Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Материал по теме "Очерки истории педагогики"
ГЛАВА 1. Русская школа в первой четверти XVIII в.
1.5. Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы
ОИП 006                                                                Декабрь 2020

 

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Школа математических и навигацких наук. Морская академия /Очерки истории педагогики.
Глава 1. // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №3 (декабрь). – ОИП 006 –URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki

 

1.5. Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы

 

Адмиралтейские школыВ первой четверти XVIII в. возникают государственные гарнизон­ные и адмиралтейские школы для обучения детей солдат и матросов. Школы предназначались для подготовки унтер-офицеров и других лиц младшего командного состава армии и флота, а также мастеровых для строительства судов и обслуживания кораблей. Эти школы находились на полном государственном содержании. Первая гарнизонная школа для солдатских детей была открыта еще в 1698 г. при артиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали грамоте, счету и бом­бардирскому делу[1]. Школы для солдатских детей имелись также при артиллерийской и инженерной школах в Петербурге. В 1721 г. после­довало распоряжение об учреждении гарнизонных школ при каж­дом полку на 50 солдатских детей для обучения их грамоте и мастерствам[2].

Специальный указ Петра I об учреждении адмиралтейских школ издан 28 ноября 1717 г. В нем предлагалось адмиралтейскому ведом­ству «плотничьих, матросских, кузнечных и прочих мастерств всех за­писных учить русской грамоте и цифири». Требование о создании ад­миралтейских школ подтверждено «Адмиралтейским регламентом» (1722).

В официальных документах эти школы назывались «русскими» (ос­новными предметами обучения в них были чтение, письмо и счет, пре­подавание шло на русском языке). Этим названием их отличали от «разноязычных», «немецких» и «латинских» школ того времени, в кото­рых главными предметами обучения были иностранные языки.

Первая адмиралтейская русская школа открыта в Петербурге в 1719 г. В том же году подобные школы открыты в Кронштадте и Ре­веле, а затем (около 1720 г.) в Таврове и при Петербургской партику­лярной верфи (1722)[3].

 

Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Материал по теме "Очерки истории педагогики"
ГЛАВА 1. Русская школа в первой четверти XVIII в.
1.4. Цифирные (арифметические) школы
ОИП 005                                                                Декабрь 2020

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Школа математических и навигацких наук. Морская академия /Очерки истории педагогики.
Глава 1. // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №3 (декабрь). – ОИП 005. –URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki

 

1.4. Цифирные (арифметические) школы

 

1716 г. Арифметическая школа. г. БелгородВ начале XVIII в. правительство Петра I сделало первую попытку создать на всей территории России сеть государственных общеобразо­вательных начальных школ, которые давали бы учащимся знания в чте­нии, письме, арифметике, подготовляли их к государственной светской и военной службе, для работы на заводах и верфях, к обучению в про­фессиональных школах. Организация общеобразовательных школ про­водилась через Военную, Адмиралтейскую и другие коллегии, магистра­ты, а также церковь, в распоряжении которой имелись необходимые для этого средства (помещения, учителя, известный педагогический опыт). Государственные школы для обучения детей грамоте и счету создава­лись при архиерейских домах, при верфях, горных заводах, воинских частях.

Первые школы подобного типа были открыты по инициативе А. А. Курбатова в 1711 г. в Архангельске, где он исполнял должность вице-губернатора.

28 февраля 1714 г. Петр I издал указ об открытии во всех губер­ниях при архиерейских домах и в больших монастырях цифирных, или арифметических, школ, в которых надлежало «учить цифири и некото­рую часть геометрии». Этим актом вводилось обязательное обучение для «дворянских и приказного чина, дьячьих и подьяческих детей от 10 до 15 лет»[1]. Вскоре к обучению в цифирных школах стали привлекать­ся дети духовенства и купечества. Учить детей крепостных крестьян в этих школах категорически запрещалось. Военная и гражданская служ­ба дворянина теперь требовала предварительного исполнения учебной повинности, без чего невозможным становилось продвижение по службе. Ему запрещалось жениться, пока он не пройдет курса «цифири». Это начальное образование дворянина дополнялось «солдатской школой» (службой) в гвардейских полках, обучением в столичных специальных учебных заведениях, учением за границей.

Для преподавания в открываемых цифирных школах использовались воспитанники Московской школы математических и навигацких наук и Морской академии.

Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Материал по теме "Очерки истории педагогики"
ГЛАВА 1. Русская школа в первой четверти XVIII в.
1.3. Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. 
Школы по изучению иностранных языков
ОИП 004                                                                Декабрь 2020

 

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Школа математических и навигацких наук. Морская академия /Очерки истории педагогики.
Глава 1. // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №3 (декабрь). – ОИП 004. – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki

 

1.3. Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. 
Школы по изучению иностранных языков

 

Михайловская артиллерийская академияВ начале XVIII в. были созданы специальные школы по подготовке артиллеристов, инженеров и врачей.

В 1701 г. в Москве на новом пушечном дворе учреждается артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посто­ронних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». Руководителем этой школы был Я. В. Брюс. В 1701 —1704 гг. в школе обучалось от 250 до 300 юношей, при­надлежавших к разным сословиям и находившихся на государственном содержании. Дети крепостных в эту школу, как и во все другие открываемые при Петре I новые школы, не принимались: «подлое сословие», по убеждению его, в образовании не нуждалось. В последующие годы число учащихся уменьшилось, так как школа стала комплектоваться преимущественно из дворянских детей. Артиллерийско-инженерная шко­ла делилась на нижнюю и верхнюю «школы» (классы, или ступени). В нижних классах, или «русской школе», учили чтению, письму и сче­ту, в верхней школе — арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Преподавателями в основном были рус­ские офицеры. Арифметику и рисование преподавал здесь выдающийся живописец того времени И. Н. Никитин.

В 1703 г. открылась Московская инженерная школа. В 1712 г. кон­тингент ее учащихся был определен в 100—150 человек, из них «две трети... дворянских детей»[1]. Учащиеся сначала изучали арифметику и геометрию, для чего их нередко посылали в Школу математических и навигацких наук, а затем фортификацию. По документам известно, что в ней наряду с другими использовались книги Яна Амоса Коменского.

В марте 1719 г. открылась Петербургская инженерная школа[2], с которой в 1723 г. слилась вышеупомянутая московская. После этого сли­яния число учащихся школы доходило до 176 человек. Заведовал шко­лой известный инженер Де-Кулон, преподавателями работали русские офицеры. В школе последовательно изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, фортификацию. Окончивших направляли в воинские части.

 

Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Материал по теме "Очерки истории педагогики"
ГЛАВА 1. Русская школа в первой четверти XVIII в.
1.2. Школа математических и навигацких наук. Морская академия
ОИП 003                                                                Ноябрь 2020


Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:

Школа математических и навигацких наук. Морская академия /Очерки истории педагогики.
Глава 1. // Вопросы творческой деятельности: 
электронный научно-практический журнал. – 2020. – №2 (ноябрь). – ОИП 003 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki

Учебные заведения

1.2. Школа математических и навигацких наук. Морская академия

Важным событием в развитии науки и просвещения явилось открытие в Москве Школы математических и навигацких наук. Указ о заведении «математических и навигацких, то есть мореходных хитростных наук учения», был издан Петром I 14 января 1701 г. Сначала для школы предназначались здания Полотняного двора в Кадашевской слободе, но они, по заявлению учителей, оказались неудобными. В конце 1701 г. школу разместили в одном из самых высоких зданий тогдашней Москвы — Сухаревой башне, которое специально приспособили для школьных нужд.

В школу принимали «добровольно хотящих», а также набирали принудительно мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 17—20 лет из дворян и «разных чинов»: приказных, посадских, церковнослужителей и др. Принимать детей крепостных крестьян в эту школу строго запрещалось. Неимущим выдавали деньги на «корм» в зависимости от изучаемого предмета и успехов в его усвоении. Контингент учащихся сначала был определен в 200 человек, но впоследствии вырос до 500 и более. Так, в 1712 г. в школе училось 538 человек. Ученики жили в самой школе, а некоторые — в наемных квартирах. В школе были установлены строгие порядки, за нарушение которых школьников наказывали штрафами и розгами. Первые годы школа находилась в ведении

Оружейной палаты и постоянное наблюдение за ее работой осуществлял дьяк А. А. Курбатов. В 1706 г. школу передали приказу морского флота, а затем — Адмиралтейской коллегии.
Для преподавания специальных математических и навигационных наук в Москву из Англии были приглашены профессор А. Д. Фарварсон, ставший директором этой школы, и специалисты по морским наукам С. Гвин и Р. Грейс. Фарварсон, крупный знаток своего дела, оказал известное влияние на постановку математического и морского образования в России. Что же касается С. Гвина и Р. Грейса, то, по свидетельству А. А. Курбатова, они «относились к делу нерадиво, которые учатся остропонятно, тех бранят и велят дожидаться меньших» (т. е. отстающих).

 

Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Материал по теме "Очерки истории педагогики"
ГЛАВА 1. Русская школа в первой четверти XVIII в.
1.1. Общая характеристика реформ в области просвещения
ОИП 002                                                                Ноябрь 2020

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Общая характеристика реформ в области просвещения. /Очерки истории педагогики. Глава 1. // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №2 (ноябрь). – ОИП 002 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki

 

                                                 Глава  I. Русская школа в первой четверти XVIII в.

остояние образования в первой четверти XVIII века, при Петре I 1.1. Общая характеристика реформ в области просвещения 

К началу XVIII в. в политическом, экономическом и культурном раз­витии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное зем­левладение и очень слабо развивалось промышленное производство. Связи России с другими странами были крайне затруднены тем, что она не имела морских путей, не было выхода к Балтийскому и Черному мо­рям. Русская армия была отсталой в смысле организации и технической вооруженности; военно-морского флота не было. Сильно отставала Россия в развитии школьного дела и в распространении научных знаний.

Экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости. Обострение классовой борьбы, общест­венно-политическое движение XVII — начала XVIII в. требовали от Петра I принять меры к укреплению государственного устройства, уси­лению армии, проведению реформ в области экономики и культуры. Эти реформы были подготовлены всем ходом исторического развития страны, их необходимость осознавалась задолго до начала царствования Петра I. В результате преобразований правительства Петра I в Рос­сии утвердилась абсолютная монархия, были созданы современная ар­мия и военно-морской флот, экономическая политика правительства обеспечила известный рост промышленности и торговли.

Как отмечал Ф. Энгельс, Петр I был «действительно великий че­ловек... первый в полной мере оценил исключительно благоприятное для России положение в Европе. Он ясно... разглядел, наметил и начал осу­ществлять основные принципы русской политики»[1].

 

Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Материал по теме "Очерки истории педагогики"
ВВЕДЕНИЕ
ОИП 001                                                                Ноябрь 2020

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Введение /Очерки истории педагогики.  // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №2 (ноябрь). – ОИП 001 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki

                                                                       Очерки истории педагогики

Б.М.Кустодиев. Земская школа в Московской Руси

 

ВВЕДЕНИЕ

 В данной работе история школы и педагогической мысли народов СССР охватывает полтора столетия в жизни России начиная с XVIII в. Весь этот период—время позднего феодализма в России, время, когда уже зарождались элементы будущих капиталистических отношении, особен­но в последней трети XVIII в., и когда нарастание противоречий фео­дального уклада (90-е гг. XVIII — первая четверть XIX в.) сменилось глубоким и всесторонним кризисом феодальной системы (30—50-е гг. XIX в.). Главным направлением процесса прогрессивного развития яв­лялось все углубляющееся разложение феодально-крепостнических от­ношений и постепенный переход к капиталистическому строю, что и определяло в конечном счете развитие школы и педагогической мысли в этот период.

В первой половине XVIII в. происходят значительные сдвиги в эко­номическом и политическом развитии России. Все усиливающийся рост товарно-денежных отношений и формирование всероссийского рынка стимулировали некоторый подъем в сельском хозяйстве, выразившийся в повышении его товарности, сопровождаясь одновременно расширени­ем крепостнических отношений и усилением крепостных порядков. Более заметные изменения происходят в промышленном развитии страны, че­му сильно способствует экономическая политика правительства Петра I. Если в конце XVII в, в России имелось всего около двух десятков ма­нуфактур и потребности государства в промышленных изделиях покры­вались путем импорта из Западной Европы, то к 1750 г. действовало 75 металлургических заводов и 50 текстильных фабрик. Были открыты также стекольные, кожевенные, винокуренные заводы, верфи и другие предприятия[1].

Расширение мануфактурного производства повлекло за собой рост ремесла и крестьянских промыслов. Происходил дальнейший рост та­ких ремесленных центров, как Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Казань и других городов, расположенных на крупных реках, и прежде всего на Волге. Многие районы страны все более втягивались в усили­вавшийся обмен и торговый оборот, чему способствовали регулярно про­водимые в различных местах многочисленные ярмарки. Их успеху и расширявшимся масштабам помогало улучшение путей сообщений и строительство различных водных каналов.

Ускоренному развитию промышленности и торговли способствовала внутренняя и внешняя политика правительства с ее характерными чер­тами: покровительством мануфактуристам и купцам, ограждением их от иностранной конкуренции, строительством государственных заводов, которые играли роль своеобразных рассадников производственной и технической культуры, введением благоприятного для отечественной промышленности таможенного тарифа, в результате чего Россия стала крупным поставщиком разных товаров на заграничный рынок, и т. д.

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ШКОЛЫ

И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НАРОДОВ СССР

___________________________

 1917 – 1941 гг.

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 Общее научное    редактирование книги выполнено Н. П. Кузиным, М. Н. Колмаковой и 3. И. Равкиным. Введение написано Н. П. Кузиным.

Главы написаны следующими авторами:

Часть первая: главы I, II- Ф. Ф.Королевым, 3. И. Равкиным; глава III — М. Н. Колмаковой (§1), Ф. Ф. Королевым, 3. И. Равки­ным (§ 2—7); глава IV —   Ф. Ф. Королевым, 3. И. Равкиным (§ 1, 2,4, 5, 6), Е. И. Волковой (§ 3); глава V — А. Э. Измайловым, М. Н. Колмаковой; глава VI — М. Н. Колмаковой    (§ 1, 2), К- И. Васильевым (§ 3); глава VII —3. И. Равкиным (§ 1—3), С. А. Черникой (§ 4); глава VIII— Ф. Ф. Королевым, 3. И. Равкиным (§ 1—9), Т.Б. Иг­натьевой (§ 10).

Часть вторая: глава 1-Е. И. Волковой (§ 1), 3. И. Равкиным (§ 2, 4), Ф. И. Пузыревым (§ 3); глава II — 3. И. Равкиным (§ 1—3), М. Г. Хитаряном и Л.П. Локоть (§ 4); глава III — 3. И. Равкиным (§ 1), А. С. Шепиловой (§ 2), М. Г. Хитаряном и Л. П. Локоть ( § 3), С. В. Ка­лининой, В. С. Каюровым,       М.Г. Плоховой (§ 4), И. Г. Гординым (§ 5); глава IV — Н. С. Розыевой; глава V— В. И. Поповым ; глава VI— 3. И. Равкиным; глава VII — Н. П. Кузиным, Р. Б. Вендровской.

В первой части книги при освещении вопросов развития националь­ной школы в союзных республиках использованы материалы Г. В. Вершигоры, Н. М. Грищенко, И. К. Кадырова, О. Д. Кузьмина, А. А. Курбанова, И. П. Лаужикаса, М. М. Мехти-Заде, Р. М. Микельсона, И. О. Обидова, У. П. Оболадзе,   М. А. Сантросяна, А. И. Сембаева, С. А. Умрейко, Ы. Ю. Эланго, Н. В. Талдина.

Во второй части в VI главе (§ 3) использованы материалы Н. К. Григорьева, Т.Б.Игнатьевой, А. Д. Новиковой, в главе VII— В. И. Попова, Г. С. Цовьянова.

 Библиография подготовлена Т. Б. Игнатьевой, Н. С. Розыевой, имен­ной указатель — Т. Б. Игнатьевой.

Подготовка рукописи к печати осуществлена сотрудниками сектора истории советской школы и педагогики НИИ общей педагогики АПН СССР Т. И. Барановой, Т. Б. Игнатьевой, Н. С. Розыевой.

Редакция настоящего издания выражает глубокую признательность академику М. П. Киму, действительному члену АПН СССР Э. И. Моносзону,  членам-корреспондентам   АПН    СССР Г.Е.Глезерману, А. Т. Кинкулькину, И. А. Федосову, доценту В. И. Разгону, профессору А. Ф. Смирнову за ценные замечания, сделанные ими по материалам тома в целом или отдельным его частям.