4.1. Общая характеристика его просветительских взглядов
Великий ученый, философ и поэт Михаил Васильевич Ломоносов (1711 —1765) был вместе с тем и выдающимся просветителем XVIII в., организатором и руководителем крупнейших учебных заведений, автором учебников и педагогических трудов, оказавших большое влияние на развитие русской прогрессивной педагогической мысли.
Горячая любовь к своему народу и желание видеть свою страну передовой, культурной и могущественной державой были главными стимулами деятельности М. В. Ломоносова. Он глубоко верил в славное будущее своего отечества, вел неутомимую борьбу с «неприятелями наук российских», с раболепным преклонением перед всем иностранным, стремился распространить просвещение и научные знания среди народа, поднять в нем чувство национального достоинства. «Честь российского народа требует, — писал М. В. Ломоносов, — чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не только в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний»[1]. Он желал видеть «Российскую Академию, из сынов российских состоящую»[2], которая бы «не токмо сама себя учеными людьми могла довольствовать, но размножать оных и распространять по всему государству»[3].
Вся деятельность М. В. Ломоносова, пришедшего в мировую науку и культуру из глубин народа, носила ярко выраженный демократический характер. Он считал народ великим созидателем, труд — высшим призванием человека. Гениальный мыслитель категорически отрицал право на какие-либо преимущества и привилегии, обусловленные знатностью происхождения, презирал «персон высокородных», которые возвысились «слепым счастьем», заявлял, что «приобретать должно трудом бессмертную славу»[4].
С широкой программой преобразований в области народного быта он выступил в работе «О сохранении и размножении российского народа» (1761)[5]. Здесь он подчеркнул огромное значение правильного развития физических сил и умственных способностей народных масс, поставил вопрос об облегчении тяжелого положения крепостных крестьян. Как свидетельствуют сохранившиеся записки, М. В. Ломоносов намеревался внести серьезные предположения по различным вопросам общественной жизни: об «истреблении праздности», «о исправлении нравов и большем народа просвещении», улучшении земледелия, ремесел, промышленности, торговли, военного искусства.
Гениальный ученый-энциклопедист положил начало материалистической традиции в развитии отечественной философии и естествознания. Будучи смелым новатором в науке, он открыл фундаментальный закон природы — закон сохранения материи и движения и положил его в основу своих естественнонаучных воззрений. Его научные труды оказали огромное влияние на развитие физики, химии, астрономии, геологии, географии и других естественных наук. Произведения М. В. Ломоносова подрывали идейные основы религии и способствовали пробуждению атеистической мысли в России. Он осуждал религиозные обряды, суеверия и предрассудки, гневно обличал в своих сатирических стихах («Гимн бороде» и др.) моральные пороки духовенства, его паразитизм, невежество, косность, ханжество. Всемерно отстаивая независимость науки и просвещения от религии, светский характер школы, основоположник современного естествознания старался осуществить это требование в тех учебных заведениях, которыми он руководил.
Как и многие материалисты XVII—XVIII вв., главную роль в процессе познания объективного мира наш русский мыслитель-материалист отводил чувственным восприятиям, которые и считал единственным источником наших сведений о природе, научной основой для теоретических выводов. «Мысленные рассуждения, — утверждал он, — произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов»[6]. Подчеркивая неограниченные возможности усиления естественных органов чувств с помощью технических приборов, он предупреждал все же о недостаточности одного чувственного познания для проникновения в сущность явлений. В отличие от односторонних сенсуалистов, гениальный русский ученый важную роль в процессе познания отводил теоретическому мышлению.
Вся деятельность М. В. Ломоносова теснейшим образом связана с практическими запросами, с жизнью. От ученого, по его убеждению, требуется «усердное и искреннее желание наукою... отечеству пользу чинить»[7]. В своих произведениях и научных поисках он неустанно искал важнейшие пути связи науки с производством. Своей практической деятельностью М. В. Ломоносов дал замечательный пример ученого, умеющего приблизить науку к нуждам и запросам общества, отдающего свои знания делу подъема благосостояния и культуры народа. По его инициативе была выстроена в 1748 г. первая в России химическая лаборатория, в которой он организовал экспериментальную и учебную работу, а в 1753 г. создана Усть-Рудицкая фабрика по производству цветного стекла. М. В. Ломоносов был организатором многих научных экспедиций по изучению природных богатств страны, им был поставлен вопрос об исследовании и использовании Северного Морского пути, об организации метеорологических наблюдений и составлении прогнозов погоды, положено начало большой работы по исправлению «Российского атласа».
Одной из главных своих задач М. В. Ломоносов считал борьбу «против невежества», за широкое распространение просвещения в России. 'Он возглавил борьбу за подготовку национальных кадров для всех отраслей науки и хозяйства, за создание в России широкой сети учебных заведений. В связи с этим ему пришлось выдержать долгую и тяжелую борьбу с руководителем Академии наук И. Д. Шумахером и его ставленниками — Таубертом, Миллером, Фишером, Модерахом и другими врагами русского просвещения, имевшими сильную поддержку при царском дворе.
М. В. Ломоносов внес значительный вклад в педагогическую мысль России. Его высказывания по вопросам воспитания охватывали широкий круг вопросов. Он был хорошо осведомлен о лучшем зарубежном школьном опыте, знал произведения Я. А. Коменского, проявил инициативу в издании в России его известной книги «Мир чувственных вещей в картинках». М. В. Ломоносов составил регламенты московских (1755) и Академической (1758) гимназий, основанные на передовых достижениях зарубежной и русской педагогики.
В регламентах рассмотрены почти все стороны школьной жизни и даны ценные педагогические советы учителям, воспитателям и руководителям этих учебных заведений.
М.В.Ломоносов исходил из мысли о решающей роли воспитания в развитии человека. Детская природа, утверждал он, мягка, восприимчива и легко поддается воздействию. Привычки, полученные в детстве, подчеркивал он, прочны: «Кто к чему привык, от того отвратить трудно». Все это требует правильного руководства, воспитания. «Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли, — писал М. В. Ломоносов, — добрым воспитанием управляются»[8]. Он мечтал воспитать «просвещенное юношество», приученное «к правильному образу мышления и добрым нравам». Идеальный человек в его представлении — это смелый и мужественный исследователь и покоритель природы во имя процветания своего отечества. Горячо звучали его призывы к молодому поколению:
Пройдите землю, и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И нутр Рифейский, и вершину,
И саму высоту небес.
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет;
Трудами веки удивите… [9]
Главными средствами воспитания М. В. Ломоносов считал науку и труд. Говоря о науке как могучем средстве воспитания, он утверждал: «Наука есть вождь к познанию правды, просвещение разума...»[10]. По его словам, «науки юношей питают», обогащая их ум «большим сокровищем», помогают воспитывать «полных доброй надежды сынов отечеству»[11] открывают путь к добродетели, освобождают от пороков, объединяют народы. То, что писал М. В. Ломоносов о науке, звучало тогда как новое слово и возбуждало порыв к просвещению у лучшей части молодежи России. В его высказываниях на эту тему нетрудно, однако, заметить переоценку роли воспитания в развитии общества, иллюзорную веру в то, что коренные преобразования в жизни общества зависят, прежде всего, от просвещения.
В условиях своего времени М. В. Ломоносов этим отдал дань просветительским увлечениям, характерным для многих европейских мыслителей XVIII в.
Наука, Труд и Отечество были для него неразрывными понятиями. Великий русский просветитель всемерно стремился развить у будущих «сынов отечества» трудолюбие, воспитать отвращение к праздности, тунеядству и лени. Рассматривая учение как очень важный труд и раскрывая «великую учения пользу», он страстно призывал русскую молодежь обучаться прилежно, добиваться «совершенства в науке» и своим усердием доказать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать[12].
[1] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений Т. X. М-Л, 1957, стр. 141—142 (В дальнейшем ссылки на работы М В. Ломоносова даются по этому десятитомному академическому изданию 1950—1959 гг.)
[2] М В Ломоносов Полное собрание сочинений, т. VIII, стр. 254
[3] М В Ломоносов Полное собрание сочинений, т. X, стр. 15
[4] М В Ломоносов Полное собрание сочинений, т.VII, стр. 157
[5] См: M.B. Ломоносов Полное собрание сочинений, т.VI, стр. 383—403
[6] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. I, стр. 424.
[7] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. IX, стр. 10.
[8] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. VII, стр. .121.
[9] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. VIII, стр. 401.
[10] М. В Ломоносов. Полное собрание сочинении, т. VII, стр. 57.
[11] М. В Ломоносов Полное собрание сочинений, т. VIII, стр. 688.
[12] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. VIII, стр. 206.