Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание |
Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Дронова Т.А. Интегрально-креативный стиль мышления (ИКСМ) – основа диалектики педагогического взаимодействия/ Т.А.Дронова //Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №3(декабрь). – NSA 008 – URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/arkhiv-nomerov
Интегрально-креативный стиль мышления (ИКСМ) –
основа диалектики педагогического взаимодействия
Ключевые слова: учитель, творец, ИКСМ, сознательное и бессознательное, преподаватель-воспитатель, диалектика взаимодействия.
Аннотация: Интегральный креативный стиль мышления (ИКСМ) – это новая технология профессиональной подготовки будущих преподавателей, способствующая совершенствованию педагогического процесса интенсивным путем развития. Он разработан как для развития личности – сложнейшей естественной системы, совмещающей в себе биологические и социальные, сознательные и бессознательные, логические и творческие подсистемы, не сводящиеся однако ни к одной из них и обладающей собственной неповторимой совокупностью системных качеств, так и для координации динамической креативности образовательного процесса.
Человек есть феномен: и физический, и химический, и биологический, и социальный, и психологический, и космический и т.д., но мы выделяем социально-психологический, характеризующийся своей особенностью в становлении и развитии личности специалиста. Постижение природы этого развития является сложнейшей задачей, к пониманию которой приближает исследование вопроса формирования ИКСМ будущих педагогов.
Учитель как любой живой человек, не может не быть творцом. Поэтому у него должна быть и есть своя педагогическая Вселенная, созданная по общим и его личным законам. Должна, есть, но как создана? Чаще всего вслепую, хорошо еще, если по интуиции и подсказке сердца, но ведь зачастую – по желанию (закону) другого, такого же мирянина, пребывающего рядом или находящегося свыше. Потому что хоть и четко поставлена учителю цель: быть творцом, она четко не воспринимается, а, следовательно, и не воплощается. И в то же время, вряд ли имеется в человеческом мире такой учитель, который бы не материализовал хотя бы один замысел, родившийся внутри него. Просто замыслы различны, а, следовательно, и результаты. Кроме того, само соотношение "замысел - результат" не всегда бывает прямо пропорциональным, иногда это пропорция обратная.
Интегральный креативный стиль мышления (ИКСМ) – это новая технология профессиональной подготовки будущих преподавателей, способствующая совершенствованию педагогического процесса интенсивным путем развития. Он разработан как для развития личности – сложнейшей естественной системы, совмещающей в себе биологические и социальные, сознательные и бессознательные, логические и творческие подсистемы, не сводящиеся однако ни к одной из них и обладающей собственной неповторимой совокупностью системных качеств, так и для координации динамической креативности образовательного процесса.
ИКСМ – это не образное мышление, присущее всем и каждому в том или ином виде. ИКСМ – это мобильное полномозговое мышление на высоком духовном уровне, включающее альтруизм как основу.
ИКСМ и продуктивное образное мышление – не одно и то же. Образное мышление как внутренняя модель внешнего мира обязательно наличествует у каждого человека, но не у каждого материализуется в конкретный продукт творчества. Образное мышление как мышление творческое может быть правосторонним или левосторонним, оно может базироваться на уровне рептильного ствола или неокортекса, питаться чувствами эгоистическими или альтруистическими. Будучи цельным, оно вполне может быть развитым неравномерно: выпуклым, впуклым, однобоким, многосторонним, визуальным, кинестетическим и т.д. В отличие от него, ИКСМ – это равномерно развитое полномозговое мышление, способное как выстроить полноценный образ, так и понять любой из неполноценных. Именно поэтому оно чрезвычайно необходимо для избравших профессию преподавателя. Образное же мышление, как конкретный опыт конкретного индивида, является корневой базой ИКСМ.
Если изменить опыт, изменится основание, а изменится основание –изменится и стиль мышления. Значит, все дело в опыте, который является наработкой. Это тренировка, которую можно видоизменить, чтобы видоизменилась база. На данном умозаключении и основывается работа по формированию ИКСМ.
Интегрально-креативный стиль мышления является естественным образом мышления, по необходимости конструируемый искусственно. Это: развитое восприятие всеми внешними чувствами; полномозговой или "глобальный" способ мышления с использованием конструктивных внутренних чувств; креативность, сориентированная на сотворение; альтруистическая система ценностей как основа.
ИКСМ как развитое восприятие всеми внешними чувствами
Чувства внешние и внутренние. Рассуждая о чувствах, их чаще всего противопоставляют логике или с логикой сравнивают, смешивая сами чувства воедино, а они не однородны. У человека имеются чувства внешние и внутренние. Внешние чувства (зрение, осязание, обоняние, вкус, слух) – это непосредственная связь человека как особи с миром. Зрение – одно из 5 внешних чувств, органом которого являются глаза (способность человека видеть окружающий мир); вкус – одно из 5 внешних чувств, органом которого служит слизистая оболочка рта (способность человека ощущать вкус окружающего и поступающего в него мира); слух – одно из 5 внешних чувств, органом которого являются уши (способность человека воспринимать звуки окружающего его мира); осязание – одно из 5 внешних чувств, органом которого является все тело (тактильные способности человека, дающие возможность ощущения окружающего мира); обоняние – одно из 5 внешних чувств, органом которого является нос (способность человека воспринимать запахи окружающего мира).
Эти пять чувств – жизненная сила человека, это каналы не просто восприятия мира, а переливания вещества, энергии и информации мира в человека. Смешивать или сравнивать эти чувства с логикой не стоит: их видовые категории и функции различны. Логика – внутренняя деятельность мозга. При отсутствии логики нарушается восприятие окружающего мира, но жизнь продолжается. При отсутствии внешних чувств – жизни нет. Человек, утративший внешние чувства – мертвец. И хоть внешние чувства – это каналы, соединяющие нас с жизненным миром, по которым к нам поступает жизненная энергия и информация, именно на них мы меньше всего обращаем внимания. Они развиваются как бы сами по себе, спонтанно.
В последние десятилетия XX века ученые обратили на них свое внимание, в связи с чем и произошла классификация внешних чувств как каналов восприятия на три модальности: кинестетическую, визуальную, аудиальную.
Казалось бы, зачем работать с внешними органами чувств, если и так информация, поступаемая через них в сознание, не может быть обработана полностью (10 млн. бит поступает, а 126 бит осознается)? Не лучше ли, как это принято в подавляющем большинстве учебных заведений, заняться только тренировкой сознания, увеличением его потенциала? Тем более что наработка внешних чувств, это еще и опасность увеличения силы рептильного мозга. Но все дело в том, что тот объективный мир, в котором мы живем и который воспринимаем своими органами чувств – это наш субъективный образ объективного мира, который всегда преломлен, иногда искажен. Наименьшее искажение у тех, у кого каналы внешних чувств лучше "прочищены". Это как смотреть на мир сквозь стекло. Наиболее адекватно увидит тот, у кого "стекло" будет чище, прозрачнее. А если оно затуманено или вообще забито, что может увидеть смотрящий?
Целенаправленная работа с внешними чувствами является "очисткой" и "настройкой" системы восприятия окружающего мира, которая у педагога должна быть чиста. Это помогает развитию многих способностей, так сказать "путей познания" мира: лингвистических, математических, визуальных (пространственных), кинестетических, музыкальных, межличностных, внутриличностных и т.д. Но вероятно, высшей из способностей и величайшей формой творческой мысли можно назвать интуицию, которая, являясь чувством внутренним, непосредственно связана с внешними. Еще древние для того, чтобы развить интуицию, развивали зрение и слух, полагая, что чем чище (сильнее) эти внешние чувства, тем интуиция ярче.
Интуиция ( от лат. "пристально смотреть") – способность непосредственного постижения истины без предварительного логического рассуждения. Интуиция – это способность получать и воспринимать информацию, недоступную пяти органам чувств. Особенно она обострена у детей от 4 до 7 лет. И слишком часто именно она оказывается подавленной и разрушенной благодаря вмешательству воспитателей, видящих в ней причину иррационального поведения. Людей интуиция пугает, они рассматривают ее как некое препятствие логическому мышлению. На самом же деле интуиция основана на рациональной мысли и не работает без нее! Интуиция является закономерной формой проявления обычных путей постижения истины, опосредованной логическим мышлением и практикой. Потому что за способностью как бы "внезапно" угадывать истину, на самом деле стоит накопленный опыт, приобретенные ранее знания.
По А. Бергсону, интуиция "суть инстинкт, сделавшийся бескорыстным, сознающим самого себя, способный размышлять о своем предмете и расширять его бесконечно".
Европейская цивилизация – продукт развития преимущественно интеллектуальных способностей людей, поэтому специальные занятия по "очистке" внешних чувств, стимулирующих интуицию, учителю необходимы для выравнивания "левого" перекоса в образовании.
Внешние чувства, являющиеся каналами восприятия, не стоит смешивать с внутренними, связанными с эмоциями и сердцем. Продолжая (или предваряя) пять внешних чувств и являясь шестым, интуиция как раз и находится на стыке чувств внешних и внутренних, сознательного и бессознательного.
Внутренние чувства также неоднородны, в основном, они делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивные - это чувства, вызывающие положительные эмоции, питающиеся созидательной энергией и способствующие созиданию. Деструктивные - чувства, вызывающие эмоции разрушительные, сами питающиеся энергией разрушения и разрушению способствующие. Воля – тоже не что иное, как чувство. Это сила сознания, способная управлять внутренними функциями организма.
ИКСМ как полномозговой тип мышления
"Полномозговой" или "глобальный" способ мышления – это развитое мышление, в которое на равных (с требуемой приоритетностью) входят: развитая лимбическая система, неокортекс (рассмотренные в статье "Уровни творческого мышления"), оба полушария. Так как ни одна из этих областей мозга, взятая в отдельности, не в состоянии функционировать так полноценно и творчески, как если ее стимулируют и поддерживают выходные сигналы, поступающие из других областей. Именно это имеет в виду интегральный способ познания (переработки и последующей трансляции отчужденного знания). Общеизвестное образное мышления, автоматически "включающее" все модальности, включено в совершенствование интегрального мышления как обязательная программа.
Правое и левое полушария. Функциональная асимметрия полушарий. Передний мозг разделен на 2 полушария. Они покрыты корой – слоем первых клеток. Кора отвечает за организацию, планирование, оценку, память, сообщения, творчество. Она формирует и развивает высшие интеллектуальные навыки, которые присущи только человеку. Специализация обеспечивается полушариями.
Левое полушарие обеспечивает приоритетно сознание-мышление, решение проблем, познание точных наук, аналитическое мышление, программирование на компьютере. Это "логическое" полушарие.
Правое полушарие обеспечивает приоритетно чуства-интуицию, творческий потенциал, искусство, синтетическое, интегральное (системное) мышление. Это "артистическое" полушарие.
Полушария тесно взаимосвязаны крупной структурой, которая включает 300 млн. нервных волокон и называется мозолистым телом. Интеграция обеих сторон мозга, их сотрудничество дает объединенные логические и творческие навыки. Каждая половина мозга дополняет и улучшает работу другой. Мозг бифункционален. Но наиболее эффективное творческое и интеллектуальное функционирование происходит в результате взаимодействия полушарий. Опыт взаимодействия приобретается одновременной обработкой информации от обоих полушарий.
Левое полушарие управляет правой стороной тела, речевыми способностями, языком и последовательной логической деятельностью. Его символ – алфавит, практическое мышление, реальные процессы (бытие). Оно обусловливает классические компоненты интеллекта, математические и лингвистические способности.
Процессы "левостороннего мышления" характеризуются логичностью, последовательностью, линейностью и рационализмом. Эта половина мозга отличается высокой организацией. И хотя в основе ее функционирования лежит связь с реальным миром, она способна на абстрактные и символические интерпретации. В режимах ее мышления используются методические задачи словесного выражения, письма, чтения, слуховых ассоциаций, нахождения деталей и фактов, фонетика и символизм.
Гемисферология – область медицины, изучающая функции каждого полушария мозга, принесла еще одно открытие миру, подтверждающее необходимость равномерного развития. Во время операций на мозге было впервые сделано открытие, что кинестетические навыки локализованы в правом полушарии. С тех пор список навыков и способностей полушарий серьезно изучался и значительно расширился. Модель, основанную на гемисферологии, называют полушарной моделью. Вот ее основные принципы.
Области сознания
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Логическое |
Интуитивное |
Анализ приведенной модели показывает, что основной образовательный поток (конвейер, как его называет Гриндер, стр. 28 -30) – рассчитан на левополушарников, как бы, исключая правополушарников из образовательного процесса, которым до всего приходится "доходить" самим.
Навыки, связанные с полушарной специализацией
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Письмо |
Случайное осознавание |
Правое полушарие управляет левой стороной тела, невербальным поведением (языком "мимики и жестов"), пространственным воображением и восприятием, одновременными действиями и артистической или художественной деятельностью. Его символы – иероглифы, абстрактное мышление, виртуальные процессы (сознание).
Режимы "правостороннего мышления" по своей природе неупорядочены, бессистемны, интуитивны, имеют целостный характер. Эти режимы хорошо подходят для обработки неречевых методов восприятия, чувств и эмоций, за счет их реализуется "хаотическое" осознание – ощущение присутствия объектов или людей, возникает чувство пространства, происходит распознавание форм и структур, восприятие музыки, предметов искусства, цветовое восприятие; за счет деятельности "правостороннего мышления" обеспечивается способность зрительного представления различных объектов.
При отключении (поражении) левого полушария резко падает способность распознавать смысл слов: правое полушарие, оставшись в одиночестве, страдает смысловой глухотой – человек слышит слова, но не понимает, что они значат, воспринимает только интонацию. Естественно, что в таком состоянии невозможны никакие абстрактные рассуждения, но привычные эмоциональные связи с миром не рвутся. Образное восприятие при таком поражении не страдает, а даже обостряется. Человек озабочен своим состоянием, стремится выздороветь, пытается левой рукой компенсировать отсутствие подвижности правой. (Левое полушарие управляет правой рукой, а правое – левой.)
При отключении правого полушария человек плохо ориентируется во времени и пространстве. Ему кажется, что время растягивается, течет медленнее или вообще останавливается. Иногда оно как бы раздваивается, и человек чувствует себя живущим сразу в двух временах. Знакомая обстановка кажется никогда прежде не виденной и, наоборот, заведомо новая ситуация кажется знакомой. Происходит отчуждение от действительности, человек воспринимает других людей как фарфоровых кукол, марионеток, а сам себе кажется бесчувственным автоматом. Он не различает мужчин и женщин, не распознает привычные прежде предметные шумы (гудение мотора, звон будильника), совершенно не воспринимает музыку. Иногда такой человек "теряет себя" или "уходит в другое пространство". Он забывает все, что происходит с ним и вокруг него, не ориентируется в обстановке и пытается восполнить пробелы в памяти выдумками. Этим людям свойственны благодушие и болтливость, они часто проявляют бестактность по отношению к окружающим. У них обычно прекрасное настроение, они не осознают и не переживают болезнь. О плохо действующей левой руке забывают, восстановление ее функций идет медленно.
Угнетенность любого из полушарий у совершенно здорового человека сопровождается именно этими симптомами, только не в такой обостренной форме. Но проявление гипертрофированности одного по отношению к другому всегда сказывается на поведении ученика. Если не обратить на это внимание, результирующий дисбаланс может ввергнуть ребенка в стрессовое состояние и привести к психическим и физическим расстройствам. Учитель обязан владеть приемами "выравнивания", вывода из дисбаланса.
Выходит, что в каждом человеке как бы живут два существа, и одно главенствует над другим. Как левостороннику понять правосторонника? Но учитель обязан понимать всех, это специфика его труда – понимать и объяснять. Поэтому у избравших эту профессию развитие полушарий должно быть равномерным, чем и является ИКСМ.
Оба полушария имеют равное значение. Люди, в одинаковой степени пользующиеся обоими полушариями, в буквальном смысле тяготеют к равновесию всех сторон жизни, что очень важно для профессии учителя. В этом случае учитель имеет возможность выбирать режим мышления, наиболее подходящий для возникшей ситуативной задачи.
Количество ассоциативных связей как критерий и фактор гениальности
Уникальность мозга в том, что он развивается только в процессе своей эксплуатации. Чем больше его используешь, тем больше развивается память, легче вспомнить полученную ранее информацию, легче сформулировать новые идеи.
Долгое время считали, что мерой гениальности является количество нейронов мозга человека. А количество нейронов не увеличивается: с чем пришел, с тем и ушел. Поэтому однозначно считалось, что гениальным надо родиться. Исследования же показали, что главная модель мозга действительно сформирована от рождения, но развивается она в течение всей жизни. Оказывается, надо сохранить в себе творчество (именно сохранить), потому что рождаются творческими практически все.
Еще Пифагор заметил, что знания не прибавляют ума. А в 1911 году отец нейроанатомии Сантьяго Рамон-и-Кахаль обнаружил, что количество соединений между нейронами (синапсов) является мерой гениальности, причем этот показатель оказывается более существенным, нежели общее число нейронов. Это же доказала и Марианн Даймон, нейроанатом при Калифорнийском университете в Беркли, в начале 80-х XX столетия опубликовав результаты своего эксперимента, который она проводила на крысах.
Она поместила крыс в обстановку, стимулирующую развитие: их клетки были наполнены качелями, лесенками, "беличьими колесами" и разнообразными игрушками. Другие же крысы были помещены в совершенно пустые клетки. В стимулирующей среде крысы не только дожили до трех лет (что соответствует примерно девяноста годам человека), но у них увеличились размеры мозга. Между нервными клетками вырос целый лес новых соединений в форме дендритов и аксонов – тонких разветвленных структур, передающих электрические сигналы от одной нервной клетки (нейрона) к другой. Крысы, обитавшие в обычных клетках, умирали раньше. Их мозг имел значительно меньше межклеточных соединений, чем у стимулировавшихся собратьев, и в какой-то момент развитие животных останавливалось вовсе.
Что же происходит? Вот нейроны (представим их образно), это нервные клетки мозга. Неокортекс содержит их от 12 до 15 миллиардов. Эти клетки могут взаимодействовать с другими клетками, посылая колебательные сигналы вдоль отростков, называемых дендритами. Если каждый нейрон способен взаимодействовать с другими нейронами из своего окружения, то это значит, что в одном лишь головном мозге человека потенциальных взаимодействий между его клетками может быть больше, чем атомов во Вселенной! И эти взаимодействия (плюс к данному от рождения количеству нейронов) определяют нашу способность к познанию.
Во время первого контакта масса энергии уходит на то, чтобы добиться соединения. Впоследствии, по мере образования все более толстого слоя миелина, это происходит со все меньшими энергетическими затратами. В конечном итоге после достаточного числа повторений соединение оказывается настолько "промиелинированным", что способно без усилий функционировать при образовании других соединений, оно становится самодостаточным для связи. Вот эта глиальная самодостаточность, вернее, увеличение количества таких самодостаточных участков, и является мерой гениальности.
В доказательство своего эксперимента Марианн Даймон изучала фрагменты мозга Эйнштейна и не ошиблась: в левом полушарии ей удалось обнаружить повышенное число глиальных клеток. Даймон назвала этот нейрологический коммутатор "ассоциативной областью других ассоциативных областей мозга".
Чем активнее мы учимся, тем больше возникает таких соединений. Учеба развивает мозг. Это дает импульс к новой учебе. Если не использовать мозг, его функции можно потерять. Мозг активно используется в процессе интеллектуальной деятельности. Использование мозга приводит к росту его возможностей. В этом смысле он подобен мышцам. Интеллектуальная форма, как и физическая, требует поддержки. И напротив, стоит нам прекратить обучение и позволить мозгу погрузиться в застой, соединительные клетки начинают отмирать.
Здесь и кроется отличие специфики преподавателя-воспитателя (преподавателя-фасилитатора) от специфики ученого: ученый может быть узким специалистом, а преподаватель-фасилитатор – нет. Становится понятным, почему великие специалисты в своей области: музыканты, спортсмены, ученые и т.д. не всегда могут стать такими же великими учителями. Учитель – это профессия, требующая своего, специфического таланта и особых профессиональных качеств.
Стать великим деятелем в своей области достаточно при хорошем развитии характерных данных (способностей) определяемых именно этой областью деятельности. Можно сказать, что гении (в какой-то мере – узкие специалисты). Учитель должен не только иметь специфические умения, необходимые для выбранной им специализации, но и (в отличие от ученого) уметь их развивать в постороннем для него человеке, ставшем его учеником. Для этого он должен обладать хорошо развитой ассоциативностью, т.е. быть личностью разносторонне развитой, чтобы иметь возможность повернуться к ученику необходимой для него "гранью".
Значит, модель мышления учителя, кроме равномерной развитости, должна быть еще и многосторонней.
Сознательное и бессознательное в творчестве. Бессознательное как подсознание и сверхсознание
Творческий процесс бессознательным начинается, в какой-то мере, бессознательным он и заканчивается.
Импульс к конкретному виду (способу) творчества, выделенному из всего абстрактно огромного, зарождается в неведомых (пока) для человека недрах его собственной сущности. Затем, принятый и обработанный человеком сознательно, превращенный в продукт творчества, он отчуждается от своего творца и по отношению к нему, становится самостоятельным, а, следовательно, не управляемым более его сознанием, т.е. его новым бессознательным. Другими словами: появившись из небытия, он в небытие и уходит. Так же уходит и ученик.
Р.Ассаджоли в "Психосинтезе" анализирует бессознательное как низшее, среднее, высшее (сверхсознание) и коллективное. Бессознательное низшее – это простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела и т.д., различные патологические проявления, такие как фобии, мании, навязчивые идеи и желания. Бессознательное среднее – это область, состоящая из психических элементов, сходных с психическими элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. Именно здесь, по мнению Ассаджоли, происходит усвоение полученного нами опыта; здесь, прежде чем родиться в свете сознания, зарождаются, развиваются и созревают плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения. Так есть – это зона зарождения творчества. Высшее бессознательное (сверхсознание) – это область, из которой человеку являются высшие формы интуиции и вдохновения – художественного, философского и научного, – этические "императивы", стремление к человечным и героическим поступкам. Это источник таких высших чувств, как альтруистическая любовь. Коллективное бессознательное – это действие между человеком и другими людьми, а также окружающей человека психической средой, между которыми постоянно протекают процессы "психического осмоса" (осмос – проникновение раствора через полупроницаемую перегородку, разделяющую растворы разной концентрации).
Если в сознании все основные чувства, которыми человек связан с миром, и которые поставляют ему информацию об этом мире, четко и ясно разделены: вкус – это только вкус, цвет – только цвет и так далее, то в подсознании – они синестетичны, т.е. слиты. Если это вкус, то он имеет цвет, запах, форму и т.д. Если это цвет, то он имеет звук, запах, форму, осязательные ощущения и т.д. Поэтому (а не только по объему площади, им занимаемой, если пользоваться схемой Р. Ассаджоли) подсознание сильнее сознания. Если сознание видит только цвет, то подсознание чувствует весь образ этого цвета, у него возникает и "оживает" целая картина, которая может стать открытием, как в искусстве, так и науке.
Без включения подсознания невозможно сделать открытие. Но какое бессознательное является основой творчества педагога? Что обрабатывает его сознание? С этим педагогу необходимо разбираться самому, сознательно ведя себя на высшие ступени бессознательного, и за счет сознательного усиления сверхсознания минимизировать низшие. Так как для учителя среди трех его "бессознательных помощников" другом может быть только высший: просветление и альтруизм.
ИКСМ – это модель мышления, которая сознательно строится на принципах высшего бессознательного.
ИКСМ как креативность, сориентированная на сотворение
Креативный стиль мышления – это мышление, способное на сонастраивание своей внутренней мыслительной лаборатории в соответствии с необходимой внешней по отношению к нему.
Современные философия и психология склонны видеть в личности не данность, а поиск, не нечто сотворенное, но творящее, активное начало, использующее в процессе самосозидания весь материал культуры. Отсюда требование креативности у педагога.
Внутренняя модель внешнего мира зависит от сложившегося образа мышления человека, это его мировоззрение, его система ценностей – сложная система. И конечно, она развивается. Но "своеобразие развития сложных систем состоит в том, что происходящие в них изменения нередко являются результатом стремления системы к сохранению достигнутого уровня организации. Социальным и живым системам свойственно стремиться к сохранению своей внутренней модели внешнего мира, уже доказавшей свою достаточно высокую адекватность внешнему миру". (Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И).
Однако внешняя модель мира, будучи в непрекращающемся творческом процессе, постоянно меняется, независимо от внутренней, даже самой гениальной модели, какой бы адекватной для своего времени она ни была. Ритм развития внешнего мира по отношению к ритму развития внутреннего мира человека различен в связи с различной временной протяженностью их материального бытия. Происходит дисгармония, которая наблюдается в проблеме "отцов и детей" и которая в скрытом варианте присутствует в педагогике, где "отцы"- учителя обучают "детей"- учеников.
Течение времени изменить нельзя, но вполне доступно изменить стиль мышления, для этого оно должно быть креативным: продуктивно меняющимся.
Преподаватель, если он действительно хочет быть лидером, должен уметь сонастраиваться по отношению к окружающей сфере: выстраивать свою внутреннюю модель мира в соответствии с меняющейся (или изменившейся) внешней моделью. Это совсем не значит – менять моральные устои, это значит – именно сонастраивать (не перестраивая) свою индивидуальную модель мышления по отношению к другой индивидуальной или общественной модели.
Креативный стиль мышления – это гибкое мышление, способное к модификации. Сама по себе креативность является, прежде всего, подвижностью мыслительной лаборатории человека. Преподавателю, постоянно имеющему дело с молодыми формирующимися поколениями, такое свойство профессионально необходимо.
Особенно важна подвижность внутренней модели преподавателям вуза, специфика работы которых предполагает постоянное "вхождение" в уже готовые структуры, будь то группа или курс. Не ощущая иногда даже коренных различий в моделях мышления, консервативные преподаватели заставляют структуру приспосабливаться под себя. Это может иметь положительный эффект только в том случае, если модель учителя очень сильная и не совсем отсталая. А если внутренняя модель мира безвозвратно устарела? А педагог неукоснительно продолжает структурировать и транслируемое им знание и свое поведение по ее подобию? Молодое поколение на подсознании (по энергетическому потоку) принимать структуру, выстроенную на уходящей в прошлое модели, не будет по принципу выживания: старое должно отмереть. Наблюдается конфликт, далеко не улучшающий образовательный процесс, а иногда даже и разрушающий.
Педагог, не способный почувствовать модель, с которой работает, находится в небытии, которое, являясь на самом деле ирреальным бытием, развивается по своим внутренним законам, независимо от требований преподавателя. Если же преподаватель будет это бытие, являющееся для него небытием, строить по своим внутренним законам – оно может не просто не подчиниться, а полностью игнорировать данную образовательную микросреду. Чтобы подчинить молодую модель своей системе ценностей без вреда для будущего, педагог должен не только понимать, но и ощущать эти модели, как свою собственную. В ином случае, педагог может просто разрушить какую-то из моделей: свою или доверенную ему обществом. Педагогическая креативность – это умение отрешаться от привычных удобных установок.
"Установка – это устойчивый целенаправленный, последовательный характер протекания деятельности. Она выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях… Эффекты установки (часто губительные) обнаруживаются только при изменении условий протекания деятельности" (Кр. психолог. словарь).
Развитие ИКСМ автоматически отрицает однозначность инициации творчества разрушением. Необходимо совершенствовать, сохраняя и объединяя на основе своей креативной модели все наилучшее.
Педагогическая креативность – не творчество ради самого творчества, а творчество, дающее импульс, рождающее творчество студента. Не элементарно придумать что-то красивое: развесить плакаты, рассказать, поиграть перед… или с аудиторией, а отобрать именно такие методы, которые бы затронули творческие струны молодой, вверенной тебе души, активизировали индивидуальный творческий потенциал собственно этих, внимающих тебе в данный момент студентов.
Педагогическая креативность – это создание креативного поля, способствующего взращиванию (раскрытию) творческости студентов. Это не просто творчество обучения и воспитания, а сотворение мира для творческого обучения, в котором само сотворение и является воспитанием.
Креативность – слово латинского происхождения: креатура – создание, творение; креатио – сотворение. То есть смысл слова "креативность" - двоякий: творение и сотворение.
Творение – это претворение одной или нескольких основ во что-то иное, но в котором заложенные основы просматриваются довольно четко.
Сотворение – (со – совместное); творчество, совместное с кем-то (преподавателя со студентом); или настолько новая реальность, что заложенные основы почти не просматриваются, так как оказываются растворенными в новом. Сотворение – это явно выраженное новое модельное качество.
Перефразируя философское определение жизни можно сказать, что педагогика – это совокупность некорректно поставленных вопросов, которые надо суметь решить учителю и научить этому своих учеников. А так как жизнь – это творческая эволюция, не совпадающая с ней педагогика, просто ломает формирующееся поколение.
ИКСМ как альтруистическая система ценностей
Стремясь к гармоничному развитию личности педагога, мы делали упор на равномерном развитии всех пяти внешних чувств. Но, развивая эти чувства, человек увеличивает силу рептильного ствола, а вместе с ним и силу эгоизма. Казалось бы, выхода нет: или развивать свою жизненную силу, увеличивая тем самым нелюбовь к окружающему миру, или развивать лимбическую систему, неокортекс, теряя силу жизненную. Однако выход человеку дан и подтвержден его физиологией – это его человеческое сердце, которое является средоточием альтруистической любви, являясь, с точки зрения физиологии, аномалией.
В человеческом организме мышцы делятся на волюнтарные и неволюнтарные. Все волюнтарные контролируются нервной системой, как мышцы рук и ног. Они состоят как из продольных, так и поперечных волокон. Практически все мышцы являются исполнителями человеческих желаний и напрямую связаны с мозгом, где ум объединен с желаниями и царствует безраздельно. Есть у человека и неволюнтарные мышцы, которые сформированы из продольных мышечных волокон и связаны с функциями, не контролируемыми волей: переваривание, дыхание и т.д.
Вышесказанное относится ко всем мышцам, кроме сердца, которое, являясь неволюнтарной мышцей, имеет поперечные волокна, как мышца волюнтарная. Поэтому, сердце не подчиняется ни воле, ни разуму.
В диалоге "Пир" Платон строит свою знаменитую лестницу Любви и Красоты: от единичного прекрасного тела – к прекрасным телам вообще, затем – к красоте души, затем – к наукам и т.д. – до самого прекрасного вверх. Случайна именно такая градация: вначале к красоте души, и только затем – к наукам? Скорее всего, нет. Первоначально человеку необходимо открыть свое сердце, только потом перейти к постижению наук, т.е. овладению окружающим пространством при помощи ума. Тогда бы и не было современного постмодернистского разочарования в идеалах науки и гуманизма, именно потому, что научные познания оказались впереди духовных исканий. Но педагогика, в отличие от других наук, "представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни". (Педагогика: В.А. Сластенин и др.,стр. 76.) Именно в связи с этой спецификой, духовное в педагогике должно идти впереди научных изысканий. И энергетическая составляющая жизнеобеспечивающего потока должна быть пронизана самым конструктивным человеческим чувством – любовью.
Все великие учителя были человеколюбивы: Сократ, Платон, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский. Учитель – это знания + открытое сердце, излучающее любовь. Не влюбленность в избранных, а излучение самим своим бытием чувства любви к миру.
Одна из сторон педагогики – наука – связана с мозгом, где человеческий ум объединен с желаниями, которые более всего способны рождать отрицательные эмоции: жадность, зависть, злость и т.д., являющиеся проявлениями человеческого эгоизма, явно выраженными деструктивными качествами. Открытое сердце – это альтруистическая (альтер (лат.) – другой) любовь, интуитивный импульс к созиданию, основа сотворения, а не разрушения. Поэтому прежде, чем выйти к ученикам, учителю необходимо раскрыть свое сердце. Альтруистическая любовь – основа педагогики вочеловечения, ярко выраженная биофилия, жизнь во имя жизни (Э.Фромм). Это нить Ариадны, которая укажет путь из лабиринтов любых систем, выстроенных не всегда человеколюбивым разумом. Открытое сердце при любой системе найдет путь к ребенку.
Суперинтеллектуальная интуиция, о которой мечтал А. Бергсон – это развитый ум + открытое человеческому миру сердце. Это высокое бессознательное (Р. Ассаджоли). Это учитель, который обращен к будущему мира, для которого он формирует поколение. Он пронизан верой в людей. Педагогический альтруизм – солнце, которое светит всем. И это основа интегрально-креативного стиля мышления, который включает: равномерную развитость действующих каналов восприятия: визуального, аудиального и кинестетического; гармоничное восприятие информации: и конкретное и абстрактное, в зависимости от сути информации или доминантности мышления эту информацию дающего, что минимизирует или вообще сводит на "нет" процент искажения при преломлении; информационные миры креативности, находящиеся в единстве: интеллект и чувства (как внутренние, так и внешние); синхронное развитие обоих полушарий мозга, взаимодополняющих друг друга; рептильный ствол, лимбическая система и неокортес, работающие с нужной приоритетностью; наличие развитой ассоциативной сети; конструктивность, конгруэнтность, альтруизм; коэволюционное (совместное) развитие креативно-интеллектуального потенциала ученика и учителя.
Так в общих чертах выглядит интегрально-креативный стиль мышления (ИКСМ), развитие которого можно начинать одновременно с разных сторон. При благоприятных обстоятельствах процесс развития ИКСМ может проходить самостоятельно (стихийно) – в ходе естественного внутреннего роста учителя, питаемого разнообразным педагогическим опытом; но бывает, что и при постоянном педагогическом труде процесс идет очень медленно. При любых обстоятельствах, однако, его можно значительно ускорить путем целенаправленного сознательного действия и применения надлежащих активных методов. Именно интегральная креативность педагога является основой диалектики педагогического взаимодействия.
Список использованной литературы:
- Ассаджоли Роберто, Психосинтез: теория и практика. – М.: "REFL- book", 1994, - 314с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И.Введение в философию образования. – М.: Издательская корпорация "Логос", 2000. – 224с.
- Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.; Политиздат,1985. – 431с.
- М. Гриндер, Л. Ллойд, НЛП в педагогике – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001 – 320 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512с.