Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание (научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru Дронов А.А., Бабич С.Г., Иванов А.В. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ NSA 025 апрель-май 2021 |
Дронов А.А., Бабич С.Г., Иванов А.В.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Формирование культуры безопасности полетов (КБзП) специалистов авиационной системы (АС) – это практическая часть воспитания личности способной к безопасной деятельности в профессиональной среде, представляющая собой целенаправленный психолого-педагогический процесс созидания мировоззрения с помощью специально организованных методик.
Формирование обычно трактуется как появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности. Формирование КБзП наряду с этим подразумевает процесс изменения идеологии деятельности авиационных специалистов, то есть в общем контексте исследуемой темы: формирование – это целенаправленная деятельность по организации способностей человека к новому виду деятельности, которая проявляется в виде новых ценностей через воспитательно-образовательный процесс.
Воспитательно-образовательный процесс формирования культуры безопасности полетов должен включать в себя три существенных признака педагогической методики:
1) целенаправленность, выражающуюся в наличии четкого идеала, образца специалиста АС, являющегося профессионально-культурным ориентиром на протяжении всего процесса формирования;
2) методологическое соответствие процесса формирования КБзП профессионально-культурным ценностям как достижению необходимого уровня безопасности профессиональной деятельности АС;
3) наличие определенной системы воспитательных воздействий и влияний, переключающихся на самовоспитание как основную деятельность специалистов, направленную на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
В связи с этим необходимо соблюдать три принципа воспитания:
первый – ориентация на ценностные отношения специалистов к результатам собственной деятельности;
второй – принцип субъектности, когда специалист АС осмысливает свои действия, предвидит их последствия и производит осмысленный выбор профессиональных решений;
третий – принятие специалиста АС как данность, признание за ним права быть таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к нему уважения вне зависимости от его успехов, развития, положения и способностей.
Союз трех принципов воспитания придает формированию культуры безопасности полетов специалиста АС гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую, которые не могут существовать одна без другой точно так же, как невозможна реализация одного из названных принципов современного воспитания без других.
Помимо этого необходимо разработать:
– предписания способов деятельности, т.е. дидактические процессы;
– педагогические условия, в которых эта деятельность должна воплощаться;
– средства осуществления (специальные рекомендации; наличие технических средств, но главное – целенаправленная подготовка педагога, ведущего этот курс).
Самоформирование должно охватывать такие этапы обучения, как:
– ориентировка (формирование четкого представления о целях и задачах технологии формирования культуры БзП; осмысление избираемой последовательности содержания и соответствующих приемов изучения и тренировки);
– исполнение (изучение теоретических тем курса и практической работы);
– контроль (в качестве основного средства выступает специально разработанная тест-модель культуры БзП и другой инструментарий измерения результатов деятельности);
– корректирование (по результатам диагностики).
Методика формирования КБзП является педагогической методикой обучения, воспитания и развития одновременно, предусматривающая взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучаемых с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих возможностей на основе диалогического общения.
Но при этом психолого-педагогическое образование специалистов АС совершается в основном путем активного участия самих специалистов. Мера усилий каждого должна соответствовать мере способностей каждого, которые активизируются, формируются, развиваются через различные способы и методы. Известно, что любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие – через физические упражнения, нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач.
Методологией является системный подход, отражающий всеобщую связь и взаимообусловленность процесса формирования КБзП как процесса взаимодействия преподавателя и обучаемого в профессинально-образовательной среде. Применяемые для этого средства представляют собой набор целенаправленных процедур, разработанных на основе гуманистических принципов, которые и обеспечивают формирование культуры безопасности полетов.
Для надежной оценки уровня БзП требуется большой массив статистических данных об авиационных происшествиях, что при современном уровне аварийности возможно получить за значительный срок эксплуатации. Однако за такой срок, вследствие проведения доработок и совершенствования методов применения и эксплуатации техники, уровень БзП существенно изменяется. То есть, полученные, осредненные за несколько лет эксплуатации, оценки уровня безопасности полетов не отражают фактического, реального состояния уровня БзП за настоящий период.
Исходя из этого, для повышения надежности анализа уровня безопасности полетов должны разрабатываться методы, которые позволяли бы использовать статистические данные не только об авиационных происшествиях, но и личностных характеристиках авиационных специалистов, которые будут представлять собой реальные данные для анализа текущего периода. Поэтому формирование культуры безопасности полетов – это, в нашем понимании, воспитание человека с высоким уровнем личностно-профессиональных качеств: творчество, компетентность, оперативность, гибкость, мобильность. И, на наш взгляд, обобщающим показателем культуры профессиональной деятельности, предполагающим необходимый уровень безопасности полетов, является формирование личностных качеств, которые присущи всем специалистам АС: знания, деятельность, самоорганизация, ответственность, здоровье, коммуникативность, ценностные ориентиры, креативность [3].