4.1. Общая характеристика его просветительских взглядов

Михаил Васильевич ЛомоносовВеликий ученый, философ и поэт Михаил Васильевич Ломоносов (1711 —1765) был вместе с тем и выдающимся просветителем XVIII в., организатором и руководителем крупнейших учебных заведений, авто­ром учебников и педагогических трудов, оказавших большое влияние на развитие русской прогрессивной педагогической мысли.

Горячая любовь к своему народу и желание видеть свою страну передовой, культурной и могущественной державой были главными сти­мулами деятельности М. В. Ломоносова. Он глубоко верил в славное будущее своего отечества, вел неутомимую борьбу с «неприятелями наук российских», с раболепным преклонением перед всем иностранным, стре­мился распространить просвещение и научные знания среди народа, под­нять в нем чувство национального достоинства. «Честь российского наро­да требует, — писал М. В. Ломоносов, — чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собствен­ными своими сынами не только в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний»[1]. Он желал видеть «Рос­сийскую Академию, из сынов российских состоящую»[2], которая бы «не токмо сама себя учеными людьми могла довольствовать, но размно­жать оных и распространять по всему государству»[3].

Вся деятельность М. В. Ломоносова, пришедшего в мировую науку и культуру из глубин народа, носила ярко выраженный демократический характер. Он считал народ великим созидателем, труд — высшим при­званием человека. Гениальный мыслитель категорически отрицал право на какие-либо преимущества и привилегии, обусловленные знатностью происхождения, презирал «персон высокородных», которые возвысились «слепым счастьем», заявлял, что «приобретать должно трудом бессмерт­ную славу»[4].

С широкой программой преобразований в области народного быта он выступил в работе «О сохранении и размножении российского наро­да» (1761)[5]. Здесь он подчеркнул огромное значение правильного раз­вития физических сил и умственных способностей народных масс, по­ставил вопрос об облегчении тяжелого положения крепостных крестьян. Как свидетельствуют сохранившиеся записки, М. В. Ломоносов намере­вался внести серьезные предположения по различным вопросам обще­ственной жизни: об «истреблении праздности», «о исправлении нравов и большем народа просвещении», улучшении земледелия, ремесел, промы­шленности, торговли, военного искусства.

Гениальный ученый-энциклопедист положил начало материалисти­ческой традиции в развитии отечественной философии и естествознания. Будучи смелым новатором в науке, он открыл фундаментальный закон природы — закон сохранения материи и движения и положил его в осно­ву своих естественнонаучных воззрений. Его научные труды оказали огромное влияние на развитие физики, химии, астрономии, геологии, географии и других естественных наук. Произведения М. В. Ломоносова подрывали идейные основы религии и способствовали пробуждению ате­истической мысли в России. Он осуждал религиозные обряды, суеверия и предрассудки, гневно обличал в своих сатирических стихах («Гимн бо­роде» и др.) моральные пороки духовенства, его паразитизм, невежест­во, косность, ханжество. Всемерно отстаивая независимость науки и просвещения от религии, светский характер школы, основоположник современного естествознания старался осуществить это требование в тех учебных заведениях, которыми он руководил.

Как и многие материалисты XVII—XVIII вв., главную роль в про­цессе познания объективного мира наш русский мыслитель-материалист отводил чувственным восприятиям, которые и считал единственным источником наших сведений о природе, научной основой для теорети­ческих выводов. «Мысленные рассуждения, — утверждал он, — произве­дены бывают из надежных и много раз повторенных опытов»[6]. Подчер­кивая неограниченные возможности усиления естественных органов чувств с помощью технических приборов, он предупреждал все же о не­достаточности одного чувственного познания для проникновения в сущ­ность явлений. В отличие от односторонних сенсуалистов, гениальный русский ученый важную роль в процессе познания отводил теоретичес­кому мышлению.

Вся деятельность М. В. Ломоносова теснейшим образом связана с практическими запросами, с жизнью. От ученого, по его убеждению, требуется «усердное и искреннее желание наукою... отечеству пользу чи­нить»[7]. В своих произведениях и научных поисках он неустанно искал важнейшие пути связи науки с производством. Своей практической дея­тельностью М. В. Ломоносов дал замечательный пример ученого, умею­щего приблизить науку к нуждам и запросам общества, отдающего свои знания делу подъема благосостояния и культуры народа. По его иници­ативе была выстроена в 1748 г. первая в России химическая лаборато­рия, в которой он организовал экспериментальную и учебную работу, а в 1753 г. создана Усть-Рудицкая фабрика по производству цветного сте­кла. М. В. Ломоносов был организатором многих научных экспедиций по изучению природных богатств страны, им был поставлен вопрос об исследовании и использовании Северного Морского пути, об организа­ции метеорологических наблюдений и составлении прогнозов погоды, положено начало большой работы по исправлению «Российского ат­ласа».

Одной из главных своих задач М. В. Ломоносов считал борьбу «про­тив невежества», за широкое распространение просвещения в России. 'Он возглавил борьбу за подготовку национальных кадров для всех от­раслей науки и хозяйства, за создание в России широкой сети учебных заведений. В связи с этим ему пришлось выдержать долгую и тяжелую борьбу с руководителем Академии наук И. Д. Шумахером и его ставлен­никами — Таубертом, Миллером, Фишером, Модерахом и другими вра­гами русского просвещения, имевшими сильную поддержку при царском  дворе.

М. В. Ломоносов внес значительный вклад в педагогическую мысль России. Его высказывания по вопросам воспитания охватывали широ­кий круг вопросов. Он был хорошо осведомлен о лучшем зарубежном школьном опыте, знал произведения Я. А. Коменского, проявил иници­ативу в издании в России его известной книги «Мир чувственных вещей в картинках». М. В. Ломоносов составил регламенты московских (1755) и Академической (1758) гимназий, основанные на передовых достиже­ниях зарубежной и русской педагогики.

В регламентах рассмотрены почти все стороны школьной жизни и даны ценные педагогические советы учителям, воспитателям и руко­водителям этих учебных заведений.

М.В.Ломоносов исходил из мысли о решающей роли воспитания в развитии человека. Детская природа, утверждал он, мягка, восприимчи­ва и легко поддается воздействию. Привычки, полученные в детстве, подчеркивал он, прочны: «Кто к чему привык, от того отвратить труд­но». Все это требует правильного руководства, воспитания. «Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и во­ску подобные мысли, — писал М. В. Ломоносов, — добрым воспитанием управляются»[8]. Он мечтал воспитать «просвещенное юношество», при­ученное «к правильному образу мышления и добрым нравам». Идеаль­ный человек в его представлении — это смелый и мужественный иссле­дователь и покоритель природы во имя процветания своего отечества. Горячо звучали его призывы к молодому поколению:

Пройдите землю, и пучину,

И степи, и глубокий лес,

И нутр Рифейский, и вершину,

И саму высоту небес.

Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего еще не видел свет;

Трудами веки удивите… [9]

Главными средствами воспитания М. В. Ломоносов считал науку и труд. Говоря о науке как могучем средстве воспитания, он утверждал: «Наука есть вождь к познанию правды, просвещение разума...»[10]. По его словам, «науки юношей питают», обогащая их ум «большим сокрови­щем», помогают воспитывать «полных доброй надежды сынов отечест­ву»[11] открывают путь к добродетели, освобождают от пороков, объеди­няют народы. То, что писал М. В. Ломоносов о науке, звучало тогда как новое слово и возбуждало порыв к просвещению у лучшей части моло­дежи России. В его высказываниях на эту тему нетрудно, однако, заме­тить переоценку роли воспитания в развитии общества, иллюзорную веру в то, что коренные преобразования в жизни общества зависят, пре­жде всего, от просвещения.

В условиях своего времени М. В. Ломоносов этим отдал дань про­светительским увлечениям, характерным для многих европейских мыс­лителей XVIII в.

Наука, Труд и Отечество были для него неразрывными понятиями. Великий русский просветитель всемерно стремился развить у будущих «сынов отечества» трудолюбие, воспитать отвращение к праздности, тунеядству и лени. Рассматривая учение как очень важный труд и раскры­вая «великую учения пользу», он страстно призывал русскую молодежь обучаться прилежно, добиваться «совершенства в науке» и своим усер­дием доказать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать[12].

 

[1] М. В.  Ломоносов. Полное собрание сочинений Т. X. М-Л, 1957, стр. 141—142 (В дальнейшем ссылки на работы М В. Ломоносова даются по этому десятитомному академическому изда­нию 1950—1959 гг.)

[2] М   В  Ломоносов   Полное собрание сочинений, т. VIII,  стр.  254

[3] М  В  Ломоносов   Полное собрание сочинений, т. X, стр. 15

[4] М  В  Ломоносов   Полное собрание сочинений, т.VII, стр. 157

[5] См:  M.B.  Ломоносов   Полное собрание сочинений, т.VI, стр.   383—403

[6] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. I, стр. 424.

[7] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. IX, стр. 10.

[8] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. VII, стр. .121.

[9] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. VIII, стр. 401.

[10] М. В Ломоносов. Полное собрание сочинении, т. VII, стр. 57.

[11] М. В Ломоносов Полное собрание сочинений, т. VIII, стр. 688.

[12] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. VIII, стр. 206.