Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL: http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru А.А. ДРОНОВ. Формирование структурных компонентов культуры безопасности полетов NSA 029 сентябрь 2021 |
А.А.Дронов, к.п.н.
Формирование структурных компонентов культуры безопасности полетов
Безопасность полетов (БзП) является важнейшей эксплуатационно-технической характеристикой авиационной системы (АС), в значительной степени определяющей боеготовность и боеспособность авиации Вооруженных Сил. В тоже время, проблема обеспечения безопасности полетов – одна из актуальных, наиболее сложных и наименее изученных проблем современной авиации. Поэтому одним из серьезных научно-образовательных направлений, решаемых на кафедре, являются вопросы безопасности полетов, с целью определения практических путей подготовки специалистов АС, способных обеспечить нормативный уровень БзП.
Тактические и стратегические задачи, стоящие перед АС, определяются целевым предназначением летательных аппаратов (ЛА) различного типа, которые должны удовлетворять установленным требованиям к их летно-тактическим характеристикам, его системам, оборудованию и вооружению, общим и специальным требованиям по безопасности полетов – Pi. То есть ЛА должны быть конкретного качества Ki, количества Ni, рассчитаны на определенный срок эксплуатации ti и условия эксплуатации Li. Помимо этого данные требования предполагают наличие еще одного элемента АС – специалистов, способных реализовать их – mi. К ним относятся проектировщики, конструкторы, изготовители, летный и инженерно-технический состав, службы и подразделения, участвующие в организации, подготовке, выполнении и обеспечении полетов. Тогда Pi – вероятность благополучного завершения полета – будет являться функцией:
Pi=f(Ki. Ni, ti, Li, mi)
Данная зависимость показывает организационную и техническую сложность современной АС: разнородность и многочисленность элементов системы, личного состава, служб, участвующих в проектировании, производстве, организации, подготовке, выполнении полетов и обеспечении их безопасности. Эксплуатация ЛА в широком диапазоне внешних условий порождает дополнительное многообразие факторов, влияющих на безопасность полетов. Все это требует системного рассмотрения принципов управления, производства, эксплуатации и безопасности полетов.
Увеличение надежности технических систем и технологий, создание алгоритмов безопасного управления ими, разработка совершенных средств и способов защиты от негативных факторов в результате оказываются малоэффективными без учета способностей человека к конструктивной деятельности в постоянно меняющемся информационном потоке профессиональной среды. Необходимы новые подходы, обеспечивающие необходимый уровень безопасности полетов, в процессе личностно-профессионального становления специалистов.
Исходя из этого, деятельность системы управления безопасностью полетов (СУБП) не может ограничиваться только нормативно-правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Поэтому Консультативно-аналитическое агентство «Безопасность полетов» подчеркивает: «Только после тяжелой катастрофы, которая опустила авторитет авиакомпании на очень низкий уровень, руководители поняли, что система с хорошей культурой безопасности может функционировать без формальной СУБП. Но эффективная СУБП невозможна без хорошей культуры безопасности» (2014г.). И с этим трудно не согласится. Формирование культуры безопасности полетов (ФКБзП) – один из наиболее эффективных, если не единственно возможный вариант достижения необходимого уровня безопасности в современных условиях, которые характеризуются не только все большей разрушительностью природных явлений, техногенных катастроф, но и ростом роли человеческого фактора (ЧФ) во всех сферах человеческой деятельности.
В специальной научной и учебной литературе мы находим множество определений культуры, авторы которых пытаются обобщить имеющиеся определения феномена культуры, выделить ее сущностные параметры и сформулировать свой подход к осмыслению данного явления. Диапазон трактовок чрезвычайно широк: от совокупности ценностей, идеалов, высших интеллектуальных, художественных и моральных качеств общества до надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, как наивысшего культурного образования, объединяющего людей и обеспечивающего им существование (по Самуэлю Хантингтону).
И первое, на что нацеливается внимание при выявлении сущности данного явления – признание учеными наличия у культуры адаптивно-защитной функции, которая и объединяет людей в стремлении к безопасным, комфортным условиям жизнедеятельности (М.С.Каган, В.Г.Михайловский, В.Н.Мошкин, Э.В.Соколов и др.). Настоящая сила человека, его защищенность, благополучие только в коллективном мышлении и результатах деятельности всех членов общества. Именно в этом суть культуры в целом и культуры безопасности в частности.
Анализ деятельности авиационной системы показывает, что причиной возникновения большинства авиационных событий является результат деятельности специалистов АС. При этом исследования многих ученых обращают внимание на то, что главным звеном в период кризисных явлений и проблем, с которыми человечество столкнулось на пороге третьего тысячелетия, является кризис компетентности современных людей. Однако в основном выделяются свойства, способствующие повышению качества профессиональной деятельности, а на личностные особенности, которые препятствуют этому, практически не обращается внимания (Т.А.Дронова, В.Г.Михайловский, В.В.Козлов, В.А.Пономаренко, А.Р.Фонарев и др.).
К тому же, сегодняшний век – век информационной цивилизации. В прошлом веке общий объем информации удваивался за 50 лет, в современной цивилизации – удваивается каждые 20 месяцев [1]. В условиях все увеличивающегося ускорения недопонимание значимости этого факта, прежде всего, сказывается на вопросах безопасности.
С учетом этих обстоятельств, существуют различные подходы исследования качества функционирования авиационной системы.
Первый и самый сложный, на наш взгляд, подход заключается в исследовании и анализе основных свойств всех структурных образований АС, в разработке методик, соответствующих мероприятий, направленных на эффективность их деятельности и всей системы в целом. Процесс очень трудоемкий и длительный.
Поскольку причиной возникновения большинства сегодняшних опасностей для человека, от производственных до глобальных, является его собственная деятельность, в том числе и профессиональная, существует второй подход, который заключается в выявлении интегративного свойства, объединяющего деятельность всей АС. Таким свойством, на наш взгляд, обладают личные качества специалистов АС, выполняющих свои профессиональные обязанности [2]. В этом случае комплекс работ будет заключаться в исследовании основных личностных качеств специалистов, влияющих на качество выполняемых ими работ, с дальнейшей разработкой соответствующих мероприятий, направленных на формирование, активизацию или развитие качеств обеспечивающих конструктивность деятельности специалистов АС. Итогом формирования, активизации, развития личностных качеств специалистов АС может стать заметное преобразование таких понятий, как: профессиональная годность, профессиональная ответственность, профессионализм руководителя, профессионализм структурных образований АС, что, несомненно, скажется на результате деятельности всей АС, то есть на культуре авиационной системы.
Ядром этой культуры будет соответствующая система индивидуального поведения каждого специалиста АС. Исходя из закономерности взаимодействия части и целого – общесистемных закономерностей, характеризующих принципиальные особенности построения, функционирования и развития сложных систем, – предполагается появление новых свойств системы за счет взаимодействия составных элементов системы. То есть улучшение результатов деятельности за счет одного интегративного свойства специалистов АС приведет к улучшению качества деятельности всей авиационной системы.
Организационный подход к сущности любого процесса невозможен без выявления его структуры. В нашем случае, структурные компоненты культуры БзП представляют собой каркас для построения логистической модели, в которой воспроизводятся принципы организации, формирования и управления этим процессом.
Сегодняшний информационный век характеризуется тем, что темпы смены новых поколений авиационной техники, с непрерывным совершенствованием технических характеристик и усложнении выполняемых ими задач, стали стремительно опережать темпы смены поколений специалистов эксплуатирующих и обслуживающих эту технику. Предыдущие поколения специалистов авиационной системы изучали авиатехнику в учебных заведениях, а затем обслуживали ее до предельного возраста. Сегодняшние первокурсники вузов ВКС будет эксплуатировать машины и технологии, которых сегодня нет, но они появятся в недалеком будущем: новые системы управления, новые летательные аппараты с новой авионикой и новым управляемым оружием, с увеличенным радиусом действия и временем полета, с увеличенной тяговооруженностью и быстродействием, мощным психологическим воздействием, – вот, что ожидает современных специалистов.
Следовательно, мы можем рассматривать эффективность деятельности авиационной системы через зависимость двух основных элементов АС: человека, как представителя различных специальностей и профессий и мощного, разнородного информационного потока профессиональной среды. Конструктивность взаимодействия специалиста АС с информационным потоком профессиональной среды, будет зависеть, в основном, от его личностных качеств, позволяющих воспринимать, перерабатывать и реализовывать поступающую информацию. Такой подход нам позволит, во-первых, определить структурные компоненты возможностей специалиста, предполагающие эффективное взаимодействие с информационным потоком; во-вторых, выявить сильные и слабые стороны специалиста по восприятию, переработке и реализации поступающей информации в процессе их деятельности и, в-третьих, разработать мероприятия по формированию или активизации необходимых компонентов. Мало того, мы приобретаем возможность постоянного контроля над уровнем сформированности и корректировки этих компонентов, в зависимости от реальных условий труда, что позволит, своевременно реагировать на деятельность системы во избежание потери качества.
Итак, если обозначим информационный поток взаимодействия специалистов АС с профессиональной средой в момент времени t через N(t) , изменение потока взаимодействия за время Δt через ΔN, то можно записать следующее приближенное равенство: ΔN=aN(t) Δt.
В дифференциальной форме это соотношение имеет вид: , где a – коэффициент, учитывающий изменение массы информационного потока.
Данное уравнение, назовем его логистическим, представляет собой логистико-математическую модель процесса взаимодействия специалиста АС с информационным потоком. Решением этого уравнения, удовлетворяющего начальному условию , будет: . Проинтегрировав, получаем . График данной зависимости представляет собой кривую АВС (рис.).
Из графика видно, что за равные промежутки времени t1, t2,.., tn общий поток информации DN будет увеличиваться по экспоненциальному закону, то есть наблюдается «лавинообразное» нарастание массы информации (Пригожин И.). Тогда, способности специалистов АС, которые обеспечат конструктивное взаимодействие с информационным потоком, при выполнении профессиональных обязанностей, тоже должны увеличиваться по экспоненциальному закону («лавинообразно»), что будет соответствовать площади – DN. И только при этом условии процесс взаимодействия может быть константно продуктивным и соответствовать современному информационному ускорению, обеспечивать необходимый и достаточный уровень безопасности полетов.
Первым и необходимым структурным компонентом, обеспечивающим конструктивный уровень взаимодействия с информационным потоком, будет когнитивный – система работы с информацией. Это сознательные и бессознательные этапы восприятия, переработки поступающей информации и формирования ответного поведения. Служит главной цели познания: организации представления об окружающей среде (профессиональной в том числе), интерпретации событий и явлений [3]. Знание служит развитию, становлению человека и является предпосылкой его участия в различных событиях и явлениях профессиональной среды. При этом главными критериями способностей специалиста АС будут не только восприятие и переработка поступающего потока информации профессиональной среды, но и реализация в виде собственной деятельности.
Формы человеческой деятельности многообразны. Однако мы должны знать то, что реализация переработанного материала порождает новый поток информации, причем по экспоненциальному закону. Поэтому, развивая науку, модернизируя и изобретая технику, выполняя свои профессиональные обязанности и строя отношения в производственной сфере, специалист АС должен обеспечивать безопасное вхождение результата своей деятельности в профессиональную среду, иначе, его деятельность неизбежно повлечет за собой негативные последствия для всей системы и для каждого элемента в частности. Таким образом, знание и деятельность специалиста АС строго взаимодетерминированы.
Данный факт предполагает включение деятельностного компонента. Деятельность – одно из фундаментальных понятий классической философии, фиксирующее в своем содержании акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей профессиональной среды – с другой. Протекание и развитие различных процессов при этом существенно зависят от содержания и структуры деятельности: мотивов, целей и средств осуществления. Вместе с тем, на основе внешних материальных действий, путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие специалисту всестороннюю ориентировку в профессиональном мире (П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин).
Деятельность осуществляется при значительных вариациях условий труда, как внешних, так и внутренних. Поэтому хорошее здоровье являет собой главный фактор эффективного формирования когнитивного и деятельностного компонентов. Только здоровый специалист АС с хорошим самочувствием, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно решать профессиональные проблемы в современных условиях. Отсюда – валеологический компонент – как фундаментальный механизм сохранения и укрепления здоровья каждого специалиста авиационной системы и всей системы в целом.
Не может больной человек обеспечить необходимый уровень безопасности полетов! Физическое тело человека состоит из 600 мышц, 182 суставов, кровеносной системы, опорно-двигательного аппарата, внутренних органов: сердце, печень, легкие…, – все это должно сохранять гибкость, эластичность, упругость. Именно эти «три слона» обеспечивают отсутствие болезней, нормальное функционирование организма в системе «человек – профессиональная среда», полное духовное, физическое, умственное и социальное благополучие, способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в профессиональной среде. Следовательно, здоровье – непременное условие активной деятельности и достигается оно индивидуальной системой поведения, которая занимает около 50% удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье человека. Влияние экологических факторов оценивается примерно в 20%, 20% составляют биологические (наследственные) факторы, при этом на долю здравоохранения отводится всего лишь 10% [4]. То есть, индивидуальная система поведения – основное содержание понятия здорового образа жизни и одно из приоритетных условий обеспечения БзП.
Однако, подлинная красота человека – это синтез духовного и физического совершенства. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума. Духовность определяет индивидуальную систему поведения и является цементирующим свойством наших способностей (физических, умственных). Как цемент в строительном растворе укрепляет стойкость строительных конструкций к воздействию различных разрушающих временных факторов, так духовность является фундаментом индивидуальной системы поведения, здорового образа жизни.
При формировании личностных компонентов специалистов АС, способствующих эффективному взаимодействию с информационным потоком профессиональной среды когнитивный, деятельностный, валеологический структурные компоненты невозможно реализовать без коммуникативного компонента.
Во все века и времена коммуникативность была и остается важнейшим компонентом любой деятельности человека. Особенно в современных условиях. Во-первых, специализация АС предполагает широкую отлаженную кооперацию специалистов. Во-вторых, любая деятельность немыслима вне общения – это процесс постоянного взаимодействия, обмена информацией, в основе которой лежат такие понятия как: сотрудничество, участие, понимание общих задач, уважение мнений и позиций друг друга, помощь, поддержка, способность приходить к согласию по спорным вопросам. В-третьих, невозможно что-либо познать вне информационного общения: взаимные оценки и самооценка, совместимость, безопасность и т.д. В-четвертых, профессиональное сообщество оказывает большое влияние на наше здоровье сопереживанием, сочувствием, уважением, совместимостью, оценкой нашей деятельности. В-пятых, невозможно реализовать никакие принципы безопасности, если люди не умеют слышать и понимать друг друга, находить компромиссные решения, обеспечивающие стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Именно правила коммуникации, которые соответствуют требованиям человеческой этики в проекции на конкретную ситуацию и цели совместной деятельности лежат в основе культуры профессиональной безопасности, составляют фундамент функционирования авиационной системы без авиационных происшествий.
Исследовательская практика показала, что невозможно прийти к единому пониманию целей и задач в процессе обеспечения безопасности полетов без наличия нравственной позиции, ответственности, гуманистических принципов. То есть, на первом месте в профессиональной деятельности специалистов всех уровней: проектантов, производителей, эксплуатационников, – должна быть система личностных, морально-нравственных ценностей, которая, как правило, является ядром другого личностного качества – ответственности. Невозможно представить себе более значимый элемент в процессе профессиональной деятельности, чем деятельность в соответствии с принципом ответственности, который предопределяет основы существования профессиональной среды.
Именно эти факты привели к выводу о необходимости включения аксиологического компонента, который акцентирует нравственно-ценностную позицию специалистов АС характеризующуюся такими критериями как: ответственность, духовно-нравственное самосознание, понимание специфической природы духовности и ее особого места в деятельности авиационных специалистов. Никогда человечество не располагало столь развитым коллективным интеллектом с его способностью предвидеть результаты тех или иных усилий социума. Вопрос лишь в том, сможет ли разумное начало справиться с инерцией биосоциальных законов, сможет ли человечество выработать новые ценностные ориентиры, принципы нравственности и сделать их законами жизни (Н.Н. Моисеев).
Исходя из вышесказанного, под формированием культуры безопасности полетов мы понимаем формирование целенаправленной деятельности специалистов АС по восприятию, переработке и реализации потоков информации АС, нацеленной на поддержание уровня безопасности полетов в пределах приемлемого уровня на основе интегративного образования АС (интегративным образованием мы считаем структурно-уровневое образование личностных качеств специалистов АС).
И в заключении хотелось бы отметить тот факт, что ВУНЦ ВВС «ВВА» сегодня по праву считается правопреемником Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского. Лучшие научно-образовательные традиции академии реализовались путем внедрения на факультетах ведущих авиационных дисциплин, высокой нравственной и духовной культуры. Такой подход позволил значительно расширить потенциал, возможности и перспективы для повышения качества подготовки научных кадров и авиационных специалистов в интересах ВКС.
Ежегодно тысячи квалифицированных авиационных специалистов направляются в действующие воинские части с высоким чувством профессионального и воинского долга перед Родиной, ответственностью за судьбу страны, за судьбы родных и близких, за мир в условиях сложнейшей обстановки современного мирового порядка.
Литература
- Военная акмеология: Учебник/ Под редакцией В.Г.Михайловского. – М.: ВАРВСН, 2010. – 459 с.
- Дронов А.А. Интегративное свойство культуры безопасности полетов./А.А.Дронов, Т.А.Дронова. – Наука и бизнес: пути развития. Научно-практический журнал. – 2017. – №2(68). – С.5-8.
- Дронова Т.А. Концепция формирования интегрально-креативного стиля мышления в процессе личностно-профессионального становления педагога : монография / Т.А. Дронова ; [под общ. ред. проф. В.Г. Михайловского]. – Воронеж: ИПЦ Научная книга, 2011. – 386 с.
- Смирнов, А.Т. Основы военной службы: учеб. пособие для студентов средн. проф. образования / А.Т. Смирнов и др. – М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство: «Высшая школа», 2001. – 240 с.