Роль в организации университетского образованияВ Академическом университете им создано (как и в Московском) три факультета: философский, юридический и медицинский. Для каждо­го из факультетов разработаны учебные планы, предусматривавшие ши­рокую и основательную научную подготовку студентов. Благодаря М. В. Ломоносову в российских университетах отсутствовали факульте­ты богословия. Впервые в курс университетского образования вводится изучение русского права, химии, ботаники, анатомии, восточных языков. Новым было разделение студентов на три класса (курса). Студенты I класса обязаны были посещать все лекции, чтобы получить понятие о всех науках и определить свою склонность к одной из них. Студенты II курса слушали лекции по избранной ими науке. Студенты III класса определялись к одному из профессоров для углубленного изучения сво­ей науки. М. В. Ломоносов установил новый порядок, по которому учи­тывались склонности и желания студентов при распределении их по факультетам и при определении к профессорам. Тем самым были созда­ны условия для лучшей организации учебного процесса. Благодаря на­стойчивости М. В. Ломоносова определен твердый состав профессоров и налажено систематическое чтение основных курсов университетских лек­ций и публикация учебных планов, в которых сообщалось краткое содер­жание каждого курса лекций и время их проведения.

К чтению лекций М.В.Ломоносов стремился привлечь лучшие науч­ные силы из числа иностранных и русских ученых. Из русских ученых в 1760 — 1763 гг. лекции читали: проф. С.К. Котельников (по высшей ма­тематике), проф. Н. И. Попов (по астрономии), адъюнкт А. П. Протасов (по анатомии), адъюнкт Г. В. Козицкий (по красноречию)[1]. Кроме лек­ций, в Академическом университете стали практиковаться новые формы обучения студентов: диспуты, различные «экзерциции» (упражнения) в применении полученных знаний. Особенно большое внимание уделялось М.В.Ломоносовым организации лабораторных занятий и самостоятель­ной работы студентов. Много было им сделано и для улучшения матери­ального положения студентов: он «соединил... студентов в общежитие, снабдил довольным столом, приличным платьем и прочими надобно­стями»[2].

По-новому М.В.Ломоносовым решен вопрос о задачах университет­ского образования. Университет, по его словам, должен заодно с Акаде­мией наук «трудиться на пользу отечества», снабжать ее «учеными рос­сиянами», а также готовить для нужд народного хозяйства различного рода специалистов? М. В. Ломоносов разработал новые штаты универси­тета, основы регламента, порядок торжественного открытия, определил права и привилегии университета. В частности, предусматривалось пра­во университета присуждать ученые степени, его независимость от по­лиции и церкви. «Духовенству, — читаем мы в одном из пунктов проекта регламента, — к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в пропове­дях»[3]. Добившись одобрения плана торжественного открытия универси­тета и проекта привилегий академиков, М. В. Ломоносов подготовил про­ведение этого акта в жизнь. Однако его проекты не нашли поддержки  при дворе и не были утверждены. После смерти М. В. Ломоносова Ака­демический университет стал быстро хиреть и затем фактически пере­стал существовать.

Главнейшей обязанностью каждого ученого Ломоносов считал так­же его преподавательскую деятельность. Обучая «алчущих учения юно­шей», писал он, каждый академик может «с лучшей стороны показать отечеству свое рвение»[4]. Сам он, много уделяя внимания педагогиче­ской работе, проявил себя исключительно талантливым лектором и преподавателем. Вместе со своими учениками он разработал ценные учебные руководства по физике и химии, составил «Первые основания горной науки» (1742).

В 1745 г. М. В. Ломоносову, имеющему уже звание профессора, бы­ло разрешено читать лекции по экспериментальной физике на русском языке. К чтению лекций он относился с величайшей ответственностью. Прежде чем приступить к чтению, составлял план и программу курса, подбирал литературу, подготовлял демонстрации и опыты. О первой лекции М. В. Ломоносова на родном языке по экспериментальной фи­зике, состоявшейся 20 апреля 1746 г., в «С-Петербургских ведомостях» сообщалось, что на ней присутствовала многочисленная аудитория слу­шателей и она прошла с большим успехом. Это была первая в истории Академии наук прочитанная на русском языке и действительно публич­ная лекция. Чтение лекций по экспериментальной физике велось в 1746—1747 гг. С организацией Академического университета Ломоно­сову было поручено вести в нем занятия по химии. В 1752—1753 гг. он прочитал совершенно новые для того времени курсы лекций по физи­ческой химии и по экспериментальной химии. По каждому из этих кур­сов им была разработана детальная программа, подготовлены ориги­нальные приборы и инструменты для проведения опытов, составленье учебные пособия, одно из которых называлось «Введение в истинную физическую химию» (1752). Одновременно с чтением курса лекций М. В. Ломоносов вел практические занятия в химической лаборатории. Отличительной особенностью ломоносовских методов преподавания было соединение лекционного курса с тщательно продуманной системой лабораторных и экспериментальных работ, которые под его руковод­ством проводились студентами в химической лаборатории. Он исходил из того убеждения, что «химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». Ломоносовская система преподавания в высшей школе была новатор­ством, направленным на преодоление схоластических методов обучения, она имела глубоко прогрессивный характер. М.В.Ломоносов обладал исключительным даром передавать свои знания другим, возбуждать у молодежи жажду к научной деятельности. С большим успехом читал он лекции и о поэзии. Среди его учеников были будущие деятели Москов­ского университета Н. Н. Поповский, А. А. Барсов, Ф. Я. Яремский. На этих занятиях придавалось большое значение упражнению студен­тов в литературном творчестве.

М. В. Ломоносов принял активное участие в подготовке геодезистов штурманов и других специалистов для флота. В конце 50-х — начале 60-х гг. он вел занятия с геодезистами в Географическом департаменте и добился того, что «некоторые геодезисты сами от себя сочиняют кар­ты... и добрую надежду подают достойными быть географами»[5].

Предъявляя к студентам высокие требования, М. В. Ломоносов следил за их успехами, стремился приобщить к научной работе, забо­тился о назначении и повышении стипендий, устройстве быта, снаб­жении учебниками, о поощрении прилежных и способных. Он делал все, чтобы подготовить достойную смену русских ученых и педагогов. И в этом он многого добился. В 1753 г. благодаря его усилиям из Ака­демического университета был осуществлен первый большой выпуск студентов в количестве 20 человек, а семерым из них — М. Софронову, С. Я. Румовскому, И. Е. Братковскому, А. А. Барсову, Н. Н. По­повскому, Ф. Я. Яремскому и А. А. Константинову — были присвоены звания адъюнктов и магистров. Академический университет стал по­полняться студентами за счет окончивших Академическую гимназию. В 60-х гг. из академических воспитанников также вышло немало из­вестных ученых и педагогов (П. Б. Иноходцев, И. И. Лепехин, М. Е. Го­ловин, В. Ф. Зуев, Я. П. Козельский, А. Я. Поленов, В. П. Светов и др.). Достойными продолжателями ломоносовских традиций в науке и просвещении в Петербургской Академии наук явились такие крупные ученые, как С. К. Котельников, С. Я. Румовский, А. П. Протасов, И. И. Лепехин, П. Б. Иноходцев, В. Ф. Зуев, М. Е. Головин, а в Мо­сковском университете — Н. Н. Поповский, А. А. Барсов, Ф. Я. Ярем­ский, Д. С. Аничков, С. Г. Зыбелин, С. Е. Десницкий, И. А. Третьяков, X. А. Чеботарев и многие другие.

 

[1] См.: Е.С. Кулябко. Ломоносов и учебные планы Академического университета.  В кн.: Ломоно­сов. Сборник статей и материалов Вып. III. М.-Л., 1951, стр. 357—363.

[2] М   В   Ломоносов   Полное собрание сочинений, т. X, стр.  402.

[3] М. В.   Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. IX, стр. 539.

[4] Там же.  стр. 552.

[5] М.  В.  Ломоносов.   Полное собрание сочинений, т. IX, стр. 266.