Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Материал по теме "Очерки истории педагогики" Глава 3. 3.8. Духовные школы ОИП 015 апрель-май 2021 |
3.8. Духовные школы
Во второй четверти XVIII в. продолжалось решение задачи подчинения православной церкви государству, обновления кадров духовенства. В 30-х гг. были даны строгие указания об увольнении «неученых» священников и о замене их окончившими духовные школы. В связи с этим снова остро вставал вопрос об организации во всех епархиях специальных школ для обучения детей духовенства. В манифесте 17 марта 1730 г. Синоду предлагалось учредить такие училища и строго следить за порядком в них. В последующих за этим манифестом указах Сената и Синода духовенству строго предписывалось учить своих детей в духовных школах. Под угрозой наказания и лишения чинов категорически запрещалось отдавать их «в подьячие по коллегиям и канцеляриям». Указами 1737 г. епископам приказано заводить духовные школы по типу семинарий. Дети духовенства обязаны были здесь обучаться грамоте, грамматике, риторике и «другим высшим наукам». Окончившие семинарию освобождались от военной обязанности, но должны были определиться в духовную или гражданскую службу. Духовные школы становились строго сословными. Правительство поддерживало эту линию Синода, так как было заинтересовано в том, чтобы служилые и тягловые люди не переходили в духовное звание.
В 1737 г. дано указание о представлении в Синод особых ведомостей о состоянии духовных школ. Однако непосредственное руководство ими по-прежнему оставалось полностью в руках епископов и осуществлялось ими через местные духовные приказы. Здесь решались вопросы о назначении учителей, о приеме учащихся и хозяйственные дела. Перед ними отчитывались и учителя. Сюда поступали от них ведомости о предметах преподавания и успехах учащихся за каждый месяц и за каждую треть учебного года. В 40-х гг. для заведования школой стали создаваться особые семинарские конторы, во главе которых стояли интенданты, назначаемые обычно из светских людей. В последующие годы учреждаются должности префектов из лиц духовного звания, на которых возлагается руководство учебной и воспитательной работой школ.
В 30—40-х гг. многие из архиерейских школ были реорганизованы в духовные семинарии — сословные учебные заведения. Первой школой такого типа была Невская славяно-греко-латинская семинария, созданная в конце 1725 г. под влиянием Ф. Прокоповича. В 1730 г. преобразованы в духовные семинарии Холмогорская и Вологодская архиерейские школы, учителями которых стали работать воспитанники Московской и Киевской академий. В 1731 —1735 гг. организованы духовные семинарии в Коломне, Пскове, Казани, Вятке. За последующие пять лет учреждены семинарии в Н. Новгороде, Переяславле, В. Устюге, Твери, Вязьме, В. Новгороде, Смоленске, в Троице-Сергиевской Лавре под Москвой. В 1740 г. имелось 17 семинарий, в 1764 г. их стало 26.
Обучение в духовных семинариях для всех детей духовенства считалось строго обязательным. Для контроля за выполнением этого требования проводились переписи и смотры детей духовенства, чтобы «годных ко учению от негодных разобрать». Уклоняющихся от учения во время этих «разборов» полагалось отдавать в солдаты или зачислять в податное сословие. Для набора учащихся в школы архиепископы посылали в уезды уполномоченных. По реестрам уполномоченные отбирали от родителей расписки о посылке их сыновей в срок «в дом архиерейский для учения в школу». За невыполнение расписки угрожали лишением священства, телесным наказанием и ссылкой в дальний монастырь. Архиепископы практиковали посылку и так называемых срочных уполномоченных, которые должны были при себе доставлять учеников в школу «с хлебом для пропитания» и «с книгами, кто чему обучается». Принудительные наборы учащихся проводились до 1742 г.
В начале 40-х гг. XVIII в. Синод дал указание об организации малых (низших) школ для обучения детей духовенства при местных церквах. В епархиях стали учреждаться такие школы в уездных городах. Так, например, в Новгородской епархии в 50-х гг. XVIII в. имелось 13 малых школ. К этому времени относится и учреждение ряда инородческих школ, которые открывались для детей нерусской национальности, перешедших в православие. Такие школы (чувашские, мордовские, татарские) появились в Казанской епархии. В 30-х гг. здесь существовала новокрещенская школа в Свияжске, а в 40-х гг. в этой епархии было четыре инородческие школы.
В развитии просвещения в России в XVIII в. видную роль продолжала играть основанная в 1687 г. по инициативе С. Полоцкого московская эллино-греческая академия (с 1701 до 1775 г. называлась Славяно-латинской, с 1775 г. переименована в Славяно-греко-латинскую академию). Это была одна из самых крупных повышенных школ страны. В 1727 г. в ней обучалось 500 человек (из них в подготовительных, славяно-русских классах—143 и в латинских — 357), в 1737 г. - 429, а в 1738 г. — 460 человек. В последующие годы число учащихся в ней сократилось[1]. Опыт построения учебного плана и курсов преподавания в этом учебном заведении, а также методика обучения широко использовались духовными семинариями. К тому же, Московская академия была главным источником пополнения преподавательских кадров для всех других духовных учебных заведений страны.
Академия состояла из восьми классов (школ): четырех низших — фары, инфимы, грамматики и синтаксимы, двух средних — пиитики и риторики и двух высших — философии и богословия. Основным предметом в первых четырех классах был латинский язык. Наряду с ним изучался церковнославянский язык, начатки географии, истории и арифметики. В классах фары обучали читать и писать по-латыни; в инфи-ме — первым грамматическим правилам славяно-русского и латинского языков; в низшем классе грамматики изучалась первая часть латинской грамматики и вся славянская, а также начала географии, истории арифметики и катехизиса. В грамматическом классе синтаксимы проходился синтаксис латинского языка, заканчивались курсы географии, истории, арифметики и катехизиса. История и география изучались вместе с грамматикой латинского языка. Для обучения истории были использованы исторические произведения Юстина.
Во второй четверти XVIII в. в Славяно-латинской академии работали известные знатоки латинского языка Тарасий Постников, Федор Кветницкий, Порфирий Крайский, которые вели преподавание грамматики, пиитики и риторики по своим рукописным учебникам. Известно, что их преподавание оказало большое влияние на формирование интересов М. В. Ломоносова, учившегося в этой академии в 1731—1735 гг.
Курс философии состоял из логики, диалектики, физики, метафизики, психологии, этики и даже метеорологии. При изучении физики учащимся сообщались некоторые сведения из естественных наук. Основу философского курса составляло учение Аристотеля. В середине XVIII в. в курс философии стали проникать взгляды Бэкона, Декарта, Лейбница и Вольфа.
С 1738 г. в Московской славяно-латинской академии было организовано преподавание греческого языка. В 1757 г. в учебный план академии были внесены некоторые изменения: в низших классах наряду с латинским стал изучаться греческий язык, в пиитическом введено преподавание особого курса истории, в риторическом — географии и арифметики, а в философском — основы еврейского языка.
В 30—40-х гг. XVIII в. Синод стремился укомплектовать академию только детьми духовенства и превратить ее в сословное духовное учебное заведение. За эти годы число учащихся из других званий в академии было сведено к минимуму. В начале второй половины века академия превращается в сословную школу. В 1769 г. Синод строго запретил содержать в ней детей светского происхождения. В течение же второй четверти XVIII в. в академии фактически учились все же дети различных сословий. В 1728 г. из 362 учащихся детей «поповых, дьяконовских и церковнических» было всего 109. Кроме детей духовенства в составе учащихся были дворянские недоросли, дети солдат, мастеровых, лосадских, типографских рабочих, приказных сторожей, «всевозможных челядинцев» и даже «богадельных нищих». В этом году Синод особым указом ограничил прием в академию солдатских детей и запретил принимать «помещиковых и крестьянских детей» Однако это распоряжение, положившее начало превращению академии в сословное заведение, не сразу было осуществлено из-за недостатка учащихся из духовенства и других свободных сословий. В сентябре 1730 г. ректор академии жаловался Синоду, что духовенство не отдает своих детей в школу, а из других сословий запрещено в нее принимать и по этой причине число учеников в академии намного сократилось.
Как и в предыдущие годы, правительственные учреждения во второй четверти XVIII в. рассматривали Славяно-латинскую академию как общеобразовательную разночинную школу, готовящую образованных людей не только для церкви, но и для нужд государства На протяжении второй четверти XVIII в. Славяно-греко-латинская академия была почти единственным источником, из которого правительственные учреждения набирали молодежь со знанием латинского языка на государственную службу. Из воспитанников этой школы вербовали учеников для медицинских и других специальных учебных заведений, студентов в Академию наук, комплектовали научные экспедиции. Из учащихся Славяно-греко-латинской академии впоследствии вышел ряд выдающихся деятелей науки и просвещения XVIII в.: М. В. Ломоносов, Д. И. Виноградов, С. П. Крашенинников, Н. И. Попов, А. А. Барсов, Н. Н. Поповский и др.
Во второй половине XVIII в. Славяно-греко-латинская академия утрачивает свое былое значение общеобразовательной школы и превращается в высшее сословно-духовное учебное заведение. Однако, несмотря на энергичные меры по ограничению возможностей перехода ее воспитанников в светские учебные заведения и на гражданскую службу, по-прежнему многие из ее слушателей, стремясь к светскому образованию, поступали в университеты, медицинские и другие учебные заведения. В 1814 г. Славяно-греко-латинская академия реорганизована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиевскую лавру.
Во второй половине XVIII в. в России окончательно укрепилась система духовных учебных заведений, состоящих из академий, семинарий и малых (низших) духовных школ. В конце века на содержании Синода значилось 4 духовные академии (кроме Киевской и Московской Славяно-греко-латинской, в 1797 г. учреждены академии в Петербурге и Казани), 36 семинарий и до 115 малых школ.
Основой семинарского образования стал латинский язык. В низших классах обучали читать и писать по-латыни, затем в течение трех лет изучалась латинская грамматика. В средних классах проходили пиитику я риторику латинского языка. В 60-х гг. XVIII в. было впервые введено изучение русской пиитики и риторики. В большинстве духовных семинарий курс образования на этом и заканчивался. К высшим наукам относились философия и богословие. Главным авторитетом в области философии считался по-прежнему Аристотель, в богословии — Фома Аквинский. Математическое образование ограничивалось одной арифметикой, но и ее изучение до 1786 г. считалось необязательным. Лишь в конце XVIII в. под влиянием общественного движения и деятельности Комиссии по учреждению народных училищ в лучших семинариях стали вводить преподавание геометрии и тригонометрии, физики, географии, истории, немецкого, французского и еврейского языков. Но эти предметы, как и арифметика, считались второстепенными. Преподавание в семинариях строилось в духе церковного догматизма и схоластики.
В период 20—70-х гг. XVIII в. духовные семинарии в ряде губерний России оставались единственными учебными заведениями. Хотя в них обучались главным образом дети церковнослужащих и давался им небольшой объем знаний, все же они играли известную положительную роль в развитии образования. Не все их выпускники становились служителями церкви. Часть продолжала учение в Московском университете и в других светских учебных заведениях. В конце XVIII в. из учащихся духовных семинарий набирались студенты медицинских учебных заведений, учительской семинарии, а также учителя для городских народных училищ.
[1] См: С. Смирнов История Московской славяне греко-латинской академии. М, 1855, стр. 181.