Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Свешников В.М., Гусев А.С., Антоненко М.Д. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
NSA 023                                                              апрель-май 2021

Свешников В.М., Гусев А.С., Антоненко М.Д.

 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

 Безопасность полетов являются одной из самых важных проблем в авиации, как нашего государства, так и всего мира. Она возникла одновременно с созданием первого летательного аппарата, но, однако на различных этапах развития авиационной техники решению этой проблемы  уделялось неодинаковое внимание.

На современном этапе требуются новые подходы  к решению вопросов безопасности полетов (БзП), которые будут направлены не только на снижение аварийности, но и на «умение управлять безопасностью полетов». Именно поэтому актуальность решения данной проблемы  очень важна, т.к  в  результате аварий и катастроф гибнут люди, наносится  значительный материальный и моральный ущерб государству,  задерживается  ввод в строй новой авиационной техники,     нарушаются планы учебно-боевой подготовки, наносится  ущерб  боеготовности и боеспособности авиационных частей.

Тактические и стратегические задачи, стоящие перед авиационной системой (АС), определяют целевое предназначение ЛА различного типа, которые должны удовлетворять установленным требованиям к их летно-тактическим характеристикам, его системам, оборудованию и вооружению, общим и специальным требованиям по безопасности полетов. То есть ЛА должны быть конкретного качества, количества, рассчитаны на определенный срок эксплуатации и условия эксплуатации. Помимо этого данные требования предполагают наличие еще одного элемента АС – специалистов, способных реализовать эти требования. К ним относятся проектировщики, конструкторы, изготовители, летный и инженерно-технический состав, службы и подразделения, участвующие в организации, подготовке, выполнении  и обеспечении полетов.

Решение задач безопасности полетов зависит от многих условий, но в первую очередь, – от включенности в систему социально-производственных отношений каждого специалиста АС, его творческой направленности и ответственной ориентации за результаты своей деятельности.

Одним из основных звеньев авиационной системы, обеспечивающих необходимый уровень безопасности полетов, является инженерно-авиационная служба (ИАС), которая, осуществляя техническую эксплуатацию ЛА на земле и подготовку его к полету, ведет систематическую целенаправленную работу по обеспечению необходимого уровня безопасности. Улучшение порядка и методов обслуживания авиационной техники (АТ), поддержание эксплуатационных и летно-технических характеристик ЛА, помощь летным экипажам проводится в соответствии с современными требованиями руководящих документов к деятельности специалистов ИАС. 

Именно ИАС занимает ведущее место в решении задач сохранения, в процессе эксплуатации, установленного уровня летной годности ЛА, что фактически составляет основу всей работы по обеспечению безопасности полетов, основанную на многолетнем опыте эксплуатации ЛА нескольких поколений.

Комплексную систему обеспечения безопасности полетов в процессе технической эксплуатации AT условно можно разделить на составные части: сбор, учет, обработку и анализ информации, необходимой для оперативного систематического контроля и эффективности проводимой профилактической работы, проведение профилактических мероприятий по предотвращению АП, выполнение требований руководящих документов.

Необходимыми мероприятиями по повышению уровня безопасности полетов и авиационной безопасности являются:

  • обеспечение объективности расследования авиационных событий с целью выяснения истинных причин, с привлечением к расследованию всех заинтересованных сторон, и в первую очередь представителей заводов-изготовителей и разработчиков авиатехники;
  • проведение ежеквартальных анализов состояния безопасности полетов и авиационной безопасности, с разработкой мероприятий по их предупреждению, а также ежемесячное издание информационных бюллетеней о состоянии безопасности на воздушном транспорте;
  • проведение аттестации руководителей служб авиационной безопасности и безопасности полетов;
  • разработку конкретных профилактических мероприятий по состоянию воздушных судов с использованием ретроактивного, проактивного и прогностического подходов.

Эти мероприятия необходимо анализировать по следующим основным направлениям:

– теоретическое - включает разработку теоретических основ обеспечения безопасности полетов, определение методов количественной и качественной оценок БзП. Системный анализ процессов эксплуатации. Разработка методов повышения и эффективности эксплуатации ЛА;

– техническое  – предусматривает разработку и внедрение систем автоматизированного управления; повышение надежности функциональных систем, исключающих возникновение особых ситуаций из-за отказов авиационной техники; разработку бортовых систем контроля и обеспечения безопасности полета, автоматически парирующих последствий отказов в полете; разработку и применение наземных средств контроля и диагностики авиационной техники;

– эргономическое - призвано обеспечить оптимальное распределение функций, между пилотом и летательным  аппаратом. Оно включает изучение соответствия эксплуатационных характеристик ЛА и его функциональных систем психофизиологическим возможностям пилота, отбор и обучение летного, диспетчерского и технического состава в соответствии с психофизиологическими требованиями, предъявляемыми профессией.

Приведенный комплекс мероприятий обеспечивает: повышение надежности функциональных систем, исключающих возникновение особых ситуаций из-за отказов авиационной техники и ошибок ИАС; улучшение качества проведения конкретных профилактических мероприятий по состоянию воздушных судов, что будет способствовать выполнению боевой задачи, сохранению дорогостоящей авиационной техники и жизни членов экипажа.