Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание |
Гусев А.С., Бабич С.Г., Калинин Н.Я.
ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА
И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
С этапа проектирования и до этапа эксплуатации воздушного судна (ВС) все мероприятия специалистов авиационной системы (АС) направлены на достижение надежности авиатехники и безопасности полетов, которые зависят от конструктивного совершенства ВС, технологии его изготовления, качества производства, способов эксплуатации. Поэтому деятельность многочисленность структурных элементов АС не может ограничиваться только нормативно-правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Увеличение надежности технических систем и технологий, создание алгоритмов безопасного управления ими, разработка совершенных средств и способов защиты от негативных факторов в результате оказываются малоэффективными без учета способностей человека к деятельности в постоянно меняющемся информационном потоке профессиональной среды. Необходимы новые подходы, обеспечивающие необходимый уровень безопасности полетов, в процессе личностно-профессионального становления специалистов.
На этапе эксплуатации инженерно-техническая подготовка является основным видом учебно-боевой подготовки специалистов инженерно-авиационной службы (ИАС) авиационных частей и имеет целью постоянное повышение теоретических знаний и совершенствование практических навыков и умений эксплуатации авиационной техники (АТ), в соответствии с должностными обязанностями, а также ввод в строй прибывающего пополнения.
Инженерно-техническая подготовка личного состава проводится согласно организационным указаниям, основных документов по боевой подготовке. Инженерно-технический состав вводится в строй в соответствии с требованиями КБП ИТС и ФАП ИАО. КБП ИТС является основным руководящим документом, определяющим содержание, объем и последовательность совершенствования профессиональной подготовки ИТС частей, эксплуатирующего определенный тип ВС.
Сегодняшний век – век информационной цивилизации. Информация превратилась в глобальный, неиссякаемый ресурс человечества. В прошлом веке общий объем информации удваивался за 50 лет, в современной цивилизации – удваивается каждые 20 месяцев [4]. Это факт и содержательно-функциональная специфика взаимодействия специалистов ИАС с массой информационного потока современной профессиональной среды позволили нам сделать следующий вывод: развитие, формирование, активизация личностных качеств специалистов ИАС по восприятию, переработке и реализации информационного потока профессиональной среды авиационной системы, несомненно, сыграет положительную роль во всех видах их деятельности и может стать мощным средством повышения уровня безопасности полетов. При этом: под безопасностью полетов (БзП) мы понимаем – целенаправленную профессиональную деятельность специалистов ИАС, обеспечивающую выполнение полетов без авиационных происшествий [2].
Современный поток информации увеличиваться по экспоненциальному закону, то есть наблюдается «лавинообразное» нарастание массы информации (И. Пригожин). Тогда, способности специалистов ИАС, которые обеспечат конструктивное взаимодействие с информационным потоком, при выполнении профессиональных обязанностей, тоже должны увеличиваться по экспоненциальному закону. И только при этом условии процесс взаимодействия может быть константно продуктивным и соответствовать современному информационному ускорению, обеспечивать необходимый и достаточный уровень безопасности полетов. Такое нарастание массы информации предполагает формирование необходимые личностных качеств специалистов ИАС.
Первым и необходимым качеством, обеспечивающим конструктивный уровень взаимодействия с информационным потоком, будет когнитивность – система работы с информацией. Это сознательные и бессознательные этапы восприятия, переработки поступающей информации и формирования ответного поведения.
Знание и деятельность специалиста ИАС строго взаимообусловлены. Поэтому вторым качеством должно быть формирование ответственности за выполнение своих профессиональных обязанностей и взаимоотношения в производственной сфере.
Учитывая случайный характер информационного потока, особенно вопросов связанных с безопасностью полетов, целесообразно в своей деятельности использовать проактивный и прогностический подходы, под которыми мы понимаем:
– проактивный подход – постепенное улучшение деятельности всей системы за счет формирования или активизации личностных структурных компонентов специалистов АС. На первом этапе: выявление достаточно и недостаточно сформированных структурных компонентов, на втором: определение причин и проведение соответствующих мероприятий со вторыми. Таким образом, улучшая слабое звено в общей цепи авиационной системы, мы улучшаем деятельность всей системы;
– прогностический подход – основан на выявлении факторов риска и управлении ими в деятельности специалистов (элементов) авиационной системы с использованием вероятностных методов и методов математической статистики (должен осуществляться в режиме реального времени, для своевременного выявления потенциальных проблем и совершенствования структурных компонентов).
Деятельность осуществляется при значительных вариациях условий труда, как внешних, так и внутренних. Только здоровый специалист ИАС с хорошим самочувствием, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно решать профессиональные проблемы в современных условиях. Отсюда третье условие эффективной деятельности – здоровый образ жизни – как фундаментальный механизм сохранения и укрепления здоровья каждого специалиста авиационной системы и всей системы в целом.
При формировании личностных качеств специалистов ИАС, способствующих эффективному взаимодействию с информационным потоком профессиональной среды когнитивность, ответственность, здоровье невозможно реализовать без коммуникативности.
Во все века и времена коммуникативность была и остается важнейшим компонентом любой деятельности человека. Невозможно реализовать никакие принципы безопасности, если люди не умеют слышать и понимать друг друга, находить компромиссные решения, обеспечивающие стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Именно правила коммуникации, которые соответствуют требованиям человеческой этики в проекции на конкретную ситуацию и цели совместной деятельности лежат в основе профессиональной безопасности, составляют фундамент функционирования деятельности специалистов ИАС без авиационных происшествий.
Данная подготовка инженерно-технического состава позволяет, снизить количество авиационных происшествий и авиационных инцидентов до нормативного уровня за счет проведения самостоятельной подготовки, групповых, практический занятий, упражнений, тренажей, сборов, технических конференций, тем самым повысив уровень безопасности полетов.