; глава V— В. И. Поповым ; глава VI— 3. И. Равкиным; глава VII — Н. П. Кузиным, Р. Б. Вендровской.
В первой части книги при освещении вопросов развития национальной школы в союзных республиках использованы материалы Г. В. Вершигоры, Н. М. Грищенко, И. К. Кадырова, О. Д. Кузьмина, А. А. Курбанова, И. П. Лаужикаса, М. М. Мехти-Заде, Р. М. Микельсона, И. О. Обидова, У. П. Оболадзе, М. А. Сантросяна, А. И. Сембаева, С. А. Умрейко, Ы. Ю. Эланго, Н. В. Талдина.
Во второй части в VI главе (§ 3) использованы материалы Н. К. Григорьева, Т.Б.Игнатьевой, А. Д. Новиковой, в главе VII— В. И. Попова, Г. С. Цовьянова.
Библиография подготовлена Т. Б. Игнатьевой, Н. С. Розыевой, именной указатель — Т. Б. Игнатьевой.
Подготовка рукописи к печати осуществлена сотрудниками сектора истории советской школы и педагогики НИИ общей педагогики АПН СССР Т. И. Барановой, Т. Б. Игнатьевой, Н. С. Розыевой.
Редакция настоящего издания выражает глубокую признательность академику М. П. Киму, действительному члену АПН СССР Э. И. Моносзону, членам-корреспондентам АПН СССР Г.Е.Глезерману, А. Т. Кинкулькину, И. А. Федосову, доценту В. И. Разгону, профессору А. Ф. Смирнову за ценные замечания, сделанные ими по материалам тома в целом или отдельным его частям.
Страница 2 из 2