Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Бондырева С. К., Д.В. Колесов. Выживание (факторы и механизмы) (продолжение)
NSA 022                                                              апрель-май 2021

 Глава 2. Менталитет выживания

 

Выживание: повседневное и «событийное»Менталитет — это обобщенное понятие, включающее ряд вторичных: ход мыслей, строй мыслей, содержание мыслей, доминирующие в сознании индивида образы и понятия. Это и само движение мысли, и правила этого движения, и форма, в которую мысль облекается, и содержательность этой мысли. Менталитет — это совокупность всех черт, свойств, процессов интеллектуальной сферы индивида и характер доминант, которым мышление подчиняется, специфика потребностей, которые актуально находят отражение в мышлении. Понятно, что все это вместе взятое определяет характер поведения индивида: направленность и стиль, а также уровень его компетентности в тех или иных жизненных ситуациях.

Менталитет выживания — это совокупность образов и понятий, доминирующих в психике индивида, которые способствуют более природосообразному его поведению, и тем самым — выживанию: повседневному и «событийному». Чертами менталитета определяется и то, насколько индивид способен к самовосприятию и самооценке, насколько он критичен в оценках окружающего.

«Менталитет выживания» — это характеристика направленности мышления на выживание. Но ему служат и качественные характеристики — слагаемые менталитета. К примеру, мысль может быть быстрой или медленной, подвижной или ленивой, содержательной или пустой. И в этом индивиды значительно отличаются друг от друга. Вместе с тем, поскольку базисные потребности у всех одинаковые, то и основное направление мыслей сходно: каждый думает о «хлебе насущном», о безопасности — своей и близких.

Качества мышления во многом определены самой природой (наследственностью), но частично — зависят и от характера воспитания: от того, сколько сенсорных стимулов получает ребенок в раннем возрасте, насколько богата информацией окружающая его среда, сколько разнообразных игрушек он имеет. Важно также, какая из потребностей доминирует в его психике, на какие ценности ориентировано его воспитание: это относится к содержанию мышления. В конечном итоге менталитет определяет и то, какие проблемы встают перед индивидом, и то, как он их разрешает.

 1. Архетипические основания менталитета

 Чем полезно предложенное швейцарским психиатром и психологом Карлом Густавом Юнгом (1875—1961) понятие «архетип»? Тем, что оно фиксирует факт наличия общего в психологии и поведении людей на протяжении всей истории. При этом условия жизни в сообществе как бы уравнивают индивидов в их реакциях и поведении, выявляя наиболее общезначимое из того, что есть в их психике: базисные основания менталитета представителей нашего вида. И это способствует их взаимопониманию.

Архетипы — это оценочные эталоны, необходимые в плане ориентации индивида в различных аспектах его жизнедеятельности. Как и любой эталон, они были первоначально оценками чего-либо наиболее значимого — для наших отдаленных предков. И это общезначимое было связано как с условиями их жизни в земных условиях, так и в условиях жизни сообщества… Следовательно, архетип — это оценка, которая постепенно выработалась у человека, закрепилась и постепенно стала ориентиром поведения последующих поколений. Индивиды пользуются ею и осознанно, и неосознаваемо.

У ребенка архетипические основания его менталитета вырабатывается под влиянием его родителей: благодаря связи поколений. При этом наследование архетипов происходит путем усвоения каждым последующим поколением опыта предыдущего, включая и базисные оценки им окружающего. И происходит это путем восприятия всех наиболее значимых факторов окружающего мира, а поскольку многое в нем рукотворно, то и черт психики предков, нашедших свое отражение в созданных ими объектах.

Понятие архетипа и сам этот термин — полезны и необходимы, но их содержание не всегда понимают правильно. Идея исторического единства человечества (в том числе и в психическом плане) справедлива, и желание найти общее между поколениями — как внутри индивидуальной психики, так и вне ее — тоже оправдано. Но принять ее можно лишь в том случае, если под архетипами понимать «готовность» каждого последующего поколения снова и снова воспроизводить свои собственные, но сходные с представлениями их предков, а также сохраняющуюся из поколения в поколение видовую способность человека на сходное реагировать сходным образом.

То, что Юнг называет «архетипами», заново формируется в каждом новом поколении. Сходство (общезначимость, «коллективность») этих категорий, доминант, установок, «первичных образов» мышления определяется тем, что базисные черты жизни человека с «незапамятных времен» и до наших дней не изменились: ведь они выражают самое природу человека и реалии жизни на нашей планете. Благодаря этому архетипы отражают то психически общее, что есть между людьми в пределах каждого поколения и между поколениями, а также и то постоянное, что есть в условиях их жизни на Земле.

Почему все это «архе»? — Потому что эти категории, доминанты, установки мышления — факторы менталитета — сохраняют свое значение с «древнейших времен»: с того времени, когда человек появился, как особый вид, среди населяющих нашу планету существ. Почему «типы»? — Потому что они выражают типичное и общезначимое для сообщества в восприятии индивидом окружающего мира и его структурировании психикой: в формировании внутреннего мира людей. Действительно:

—       «Левое — правое» восходит к симметрии мира, а в этом плане ничего на Земле не меняется и в ближайшие тысячелетия не может измениться.

—       «Верх — низ» восходит к закону всемирного тяготения.

—       «Можно — нельзя» имеет непосредственное отношение к процессам возбуждения («можно») и торможения («нельзя») в центральной нервной системе, а также к началу, продолжению и прекращению проявлений действия силы, энергии, инициативы.

—       «Спереди — сзади» отражает тот факт, что человек способен видеть только то, что находится перед ним, а для восприятия того, что находится за его спиной, ему надо обернуться.

—       Архетипические образы, связанные со светом и темнотой («тенью») отражают факт смены дня и ночи вследствие вращения Земли вокруг своей оси.

Чему и зачем подобному «накапливаться в глубинах психики», если каждое последующее поколение индивидов имеет дело с той же самой объективной реальностью?! И в полной мере на собственном опыте убеждается в том же самом, в чем за много тысячелетий до него имели возможность убедиться его отдаленные предки. А каждое предшествующее поколение путем научения помогает каждому последующему вживаться в эту объективную реальность: ребенку взрослые объясняют, что такое «правое» и «левое», что «можно», а что «нельзя»… И эти понятия становятся базисными при восприятии и структурировании им окружающего мира. С этой точки зрения сферу значимого индивида можно определить именно как отраженную и структурированную в его психике часть этого мира.

Если индивиды-современники не будут вкладывать одинаковое содержание в базисные ориентиры восприятия ими окружающего, то не только между ними не будет взаимопонимания — даже в самых элементарных ситуациях, но и само общество не сможет существовать, как некая целостность: люди не понимали бы слов и реакций друг друга, и само общение их напоминало бы «диалог» слепого с глухим.

Почему бессознательное, по Юнгу, «коллективно»? — Потому что оно общезначимо: имеется у всех. Но очевидно, что приобщение индивида к «коллективному бессознательному» происходит не путем «поднятия из глубин его психики» неких унаследованных от далеких предков категорий — ориентиров поведения, а путем его овладения каждым из нас аналогичным с предками опытом жизни.

Архетипические эталоны являются основанием оценок, а вслед за ними и поведения индивида в самых различных жизненных ситуациях, но ситуациях типичных для человека и человечества. Все известные архетипические эталоны можно разделить на четыре группы, или уровня. Первая группа (уровень): архетипы ориентации во времени и пространстве — архетипы-векторы. Вторая группа (уровень): архетипы ориентации в ситуациях взаимодействия с чем-либо в окружающем мире — архетипы-объекты. Третья группа (уровень): архетипы-ситуации. Четвертая группа (уровень): архетипы-понятия.

Особенность архетипов во времени и пространстве

Особенность архетипов физической ориентации во времени и пространстве — их диадность (двойственность, парность) и взаимоисключающий характер: это архетипы-противопоставления. К примеру, если предмет находится от нас «справа», то совершенно определенно, что находится он «не слева». Если предмет находится сверху, это столь же определенно, что находится он не снизу. Если предмет находится спереди, уж точно, что находится он не сзади (от нас). То есть у архетипов-векторов взаимоисключающий и при этом строго определенный характер. Укажем главные из них:

—       правое — левое;

—       верхнее — нижнее;

—       спереди — сзади;

—       прямо — сбоку;

—       сейчас — потом.

Подвидом архетипов этого уровня являются архетипы социальной ориентации: проявляющие себя во взаимоотношениях и деятельности индивидов. Они тоже имеют диадный характер. Их особенность состоит в том, что в отличие от архетипов физической ориентации, они всегда наполняются общественно-значимым содержанием и становятся основанием нравственных оценок:

—       свой — чужой;

—       можно — нельзя;

—       хорошо — плохо.

К числу архетипических диад, относятся также архетипы, на которых базируется оценка индивидами свойств и состояний воспринимаемых ими объектов, процессов, явлений:

–        подвижное — неподвижное;

–        известное — неизвестное.

По своей природе архетипы являются устойчивыми («типичными») основаниями оценки индивидом своего положения и положения других материальных объектов во времени и пространстве — как физическом, так и социальном, а также и типичных свойств объектов этих пространств. Поскольку же за оценкой обычно следует решение, понятно влияние архетипов на деятельность человека.

Архетипы второго уровня: архетипы-объекты. Если архетипы-векторы соответствуют линейной логике мышления, то эти — логике образов (сочетаний). Это — образы явлений природы:

—       Огонь.

—       Вода.

—       Свет.

—       Тень…

Они могут иметь диадный характер (огонь — вода; свет — тень), но функционировать могут и в отдельности, выражая некую совокупность свойств объекта или явления — с точки зрения благоприятствования жизни человека. «Огонь» — это тепло и подвижность, благо и зло. «Вода» — это движение в постоянстве и благо, а порою — и зло: когда ее слишком много в ненужном месте. Следовательно, все это — образы (совокупности) черт базисных явлений окружающего мира, а их диадность — иного уровня, в сравнении, к примеру, с диадностью «левого — правого».

Подвидом архетипов-объектов являются образы значимых персонажей — действующих лиц в окружающем индивида мире. Это:

—       Мать.

—       Отец.

—       Герой.

—       Злодей.

—       Жертва…

За каждым из таких образов стоят типичные ожидания индивидов. И каждый из таких образов — традиционен. И вовсе не обязательно он является «архи», поскольку и злодеев, и героев достаточно и в современном мире: здесь важна сама идущая с «незапамятных времен» способность людей их различать, оценивать, вести себя в отношении их в соответствии со своими оценками.

Архетипы третьего уровня: архетипы-ситуации. По существу, это то, что принято называть мифами. Это именно архетипы-сюжеты типичных ситуаций из жизни людей, их взаимоотношений. Возможно, это истории жизни неких конкретных исторических персонажей, которые были впоследствии восприняты потомками, как типичные. Ведь буквально, «архетип» — это древний образец (чего-либо), значимый и для следующих поколений.

Черты поведения исторических или мифологических персонажей могут повторяться и в последующих поколениях: ведь природа человека неизменна. Но не все ситуации жизни повторяются из поколения в поколение: каждому из мифов еще следует пройти «проверку» на типичность в конкретном сообществе, и вряд ли сейчас для нас могут быть актуальными мифы об Эдипе или Орфее. Кроме того, современная жизнь порождает в общественном сознании столько мифов, что старые теряются на их фоне.

Подвидом архетипов-ситуаций являются архетипы-действия (бытовые сцены) с участием животных, которые и традиционны (поскольку эти образы передаются от поколения в поколение), и инновационны — для каждого конкретного ребенка, начинающего постигать окружающий мир. Это:

—       кошка, пьющая молоко;

—       пес на цепи;

—       петух на заборе;

—       корова на лугу;

—       журавль в небе…

«Емкость» и динамика архетипов

Архетипические соотношения находят свое отражение не только в мифах, но также и в пословицах и поговорках, а это типичное содержание традиций в фольклоре. К примеру: «Лучше синица в руки, чем журавль в небе», или «злой, как цепной пес»… Это одновременно и (оценочный) эталон, и конкретная оценка.

Архетипы могут взаимодействовать в психике индивидов и преобразовываться. К примеру, «известное — неизвестное» имеет родство с архетипом «свой — чужой». Действительно, любой новый объект изначально может восприниматься нами или просто как новый, или именно как чужой (неизвестный = чужеродный). Однако, это качество может стать и переходным: если «новый — неновый» — это раз и навсегда, то «чужой» остается чужим или может стать «своим», смотря по ситуации, равно как и «свой» может стать «чужим»: наполняясь дополнительными оценками. Следовательно, «емкость» и динамика архетипов могут быть различными: у архетипа «новый — неновый» они меньше, чем у архетипа «свой — чужой».

На основе архетипа «известное — неизвестное» могут формироваться архетипические образы второго уровня: «Чужой», «Нечто», «Незнакомец», «Пришелец», «Посторонний». А на основе потребного результата базисных потребностей возникают архетипические образы-ценности: «Сытость», «Порядок», «Безопасность», «Благополучие»… И все это становится базисными элементами художественного или политического (идеология) творчества, объектами интерпретации.

Архетипы-диады самым непосредственным образом проявляются в характере мышления и поведения человека, но им вовсе не обязательно осознаваться: ведь они выражают (отражают) не предметы, которые воспринимаются зрительным анализатором, а связи между ними (со-отношения) и являются как бы переходными свойствами, которые воспринимаются лишь умозрительно. Любой предмет может находиться справа или слева, спереди или сзади от того, что мы в данный момент избираем в качестве точки отсчета, и мы порою не задумываясь (т. е. неосознанно) действуем в соответствии с ними. Так что само по себе выражение «справа» или «слева» ни о чем не говорит, кроме актуальных различий в положении предметов, о которых (различиях) без самих этих предметов и без учета нашего положения говорить бессмысленно. Но это же выражение, наполняясь политическим содержанием, становится фактом общественной жизни: к примеру, ставшее традиционным деление политических партий на «левые» и «правые».

Что же касается архетипов-образов, то они не только осознаются, но и являются базисными элементами фантазии, выступая, в частности, в роли «строительного материала» в процессе творчества мифов, сказов и сказок. И еще: «архетипы» можно рассматривать в общем ряду упорядочивающих и стабилизирующих структур общества: у государства — Конституции, у юриспруденции — Кодекса, у организации — Устава, у научного сообщества — Парадигмы…

Четвертый уровень — архетипы-понятия. Многие из них относятся именно к факторам выживания: Здоровье, Долголетие, Безопасность. Благодаря установлению связей между этими понятиями и потребностной сферой индивида, а устойчивому эмоциональному подкреплению, они могут становиться ценностями индивида и определять характер его поведения в той или иной ситуации. Этому способствует доминантный характер ценностей. Действительно, индивид, имеющий понятие здоровья, и воспринимающий здоровье, как свою ценность, во всех или почти во всех моментах своего поведения будет выбирать такие его способы, которые согласуются с интересами здоровья: само это понятие он может время от времени вспоминать, но может также действовать в плане сохранения и укрепления здоровья неосознанно.

Понятие здоровья сформировалось постепенно, на протяжении многих веков. В его выработке и осмыслении важная роль в этом принадлежит врачам древности и средневековья — Гиппократу (460—370 до н. э.), Авиценне (980—1037), Парацельсу (1493—1541). Вспомним также Салернскую школу здоровья (XI—XIII вв.) с ее «Салернским кодексом здоровья». Надо сказать, что понятие здоровья обладает значительным архетипическим радикалом: во-первых, оно сформировалось очень давно и с тех пор неизменно функционирует в обществе, во-вторых, чем меньше индивид задумывается о самом этом понятии, но имеет соответствующую ему доминанту психики, тем естественнее будет его поведение в плане сохранения и укрепления здоровья. Наличие этой доминанты определяет и направленность его интересов при восприятии новой информации. Сама же эта доминанта может сформироваться только на основании усвоенной и осмысленной информации, соотнесенной с собой и своими потребностями.

Понятие «безопасность» тоже давно уже обрело черты архетипического: оно и сложилось давно, и функционирует в сообществе постоянно, и стало одним из векторов осуществляемых государствами мер в отношении источников угрозы, и определяет конкретное поведение индивида в тех или иных ситуациях. По существу, понятие безопасности — это интеллектуальное выражение базисной потребности каждого достаточно организованного существа в самосохранении и самоподдержании: и в повседневных, и в чрезвычайных условиях и обстоятельствах.

Функционирование архетипов-понятий «здоровье» и «безопасность», как факторов «долголетия», во многом зависит от таких качеств индивида, как самооценка и критичность его мышления, и следовательно, от качеств его менталитета. Ведь порою индивид «вообще-то» способен понять, что такое «здоровье», но у него не выработалось доминанты здоровья, его мало интересует информация о факторах здоровья, в его мышлении «здоровье» находится позади многого другого, что индивида привлекает больше, но объективно является менее значимым. При этом архетипические понятия здоровья и безопасности сохраняют свою силу при различных изменениях других архетипов. К примеру, в ходе общественных перемен многое из того, что для индивида ранее было «своим», может стать для него «чужим», многое из того, что было «можно», способно превратиться в «нельзя», и наоборот.

Здоровье определяет саму возможность индивида действовать сообразно ситуациям при самых значительных в них различиях, при изменениях в обществе, требующих и сдвигов в менталитете индивида. Здоровье остается и должно оставаться базисной ценностью — независимо от того, что происходит вокруг, независимо от того, как меняется отношение индивида к окружающему: ведь оно соотносится с базисными его потребностями, и никто неспособен их «отменить»: меняются только способы их удовлетворения. Главным объектом Здоровья является сам индивид, а отказаться от себя он неспособен. Или же для этого должны быть весьма серьезные основания (см. гл. 7).

Таким образом:

  • Архетипы — это базисные категории отражения объективной реальности психикой человека, необходимые для его ориентации в окружающем мире в соответствии с основными его закономерностями. Архетипы — это проявления природы человека: поэтому они различимы в поведении каждого индивида. В процессе преемственности поколений в сообществе индивидов не может удерживаться то, что не возникает из поколения в поколение в психике конкретных индивидов на основании восприятия окружающего, а затем обобщается, фиксируется и объективизируется в произведениях культуры и достижениях цивилизации, в содержании традиций, в опыте воспитания.
  • Архетипы заново воспроизводятся в каждом поколении и потому — живут. При этом не следует путать того, что является природой человека, с тем, что есть конкретное ее проявление в тех или иных общественно-исторических условиях.
  • Архетипы можно рассматривать, как содержательные основания менталитета, определяющие ход мыслей индивида, характер делаемых им выводов, принимаемых решений и осуществляемых намерений. Глубинные — архетипические — основания нашего мышления проявляют свою силу независимо от того, осознаем мы их или не осознаем в конкретной ситуации, являются ли они предметом наших постоянных размышлений, или же мы обращаемся к ним только время от времени.
  • Необходимо различать четыре уровня архетипов: архетипы-диады, архетипы-образы (объектов), архетипы-ситуации, архетипы-понятия. К числу архетипов-понятий относятся понятия «здоровье», «безопасность», «долголетие»: все они являются и векторами выживания, и проявлениями его успешности.

 

Продолжение следует