Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL: http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Т.А.ДРОНОВА, А.В. ДРОНОВА.
 
Интегрально-креативный стиль мышления - основа педагогической конгруэнтности

NSA 027                                                              сентябрь 2021

Т.А. Дронова, д.п.н., профессор
А.В. Дронова, аспирантка, 3 курс

 

Интегрально-креативный стиль мышления – основа педагогической конгруэнтности

 

ИКСМКлючевые слова: педагогическая конгруэнтность, лимбическая система, ИКСМ.

Аннотация: усвоение знаний самими студентами должно происходить на основе  сущностного обобщения, определяемого стилем мышления. Реалии времени требуют, чтобы современный стиль мышления был интегральным и креативным одновременно. Ввиду этого стиль мышления, как и нравственность, необходимо воспитывать и тренировать.

 

Конгруэнтность (лат.congruens, -ntis = совпадающий) – означает  соответствие, совмещаемость, совпадение. Часто приходится слышать о конгруэнтности как соответствии слов (вербалики) невербальным сигналам коммуникации. Но конгруэнтность в общении не означает педагогическую конгруэнтность.

Под педагогической конгруэнтностью понимается:

– соответствие уровня педагогических знаний научному стилю мышления эпохи;

– соответствие модели транслирования знаний собирательной модели мышления воспринимающих преподавателя студентов (а значит, равносторонней)

– вера в идею, которую несешь (т.е. соответствие вербальных и невербальных сигналов).

Почему это так важно сейчас, в начале XXI века (хотя всегда аспект понимания был в образовании одним из главных).

  1. Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставило педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала прошлого века (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу – человеку с максимальным развитием способностей к саморегуляции и самообразованию. Фундаментальное естественно-научное и гуманитарное образование должно давать целостное представление о современной естественно-научной картине мира, заложить научный фундамент для оценки последствий профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека (Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО). Чтобы так обучать, надо так мыслить[1].
  2. Если в 60-80-е годы XX века была принята формула образования: "Знать все о немногом и немного обо всем", то уже 90-е породили новую формулу – "Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность". Познать сущность, самую суть из того обилия информации, которое необходимо пропустить через себя – цель современного педагога и студента, требующая иных, чем это было ранее, способов мышления.

Сущностный подход – это системный, синергетический подход ("синергия" от греч. – содружественное, совместное действие двух или нескольких органов в одном и том же направлении), который предполагает синтез естественных, гуманитарных и технических наук. И означает новую ступень в процессе понимания и воспроизведения знаний педагогом, на основе формирования сущностных системных понятий с установлением межпредметных связей и целостных представлений.

В то же время и усвоение знаний самими студентами должно происходить на основе  сущностного обобщения, определяемого стилем мышления. Реалии времени требуют, чтобы современный стиль мышления был интегральным и креативным одновременно. Ввиду этого стиль мышления, как и нравственность, необходимо воспитывать и тренировать.

  1. Для этого разработана специальная технология формирование ИКСМ, являющаяся новой технологией профессиональной подготовки будущих преподавателей, способствующая совершенствованию педагогического процесса интенсивным путем развития. Если изменить опыт, изменится основание, а изменится основание – изменится и стиль мышления. Значит, все дело в опыте, который является наработкой, тренировкой. На данном умозаключении и основывается технология по формированию ИКСМ.

Кратко об ИКСМ. Интегрально-креативный стиль мышления (ИКСМ) – мышление продуктивно-творческое, присущее всем людям в большей или меньшей степени.  Его не стоит смешивать с мышлением поэтическим, хотя по оценке Д. Халлибуртона, идея поэтического мышления обретает в современном ментальном пространстве фундаментальный статус. Поэтическое мышление основано на презумпции недосказанности, так как оно базируется в основном на внутренних чувствах, а интегрально-креативный стиль мышления – это: развитое восприятие всеми внешними чувствами; полномозговой или "глобальный" способ мышления с использованием конструктивных внутренних. Поэтому ему присуща логика так же, как и метафора (т.е. интегрально-креативный стиль мышления вбирает в себя логическое и поэтическое, синхронизируя тем самым полушария мозга человека и давая возможность более объективного отображения мира). Почему так важно развитие внешних чувств?

Внешние чувства человека – это его жизненная сила, каналы, которые соединяют человека с миром и питают одновременно, так как "жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации"[2].

Внешние чувства стимулируют развитие лимбической системы. В энциклопедическом словаре  "Лимбическая система определяется как совокупность ряда структур головного мозга. Участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др."[3]. Ученые считают, что лимбическая система отвечает как за эмоции, так и за основные внутренние импульсы, такие как агрессия, голод, половой, материнский инстинкты. Кроме того, она работает как быстродействующий процессор, обрабатывающий чувственные впечатления: сортирует и анализирует данные, поступающие от всех пяти органов чувств, потом как бы "сбрасывает" результаты в соответствующие области коры головного мозга, а затем снова производит сбор данных для дальнейшего более глубокого анализа. Такой скоростной цикл обратной связи, многократно повторяющийся в течение каких-то долей секунды, позволяет лимбической системе формировать все более и более сложный (цельный) образ окружающего мира.

ИКСМ – это креативность, сориентированная на сотворение; а главное –  альтруистическая система ценностей как основа. Таким образом, ИКСМ является естественным образом мышления, по необходимости  конструируемым искусственно. Он разработан   как для развития личности – сложнейшей естественной системы, совмещающей в себе биологические и социальные, сознательные и бессознательные, логические и творческие подсистемы, не сводящиеся, однако, ни к одной из них и обладающей собственной неповторимой совокупностью системных качеств, так и для координации динамической креативности образовательного процесса.

Иногда его сопоставляют с так называемым образным мышлением. Однако, это далеко не одно и то же. Образное мышление как внутренняя модель внешнего мира обязательно наличествует у каждого человека, но не у каждого материализуется в конкретный продукт творчества. Образное мышление как мышление творческое может быть правосторонним  или левосторонним, оно может базироваться на уровне рептильного ствола или неокортекса, питаться чувствами эгоистическими или альтруистическими. Будучи цельным, оно вполне может быть развитым неравномерно: выпуклым, однобоким, многосторонним, визуальным, кинестетическим и т.д. В отличие от него, ИКСМ – это равномерно развитое полномозговое мышление, способное как выстроить полноценный образ, так и понять любой из неполноценных. Именно поэтому оно чрезвычайно необходимо для избравших профессию преподавателя. Образное же мышление, как конкретный опыт конкретного индивида, является корневой базой ИКСМ.

Еще хотелось бы сказать, что формирование ИКСМ у будущих преподавателей необходимо и с точки зрения различных факторов образовательной среды.  Если представить человека, взаимодействующего со множеством  положительных и отрицательных факторов (обозначенных как конфликтные ситуации К (рис.), создающихся непрерывно действующим на него потоком вещества, энергии и информации, то это будет невидимое глазу индивидуальное поле взаимодействия с окружающей средой, перпендикулярным сечением которого являются окружности, с центрами в энергетических зонах, отвечающих возникшим конфликтам. В идеале, когда реакция индивида полностью адекватна воздействию и он ощущает комфортность бытия, это будет эллипсовидное поле (Рис. Вариант А).

 

    

Однако, некоторая масса воздействий как окружающей, так и образовательной среды, имеющих для человека определенное значение, выходит за рамки адекватного взаимодействия. Это затрудняет восприятие необходимой информации, иногда серьезно искажая ее, т.к. воздействие потока носит негативный, неблагоприятный характер для человека (Рис. Вариант Б). Из этого следует вывод о необходимости гармонизации способностей человека для оптимального взаимодействия с различными факторами окружающей и образовательной среды, т.е. формирования ИКСМ.

Кроме всего прочего, ИКСМ – это модель активизации творческого мышления педагогов для обретения суперинтеллектуальной интуиции (А. Бергсон) и гармоничного развития личности, что немаловажно для профессии педагога.

Как видим, ИКСМ, являясь подвижной моделью мышления, позволяет педагогу соответствовать уровню научного стиля мышления эпохи и модели мышления студентов одновременно, что и является педагогической конгруэнтностью.

Список литературы:

  1. Дронова Т.А. Интегрально-креативный стиль мышления (теория и практика) : учеб. пособие / Т. А. Дронова ; под ред. В. Г. Михайловского. – М. : Издательство Московского психолого-социального университета ; Воронеж : МОДЭК, 2015. – 544 с.
  2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов средних спец. учеб. заведений / С.В. Белов [и др.]. – М.: Высш. шк., 2002. – 357 с.
  3. Новый энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия: РИПОЛ классик, 2004. – 1456 с.