В Академическом университете им создано (как и в Московском) три факультета: философский, юридический и медицинский. Для каждого из факультетов разработаны учебные планы, предусматривавшие широкую и основательную научную подготовку студентов. Благодаря М. В. Ломоносову в российских университетах отсутствовали факультеты богословия. Впервые в курс университетского образования вводится изучение русского права, химии, ботаники, анатомии, восточных языков. Новым было разделение студентов на три класса (курса). Студенты I класса обязаны были посещать все лекции, чтобы получить понятие о всех науках и определить свою склонность к одной из них. Студенты II курса слушали лекции по избранной ими науке. Студенты III класса определялись к одному из профессоров для углубленного изучения своей науки. М. В. Ломоносов установил новый порядок, по которому учитывались склонности и желания студентов при распределении их по факультетам и при определении к профессорам. Тем самым были созданы условия для лучшей организации учебного процесса. Благодаря настойчивости М. В. Ломоносова определен твердый состав профессоров и налажено систематическое чтение основных курсов университетских лекций и публикация учебных планов, в которых сообщалось краткое содержание каждого курса лекций и время их проведения.
К чтению лекций М.В.Ломоносов стремился привлечь лучшие научные силы из числа иностранных и русских ученых. Из русских ученых в 1760 — 1763 гг. лекции читали: проф. С.К. Котельников (по высшей математике), проф. Н. И. Попов (по астрономии), адъюнкт А. П. Протасов (по анатомии), адъюнкт Г. В. Козицкий (по красноречию)[1]. Кроме лекций, в Академическом университете стали практиковаться новые формы обучения студентов: диспуты, различные «экзерциции» (упражнения) в применении полученных знаний. Особенно большое внимание уделялось М.В.Ломоносовым организации лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов. Много было им сделано и для улучшения материального положения студентов: он «соединил... студентов в общежитие, снабдил довольным столом, приличным платьем и прочими надобностями»[2].
По-новому М.В.Ломоносовым решен вопрос о задачах университетского образования. Университет, по его словам, должен заодно с Академией наук «трудиться на пользу отечества», снабжать ее «учеными россиянами», а также готовить для нужд народного хозяйства различного рода специалистов? М. В. Ломоносов разработал новые штаты университета, основы регламента, порядок торжественного открытия, определил права и привилегии университета. В частности, предусматривалось право университета присуждать ученые степени, его независимость от полиции и церкви. «Духовенству, — читаем мы в одном из пунктов проекта регламента, — к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях»[3]. Добившись одобрения плана торжественного открытия университета и проекта привилегий академиков, М. В. Ломоносов подготовил проведение этого акта в жизнь. Однако его проекты не нашли поддержки при дворе и не были утверждены. После смерти М. В. Ломоносова Академический университет стал быстро хиреть и затем фактически перестал существовать.
Главнейшей обязанностью каждого ученого Ломоносов считал также его преподавательскую деятельность. Обучая «алчущих учения юношей», писал он, каждый академик может «с лучшей стороны показать отечеству свое рвение»[4]. Сам он, много уделяя внимания педагогической работе, проявил себя исключительно талантливым лектором и преподавателем. Вместе со своими учениками он разработал ценные учебные руководства по физике и химии, составил «Первые основания горной науки» (1742).
В 1745 г. М. В. Ломоносову, имеющему уже звание профессора, было разрешено читать лекции по экспериментальной физике на русском языке. К чтению лекций он относился с величайшей ответственностью. Прежде чем приступить к чтению, составлял план и программу курса, подбирал литературу, подготовлял демонстрации и опыты. О первой лекции М. В. Ломоносова на родном языке по экспериментальной физике, состоявшейся 20 апреля 1746 г., в «С-Петербургских ведомостях» сообщалось, что на ней присутствовала многочисленная аудитория слушателей и она прошла с большим успехом. Это была первая в истории Академии наук прочитанная на русском языке и действительно публичная лекция. Чтение лекций по экспериментальной физике велось в 1746—1747 гг. С организацией Академического университета Ломоносову было поручено вести в нем занятия по химии. В 1752—1753 гг. он прочитал совершенно новые для того времени курсы лекций по физической химии и по экспериментальной химии. По каждому из этих курсов им была разработана детальная программа, подготовлены оригинальные приборы и инструменты для проведения опытов, составленье учебные пособия, одно из которых называлось «Введение в истинную физическую химию» (1752). Одновременно с чтением курса лекций М. В. Ломоносов вел практические занятия в химической лаборатории. Отличительной особенностью ломоносовских методов преподавания было соединение лекционного курса с тщательно продуманной системой лабораторных и экспериментальных работ, которые под его руководством проводились студентами в химической лаборатории. Он исходил из того убеждения, что «химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». Ломоносовская система преподавания в высшей школе была новаторством, направленным на преодоление схоластических методов обучения, она имела глубоко прогрессивный характер. М.В.Ломоносов обладал исключительным даром передавать свои знания другим, возбуждать у молодежи жажду к научной деятельности. С большим успехом читал он лекции и о поэзии. Среди его учеников были будущие деятели Московского университета Н. Н. Поповский, А. А. Барсов, Ф. Я. Яремский. На этих занятиях придавалось большое значение упражнению студентов в литературном творчестве.
М. В. Ломоносов принял активное участие в подготовке геодезистов штурманов и других специалистов для флота. В конце 50-х — начале 60-х гг. он вел занятия с геодезистами в Географическом департаменте и добился того, что «некоторые геодезисты сами от себя сочиняют карты... и добрую надежду подают достойными быть географами»[5].
Предъявляя к студентам высокие требования, М. В. Ломоносов следил за их успехами, стремился приобщить к научной работе, заботился о назначении и повышении стипендий, устройстве быта, снабжении учебниками, о поощрении прилежных и способных. Он делал все, чтобы подготовить достойную смену русских ученых и педагогов. И в этом он многого добился. В 1753 г. благодаря его усилиям из Академического университета был осуществлен первый большой выпуск студентов в количестве 20 человек, а семерым из них — М. Софронову, С. Я. Румовскому, И. Е. Братковскому, А. А. Барсову, Н. Н. Поповскому, Ф. Я. Яремскому и А. А. Константинову — были присвоены звания адъюнктов и магистров. Академический университет стал пополняться студентами за счет окончивших Академическую гимназию. В 60-х гг. из академических воспитанников также вышло немало известных ученых и педагогов (П. Б. Иноходцев, И. И. Лепехин, М. Е. Головин, В. Ф. Зуев, Я. П. Козельский, А. Я. Поленов, В. П. Светов и др.). Достойными продолжателями ломоносовских традиций в науке и просвещении в Петербургской Академии наук явились такие крупные ученые, как С. К. Котельников, С. Я. Румовский, А. П. Протасов, И. И. Лепехин, П. Б. Иноходцев, В. Ф. Зуев, М. Е. Головин, а в Московском университете — Н. Н. Поповский, А. А. Барсов, Ф. Я. Яремский, Д. С. Аничков, С. Г. Зыбелин, С. Е. Десницкий, И. А. Третьяков, X. А. Чеботарев и многие другие.
[1] См.: Е.С. Кулябко. Ломоносов и учебные планы Академического университета. В кн.: Ломоносов. Сборник статей и материалов Вып. III. М.-Л., 1951, стр. 357—363.
[2] М В Ломоносов Полное собрание сочинений, т. X, стр. 402.
[3] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. IX, стр. 539.
[4] Там же. стр. 552.
[5] М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. IX, стр. 266.