Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Бондырева С. К., Д.В. Колесов. Выживание (факторы и механизмы) (продолжение)
NSA 030                                                              октябрь 2021

С.К. Бондырева, Д.В. Колесов

2. Самооценка как фактор менталитета

Самооценка Самооценка — это оценка индивидом себя, как активного, действующего существа: оценка своих индивидуальных черт — свойств и качеств, своих возможностей, способностей и склонностей, своих потребностей и эффективности, направленных на удовлетворение их усилий. Необходимость в самооценке порождается также совместным с себе подобными характером жизнедеятельности человека: взаимодействие с ними может нести ему и благо, и зло.

Способность и потребность индивида к самооценке становится чертой его характера, которая у различных индивидов развита по-разному. Есть совестливые индивиды, есть бессовестные — неспособные к самооценке или безразличные к ней: таких привлекает только успех, и никаких угрызений совести в связи со способами его достижения они не испытывают. Однако, отсутствие совести лишает индивида возможности более надежно организовывать свою жизнедеятельность: успех и продолжительность благополучной жизни — вещи разные. Не обладая совестью, индивиду легко «сломать голову» в погоне за тем или иным достижением, и во многом это связано с тем, что другие индивиды такого поведения ему не прощают. Так что разменивать совесть на успех — дело убыточное, да и сам по себе успех может таить опасность (см. гл. 7).

Еще один аспект самооценки — это самоопределение. Каждый индивид должен иметь стратегию поведения, ориентированность его не на сиюминутное, а на протяженность всей своей жизни. Для того чтобы самоопределиться, индивид должен постоянно отвечать себе на некоторые основополагающие вопросы. Кто я? С кем я? Что мне дорого? Против чего я?

В ходе индивидуального развития и накопления жизненного опыта в психике индивида формируется особый оценочный механизм — механизм оценки себя самого: любых проявлений своей жизнедеятельности, а также и черт внешности. Такой механизм позволяет сопоставлять оцениваемые индивидом реальные черты своего характера и своего поведения с принятыми для себя в качестве «точки отсчета». Это — психический механизм и свойство личности — получило название совести. Нейрофизиологическим ее основанием является доминирующий в психике индивида комплекс связей и образов, играющий роль «сверх-Я» и во многом определяющий характер его мышления.

Благодаря наличию совести, индивид начинает оценивать свои желания, намерения, побуждения, а также и действия, как приемлемые или неприемлемые для себя. И более того, он испытывает потребность в таких оценках, Именно благодаря совести свои действия индивид начинает оценивать не просто как действия, но и как поступки. Индивид, не обладающий совестью, не имеет, следовательно, механизма оценки своих желаний и побуждений: он будет стремиться удовлетворить или реализовать любое, и внутренних преград для него не существует: для него актуальны только внешние. Поэтому-то он способен на «все». И следовательно, это безнравственный индивид.

Таким образом, совесть — это нейрофизиологический и психический механизм отслеживания индивидом соответствия своих желаний, побуждений, стремлений, намерений и действий тому, что им самим принято для себя в качестве их эталона, важнейший фактор менталитета. При этом совесть располагает ресурсом вознаграждения или наказания: что-либо в самом себе, не соответствующее сформировавшимся представлениям о должном и допустимом, вызывает у обладающего ею индивида отрицательные переживания, называемые «угрызениями совести». К примеру, индивид поддался некоему соблазну и получил в результате своих действий непосредственное удовольствие. Но наступающая вслед за совершением этих действий (успешных сами по себе) самооценка и побуждаемые ею угрызения совести перевешивают. И только у индивида с отсутствующей или слабо функционирующей совестью непосредственное удовольствие от какого-либо действия пересиливает все прочие соображения.

Совесть — важное и полезное приобретение (психики) человека в ходе его эволюции: она удерживает индивида от совершения непосредственно привлекательных для него действий, которые в конечном итоге (в будущем) окажутся невыгодными, проигрышными, убыточными. Следовательно, совесть — это механизм реализации нравственности и фактор успешности жизнедеятельности человека в масштабе всей его жизни и в совокупности жизненных ситуаций, а не только по принципу «здесь и теперь». Энергию совести дает особая — нравственная — потребность, сформировавшаяся в ходе воспитания и проявляющаяся постоянно имеющимся у индивида желанием того, чтобы и намерения его, и поведение соответствовали сложившимся у него нормам и требованиям. Наличие нравственной потребности предполагает развитие у индивида способности к осуществлению нравственного выбора, принятию нравственного решения, совершению нравственного усилия, а нравственное усилие — это всегда усилие индивида над собой.

Совесть заставляет индивида испытывать неприятные переживания даже при мысли о ситуациях, в которых он еще не бывал, и действиях, которых он еще не совершал. К примеру, это ситуации, когда кто-либо другой в его присутствии совершил недостойный поступок. Следовательно, совесть имеет упреждающий характер — в плане возможных последующих действий индивида, и его она от многого способна удержать.

Человеку необходима как совесть, так и определенность — не только относительно окружающего, но и себя самого. И это — устойчивая и постоянно переживаемая информация о самом себе. Важно, чтобы индивид не только был способен, но и имел потребность постоянно думать о себе: чтобы «не изменять себе самому», чтобы оставаться самим собой в самых различных условиях, иметь устойчивую «траекторию» всего своего жизненного пути.

Самоопределение — это свойство, способность и потребность достаточно развитой личности: индивида, способного не только к «растительному», но и к духовному существованию. Наличие у индивида самоопределенности — четких ответов на вопросы о самом себе — позволяет ему лучше ориентироваться в окружающем, точнее избирать цели и эффективнее действовать в плане их достижения, не «теряя себя».

Еще один оценочный фактор менталитета — самоутверждение. Жизнь любого существа — это непрерывный процесс самоутверждения. В нем есть и общие для всего живого способы самоутверждения, и видовые — поведенческие. К примеру, петух инстинктивно самоутверждается в драках и кукареканьем, а кобель — задирая лапу у каждого столба… Самоутверждение человека — это осознанность им себя в своем праве и возможности исходить из самого себя в своих взаимодействиях с окружающим миром. Но более того, многие индивиды считают себя в праве не только ожидать чего-либо от окружающих, но и что-либо требовать от них: здесь проявляет себя уровень их притязаний.

Уровень притязаний — это постоянно отражающаяся в мышлении индивида степень удовлетворенности или неудовлетворенности его самим собой, своей жизнью, достижениями в конкретных делах. При этом значимость уровня притязаний, как психического феномена, непосредственно сказывается на восприятии успеха: один индивид может посчитать своей неудачей то, что другой готов воспринять, как свое достижение. К примеру, один заработал миллион и расстроен: он рассчитывал на двадцать. А другой, заработав несколько тысяч, вполне удовлетворен, т. к. на большее и не претендовал.

В каждой из своих потребностей индивид имеет соответствующий ей уровень притязаний. Имея высокие притязания в одном, в другом индивид может быть совершенно непритязательным. К примеру, как сочетаются абсолютная власть почти на половине Земного шара с оставшимся после смерти личным имуществом: старым тулупом да заштопанной шинелью генералиссимуса?!

Уровень притязаний является динамичным психическим феноменом: он изменяется в зависимости от результатов деятельности. Удача (а тем более последовательность удач) способствует повышению уровня притязаний, неудача (а тем более цепь неудач) — его снижению. Чем «гибче» меняется уровень притязаний, тем индивид самокритичнее и реалистичнее, а это факторы поведения, способствующие выживанию.

Умение индивида объективно оценивать собственный уровень притязаний — важная черта самооценки, свойство психики, доступное только личностно развитым индивидам и отражающее их способность к жизни в сообществе. В этом плане сравнение индивидом своих требований с требованиями окружающих и соответствующие коррективы поведения весьма полезны для него. Производным от способности к такой самооценке и к вытекающим из ее характера изменениям поведения и манер общения является такое качество индивида, как скромность.

Независимо от уровня притязаний, индивиды всегда преследуют собственные цели и могут порою не осознавать масштаба своих притязаний и того, как постепенно они переходят в претензии — требования к окружающим в плане соответствия их действий удовлетворению потребностей предъявляющего претензии индивида. Претензия — это необоснованные притязания, не вытекающие из уровня достоинств (заслуг) индивида. Еще раз отметим, что притязания индивида оправданы только в том случае, если это его требования к самому себе, или же если это требования к окружающим, направленные на успех в общем с ними деле. Все прочее — или тщеславие, или самодурство, или деспотизм.

В наиболее широком плане, уровень притязаний — это мера, с которой мы подходим к оценке значимости чего-либо. Что-то может оказаться для нас незначимым вообще, что-то незначимо в данных условиях: или из-за цены, которая может оказаться слишком высокой, или из-за низкой вероятности достижения результата в связи с большим количеством помех, повышающих возможность неудачи. А для других индивидов и в других условиях то же самое может быть значимым. Уровень притязаний — это также и масштаб целей, которые ставит перед собой индивид — в сравнении с масштабом целей, которые ставят перед собой другие. Если он ставит масштабные цели и интенсивно переживает вероятность их достижения, про него говорят: «честолюбивый».

Еще одним проявлением самооценки, связанным с уровнем притязаний, является чувство собственного достоинства. Чувство собственного достоинства — это постоянное и осознанное переживание индивидом соответствия уровня своих притязаний уровню своих достижений, признанных другими индивидами. Это — особая форма эмоционально насыщенной уверенности индивида в себе, устойчивое отношение к себе, как носителю определенных обязательств, наполняемое переживанием постоянного соответствия своего (реального) поведения этим обязательствам.

В структуре чувства собственного достоинства следует различать четыре компонента: наличие эталона (должного) поведения; оценка своего реального поведения; сопоставление поведения с эталоном и выявление совпадения или различий; переживание степени соответствия своего поведения эталону и возникновение удовлетворения или неудовлетворения в связи с особенностями своего поведения.

На основании чувства собственного достоинства возникает глубинное равенство различных по статусу людей, в отличие от «одинаковости» их в толпе. Оно дает индивиду уверенность в общении: человек, сознающий соответствие своего поведения принятым на себя обязательствам, чувствует себя уверенно в любой ситуации, поскольку источником уверенности становится постоянный и независящий от внешних условий фактор: обращение к самому себе. И не случайно, чувство собственного достоинства не связано с общественным положением индивида и родом его занятий: только с переживанием соответствия своего поведения должному.

Чувство собственного достоинства становится дополнительным и важным фактором регуляции поведения: привыкший испытывать положительные эмоции от факта совпадения характера своего поведения с должным, индивид начинает ценить это чувство и опасаться его утраты. Он боится «потерять лицо»: не только перед другими, но и перед самим собой. Отсюда повышенная его ответственность: способность и потребность предвидеть и заранее учитывать возможные последствия своих действий; готовность принимать на себя соответствующие их характеру санкции.

Ущемление чувства собственного достоинства называется унижением: индивида некто демонстративно оценивает ниже, чем оценивает себя он сам, или ему не оказывают должных проявлений уважения. Следовательно, они низводят его до менее высокого стандарта общения: в криминальной среде это называется «опускают». Тот, кто намеренно допускает унижение других, сам не может оцениваться, как достойная личность, и его чувство собственного достоинства оказывается фальшивым. Поэтому одним из важных компонентов чувства собственного достоинства является доброжелательность (см. гл. 11). Индивид с развитым чувством собственного достоинства снисходителен к другим и далек от ханжества и лицемерия: обладая четкими эталонами поведения и развитой способностью к его оценке, он не допускает проявления этих качеств, поскольку это будет ниже его достоинства.

Таким образом:

  • Самооценка — важный фактор менталитета, механизм повышения эффективности выживания. Действенность ей придает совесть — нейропсихический механизм переноса (распространения) свойственных постыдной ситуации отрицательных переживаний индивида на все осознаваемые им элементы его душевной деятельности, не соответствующие принятым им для себя эталонам должного и допустимого. В результате, индивиду становится «стыдно перед самим собой», и это — «голос» его совести, который способен удерживать его от неблаговидных поступков. Подобные поступки безнравственному индивиду порою могут доставлять удовольствие — иначе бы он их не совершал, но в плане всей его жизни они всегда убыточны, ущербны, опасны.
  • Самоопределение — это особое, постоянно осознаваемое психическое усилие индивида, реализуемое путем ответа на задаваемые самому себе вопросы: о значимых для него идеях, ценностях, индивидах, о направлениях своей деятельности.
  • Скромность, реализм, доброжелательность, ответственность, чувство собственного достоинства… Уровень развития и характер проявления этих качеств индивида зависят от того, насколько он склонен и способен к самооценке.
  • Доминантой самооценки индивида должно быть постоянное переживание им своей общей судьбы и своего глубинного равенства с другими индивидами, совместно с которыми он предстоит перед Высшим началом, которое при этом каждый для себя называет по-разному: Природа, Судьба, Господь Бог.

 

Продолжение следует