Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Дронов А.А., Свешников В.М., Жигарев В.Ю.  ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА
НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
NSA 024                                                              апрель-май 2021

Дронов А.А., Свешников В.М., Жигарев В.Ю.

 ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

 На сегодняшний день в научной литературе и мнениях ученых нет единого понятия человеческого фактора (Л.А. Кайдалов, А.А. Комаров, В.А. Пономаренко и др.). Жулев В.И. и Иванов В.С. включают в понятие человеческого фактора ограничения деятельности членов летного экипажа и других категорий специалистов авиационной системы (АС), обусловленные особенностями техники, с которой они взаимодействуют [1]. Стариков А.И., Зачеса В.Я. и Зинковский Н.Н. под человеческим фактором понимают совокупность психических, физиологических, биохимических, антропометрических и прочих свойств человека, которые определяются критериями функционального соответствия человека и техники с учетом их изменения у всего (или только определенной части) летного состава [2]. ИКАО определяет человеческий фактор как науку о людях в той обстановке, в которой они живут и трудятся, об их взаимодействии с машинами, процедурами и окружающей обстановкой, а также о взаимодействии людей между собой [3]. И мы согласны с мнениями многих ученых, в том, что отсутствие единого понимания сущности понятия человеческого фактора, затрудняет разработку и внедрение механизмов влияния на него с целью повышении безопасности полетов.

Отсутствие единого понимания сущности понятия человеческого фактора, на наш взгляд,  затрудняет разработку и внедрение механизмов влияния на него с целью повышении безопасности полетов. В связи с этим целью исследования является уточнение сущности понятия «человеческий фактор в авиации».

Проблема человеческого фактора в авиации, таким образом, возникла вследствие несоответствия возможностей человека-оператора требованиям, предъявляемым к нему в системе управления современной авиационной техникой.

Первым документом, в котором говорилось об актуальности ЧФ, был Приказ ФАС № 139 от 09.06.1999, который утвердил программу первоначальной подготовки авиационных специалистов. Распоряжением Минтранса России КР-50-р от 21.08.2003, были утверждены требования к программам повышения квалификации членов экипажей ВС, изучения ими дисциплины: «Безопасность полетов».

Поскольку основным объектом внимания и защиты от опасностей является человек, в настоящее время широкое движение и признание получило стройное учение, созданное профессором В. В. Козловым, о человеческом факторе, под которым понимаются психофизиологические возможности человека, которые присущи всем людям, обладающим подготовкой, необходимой для профессиональной деятельности, и проявляются во взаимодействии специалистов с техникой, например летчика и ЛА. В связи с этим он предложил два понимания ЧФ:

«Первое – обвинительно-примитивистское (или бытовое): от определения «ЧФ» как проявления ошибки пилота с возложением на него всей ответственности за произошедшее негативное событие, до понимания под «ЧФ» всего того, что связано с человеком, но тоже с обвинительным акцентом.

Второе – научно обоснованное понимание «ЧФ», когда он рассматривается с системных позиций, как учение о безопасном и эффективном функционировании авиационно-транспортной системы».

Согласно определению ИКАО человеческий фактор представляет собой науку о людях в той обстановке, в которой они живут и трудятся, об их взаимодействии с машинами, процедурами и окружающей обстановкой, а также о взаимодействии людей между собой. Но у каждого человека разный уровень личностно-профессиональных качеств. Поэтому мы понимаем под ЧФ совокупность идейно-нравственных, социальных, психологических, физических, профессиональных и других качеств человека, оказывающих влияние на результаты его деятельности.

Ошибочные действия, обусловленные человеческим факто­ром, проявляются в результате деятельности специалистов АС и характеризуются следующими признаками: стабильностью их повторения в одинаковых условиях независимо от типа ЛА. Исключение ошибочных действий, обус­ловленных человеческим фактором, должно решаться путем эрго­номического совершенствования техники до уровня соответствия психофизиологическим возможностям человека и повышением уровня ответственности за результат собственного труда специалистов АС всех уровней.

Строго говоря, как правило, каждое ошибочное действие специалиста является следствием ряда причин, относящихся как к личностному, так и к человеческому фактору. Во многих слу­чаях выделить строго, где виновата техника, провоцирующая ошибки человека, а где - сам человек как личность - не представ­ляется возможным. Поэтому АП и другие неблагоприятные собы­тия, произошедшие из‑за ошибок специалистов, весьма часто квалифицируются по категории личностного фактора,  то есть, по сути дела, часть вины техники человек берет на себя. Это обусловлено тем, что авиационная эргономика и человеческий фактор трудно поддаются измерению и во многом субъективны.

Однако ЧФ может оказывать различное влияние на исход полета: позитивное, когда авиаспециалист успешно выполняет свои профессиональные функции и, используя опыт, профессиональное мастерство, парирует возникающие под воздействием неблагоприятных факторов опасные отклонения, обеспечивая тем самым необходимую безопасность эксплуатации ЛА.

Активизация положительного влияния ЧФ во всех видах деятельности авиационных специалистов является мощным средством повышения уровня БП. Главные средства активизации положительного влияния ЧФ – воспитание высокого чувства ответственности за БзП, повышение деловой профессиональной компетентности, совершенствование морального и экономического стимулирования, осуществление принципов социальной справедливости.

Среди авиационных специалистов, работающих на этапе эксплуатации, связанного с выполнением полетов, большое влияние на безопасность полетов оказывают действия командного, летного состава, диспетчерской службы УВД, инженерно-технического, медицинского персонала, службы аэродромно-технического обеспечения и т.д.

Исходя из вышесказанного и в соответствии с требованиями нормативных и руководящих документов, регламентирующих обеспечение БзП, специалисты АС должны и обязаны обладать высокими морально-психологическими качествами, высоким чувством ответственности за безопасность полетов и боеготовность авиационной техники, иметь специальную подготовку в соответствии с занимаемой должностью и поддерживать состояние здоровья, необходимое для выполнения профессиональных обязанностей.