Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL: http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Т.А.ДРОНОВА, А.А. ДРОНОВ.
Эйдос-тест в системе управления педагогическим процессом

NSA 028                                                              сентябрь 2021

Дронова Т.А. д.п.н., Дронов А.А. к.п.н.

         Эйдос-тест в системе управления педагогическим процессомЭйдос-тест

Ключевые слова: качественные и количественные характеристики, модель, стиль мышления, педагог, управление.

Аннотация: В статье представлено исследование, целью которого является выявление механизмов эффективного управления педагогическим процессом. Задача исследования: выявить условия создания и применения механизмов эффективного управления педагогическим процессом. Гипотеза исследования: потребность педагогов в новых вариантах развития образовательного процесса будет осуществляться эффективнее, если педагог будет вооружен механизмом управления этим процессом. Для решения поставленной задачи использован комплекс методов исследования: теоретический; диагностический; прогностический; логистический. Результаты исследования. Исследование вносит определенный вклад в условия эффективного управления педагогическим процессом. Теоретические положения, практическое применение, полученные результаты обсуждались на семинарских и практических занятиях магистров, обучающихся по программе: «Психология и педагогика творческой деятельности». Основные положения и выводы исследования внедрены в практику образовательной деятельности Воронежского государственного университета (факультет философии и психологии, кафедра педагогики и педагогической психологии).

 

Любой процесс в деятельности людей носит творческий характер. Педагогический — не исключение. Он всегда динамичен, вариативен и непредсказуем как для педагогического состава, так и для обучаемых. В связи с этим характер процесса бывает разным: от конструктивной легкости до деструктивной мрачности. Но происходящее всегда становится понятнее, предсказуемее, светлее, если процессом можно управлять. Чтобы управлять педагогическим (творческим) процессом, необходимо иметь возможность его визуализировать, посчитать, измерить, взвесить. Затем, сравнив полученные данные с прогнозируемыми, нормативными, желаемыми корректируем направление развития процесса, явления, события. Такой подход универсален и применим к любому процессу при исследовании различных проблем возникающих в результате деятельности преподавателя.

Организационный подход к управлению педагогическим процессом в первую очередь сопровождается выявлением качественных и количественных характеристик, которые являются основанием анализа динамики проводимой работы педагогом.

Пример. Для того чтобы сделать вывод по уровню подготовки обучаемого, мы оцениваем его компетентность путем опроса теоретико-практических знаний, таким образом мы оцениваем качественную сторону его подготовки. Затем анализируем количественные показатели: средний балл по изучаемым дисциплинам, оценки по различным предметам и т.д. Исходя из этого, мы определяем слабую сторону его подготовки и принимаем соответственные решения, составляем план действий, то есть управляем педагогическим процессом.

Исходя из вышесказанного, а также из закона развития сложных систем: повышение качества одного компонента (элемента) системы приведет к улучшению качества всей системы, — весь процесс управления педагогйческим процессом необходимо выстраивать от простого к сложному, что будет способствовать уменьшению неопределенности, вследствие неполноты информации в процессе взаимодействия с обучаемыми. Это очень важно для управления!

С этой целью нам необходимо определить структурные компоненты, изменение которых, будет приводить к изменениям в педагогическим процессе. Тогда управление, по сути своей, будет представлять собой творческий процесс, состоящий из анализа, разработки, эксперимента и внедрения каких-то преобразований, формирующих структурные компоненты обеспечивающих эффективную деятелыюсть педагога. А для того чтобы уметь управлять изменениями структурных компонентов, каждый исследователь должен не только выявить конструктивные структурные компоненты, но и иметь эффективные механизмы (рычаги) управления их изменениями.

Во-первых, необходим подбор критериев. Критерии, в нашем случае, выступают как качественная оценка признаков выделенных компонентов. Во-вторых, нужны показатели. Показатели являются диагностическим инструментом для количественной оценки сформированности критерия. И, в-третьих, немаловажно иметь в наличии модель, которая бы визуализировала динамику всего процесса. То есть, критерий - основной признак-характеристика компонентов позволяющий проводить постоянный мониторинг всего процесса; показатель - количественная оценка, в баллах, процентах, байтах и т.д., которую мы можем получить, используя различные психолого-педагогические диагностики. Качественные и количественные характеристики позволят нам построить эйдос-тест, модель результатов мониторинга, визуализирующую деятельность педагога и указывающую, на каком этапе или уровне мы находимся и, что необходимо предпринять для достижения поставленной цели.

Рассмотрим использование эйдос-теста в системе управления педагогическим процессом с целью повышении эффективной учебно-воспитательной деятельности с будущими педагогами-психологами. При этом делаем допущение, что результат деятельности педагогов-психологов зависит не только от уровня его профессиональных качеств, но и от других личностных качеств, определяющих его систему индивидуального поведения как человека вообще, так и специалиста образовательной системы, в частности, например: ответственность, нравственность, честность и т.д., – оказывающие достаточно веское влияние на качество проводимой работы (рис.А).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Исходя из вышесказанного к основными структурными компонентам мы относим:

  1. Нравственный компонент, представляющий собой систему ценностей, которые оказывают непосредственное влияние на систему индивидуального поведения педагога.

Критерием нравственного компонента является общечеловеческие духовные ценности. В качестве трех показателей выступают: эмпатия, честность, доверие.

  1. Деятельностный компонент – гармоничность педагогической деятельности на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Критерием деятельностного компонента будет являться ответственность, которая подчеркивает неразрывную связь всех компонентов. В качестве показателей критерия выступают: самоорганизация, умение принимать решение, конструктивность результатов деятельности.

  1. Когнитивный компонент - способность взаимодействовать с информационным потоком окружающей среды, профессиональной сферы и применять в своей деятельности.

Критерием когнитивного компонента является результат взаимодействия с поступающей информацией. В качестве трех показателей выступают: восприятие, переработка и реализация информационного потока, интуитивность, память.

  1. Компетентностный компонент - совокупность профессиональных знаний, умений, навыков.

Критерием компетентностного компонента является универсализм знаний. В качестве показателей выступают: профессиональные знания; научный подход; умение применять современные методы управления образовательным процессом.

  1. Валеологический компонент – это система сохранения здоровья в условиях профессионально-бытовой деятельности.

Критерием валеологического компонента является здоровый образ жизни. В качестве показателей критерия выступают: умение противостоять внешним и внутренним возмущениям; физическая активность; способность к выполнению профессиональных функций.

  1. Профессионально-педагогическая идентичность – это система личностно-профессиональных качеств формируемых в процессе личностно-профессионального становления педагога.

Критерием профессионально-педагогической идентичности является профессиональная устойчивость со способностью к изменениям и дальнейшему развитию. В качестве показателей критерия выступают: креативность; владение словом; профессиональное долголетие.

  1. Рефлексивный компонент – это система самоанализа, самонаблюдения, самопознания, самоуправления.

Критерием    рефлексивного    компонента    является    стремление    к самосовершенствованию. В качестве основных показателей выступают: самопознание; мотивация достижений; совершенствование методов управления образовательным процессом.

Анализ многочисленных источников, в которых описывались исследовательские и диагностические методики, выявил чрезвычайно широкий спектр методик, тестов, практикумов, тренингов разного типа, которые хорошо теоретически и психометрически обоснованы и прошедшие проверку на валидность и надежность. Используя их, мы можем получить эйдос-тесты, модели, которые будут визуализировать контроль и управление различных видов педагогической деятельности (рис. 1-4).

 

 

 

Качество психолого-педагогической деятельности осуществляется планированием и проведением различных форм обучения, самообучения, с привлечением логических и нестандартных элементов, упражнений, тренингов. И хотя виды занятий, приемы, методы, средства, их сочетание и модификации просты в выполнении и хорошо известны, при проектировании оценки педагогической деятельности необходимо ориентироваться на педагогический опыт, мастерство, эрудированность и изобретательность преподавателя, так как определяющими факторами выбора форм работы должно быть разнообразие используемых психолого-педагогических средств и увеличение доли творческих методов.

Список литературы:

  1. Дронова Т.А. Интегрально-креативный стиль мышления (теория и практика) : Учеб. пособие / Т. А. Дронова ; под ред. В. Г. Михайловского. — М.: Издательство Московского психолого-социального университета ; Воронеж : МОДЭК, 2015. – 544 с.
  2. Дронова Т.А. Одаренность, стиль мышления и психосинтез / Т.А.Дронова, А.А.Дронов. – Материалы IX международной научно-практической конференции «Наука. Общество. Бизнес»: – Перспективы науки. Научно-практический журнал. – 2018. – №9(108). – С.221-225.