Вопросы творческой деятельности: Электронное научное издание
(научно-практический журнал) URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru
Материал по теме "Очерки истории педагогики"
ГЛАВА 1. Русская школа в первой четверти XVIII в.
1.4. Цифирные (арифметические) школы
ОИП 005                                                                Декабрь 2020

Весь материал защищен законом об авторском праве. Ссылаться на эту работу следует следующим образом:
Школа математических и навигацких наук. Морская академия /Очерки истории педагогики.
Глава 1. // Вопросы творческой деятельности: электронный научно-практический журнал. – 2020. – №3 (декабрь). – ОИП 005. –URL:http://tvorcheskaya-deyatelnost.ru/ocherki-istorii-pedagogiki

 

1.4. Цифирные (арифметические) школы

 

1716 г. Арифметическая школа. г. БелгородВ начале XVIII в. правительство Петра I сделало первую попытку создать на всей территории России сеть государственных общеобразо­вательных начальных школ, которые давали бы учащимся знания в чте­нии, письме, арифметике, подготовляли их к государственной светской и военной службе, для работы на заводах и верфях, к обучению в про­фессиональных школах. Организация общеобразовательных школ про­водилась через Военную, Адмиралтейскую и другие коллегии, магистра­ты, а также церковь, в распоряжении которой имелись необходимые для этого средства (помещения, учителя, известный педагогический опыт). Государственные школы для обучения детей грамоте и счету создава­лись при архиерейских домах, при верфях, горных заводах, воинских частях.

Первые школы подобного типа были открыты по инициативе А. А. Курбатова в 1711 г. в Архангельске, где он исполнял должность вице-губернатора.

28 февраля 1714 г. Петр I издал указ об открытии во всех губер­ниях при архиерейских домах и в больших монастырях цифирных, или арифметических, школ, в которых надлежало «учить цифири и некото­рую часть геометрии». Этим актом вводилось обязательное обучение для «дворянских и приказного чина, дьячьих и подьяческих детей от 10 до 15 лет»[1]. Вскоре к обучению в цифирных школах стали привлекать­ся дети духовенства и купечества. Учить детей крепостных крестьян в этих школах категорически запрещалось. Военная и гражданская служ­ба дворянина теперь требовала предварительного исполнения учебной повинности, без чего невозможным становилось продвижение по службе. Ему запрещалось жениться, пока он не пройдет курса «цифири». Это начальное образование дворянина дополнялось «солдатской школой» (службой) в гвардейских полках, обучением в столичных специальных учебных заведениях, учением за границей.

Для преподавания в открываемых цифирных школах использовались воспитанники Московской школы математических и навигацких наук и Морской академии.

Организация школ натолкнулась на большие препятствия. Сохра­нившаяся обширная переписка по этому вопросу говорит о том, что очень многими это воспринималось как тяжкое бремя. Местные духов­ные власти, которым поручались заботы о материальных нуждах школ, не оказали им должной поддержки, нередко отказывались предостав­лять помещения для них и выделять средства на содержание учителей. Так, вологодский и белозерский епископ Павел писал: «Школьному учи­телю Михаилу Литвинову школы отвести негде, удобных палат нет... за оскудением домовой казны давать ему не из чего». Лишь после многократных и грозных предписаний Сената об устройстве школы епис­коп Павел вынужден был сообщить, что «для учения велено школьному учителю Михаилу Литвинову иметь школу... в доме подьячего Ивана Иевлева», а «столы и скамейки и для отопления той школы дрова иметь из дому... епископа» [2].

Большие трудности возникли и с набором учащихся, так как роди­тели, чаще всего дворяне, отказывались отдавать мальчиков в школы, находившиеся на большом расстоянии от их места жительства. Жесто­кие дисциплинарные меры, применяемые в школах, также не располага­ли к ним детей и родителей. Но Сенат по-прежнему обязывал местные власти составлять списки детей, подлежащих обучению, проводить смотры дворянских детей и пригодных из них к обучению в принуди­тельном порядке отсылать в школы[3]. Учителям предлагалось выдавать ученикам по окончании школы «свидетельствованные письма за своею рукою» и следить, чтобы без таких свидетельств им не давали «венчальных памятей» (то есть разрешения жениться).

Суровые меры не принесли желаемых результатов, и учителя, цифирных школ постоянно жаловались на отсутствие учащихся. Одно со­словие за другим просило царя об освобождении от принудительной повинности учить сыновей в новых школах. В 1716 г. от обязательного обучения в цифирных школах освобождаются дворянские дети [4]. Господ­ствующий класс получил привилегию обучать своих детей дома и в сто­личных школах. В 1720 г. из разных городов стали поступать челобит­ные об освобождении детей посадского населения от обязательного обучения в цифирных школах. Петр 1 удовлетворил просьбу купцов и приказал принимать в учение посадских детей только по желанию их родителей. Вместе с тем Петр I в «Регламенте Главного магистрата» (1721) потребовал не пренебрегать государственными школами, оказы­вать им всяческое содействие и магистратам всех городов заботиться о содержании малых школ для обучения детей чтению, письму и ариф­метике [5].

Число детей, подлежащих обязательному обучению в цифирных школах, все уменьшалось. В 1722 г. в связи с изданием «Духовного регламента» (1721) и организацией архиерейских школ (см. стр. 32— 34) Сенатом было указано обучать детей духовенства в этих новых школах.

Таким образом, в конце концов, все сословия, за исключением тех, кого именовали разночинцами, были освобождены от обязательной по­сылки детей в цифирные школы.

По данным Адмиралтейской коллегии, в России было открыто 42 цифирные школы, из них в 1716 г.-—12, 1719 г.—1, 1720 г.—3. 1721 г.— 10. 1722 г. — 15, 1723 г. — 1. К 1722 г. в цифирные школы было направ­лено 1389 учащихся, а окончило их всего 93. В 1726 г. из 42 школ ра­ботало только 25. В числе закрытых школ значились Переславльско-Залесская, Калужская, Новгородская (эта школа была восстановлена в 1735 г.), Псковская, Соликамская, Архангельская, Вятская, Киевская, Белозерская, Углицкая, Пензенская, Бахмутская, Тульская, Орловская и др. О движении учащихся в 25 действовавших за десятилетие (1716— 1726) школах имеются следующие данные: в них было направлено 2051 мальчик, из этого числа выбыло по разным причинам, не начав курса обучения, 1544, продолжало учиться 507, окончило полный курс 302  [6].

Из числа детей, направленных в школы, значились дети разных слоев населения: приказного чина — 374, церковников — 931, монастыр­ских— 45, солдатских, драгунских, казачьих, пушкарских — 402, дворян­ских— 34, боярских—18, каменщичьих, кузнецких и плотничьих — 12, посадских — 93, не означенных в звании—142. Преобладали, следова­тельно, дети духовенства, солдат и приказных людей (то есть мелких служащих государственных учреждений) [7].

Цифирные школы не смогли утвердиться. Они не получили под­держки в кругах дворянства и духовенства, стремившихся обособить своих детей от других сословий. Для посадских жителей школы были очень неудобными, так как находились далеко от торговых центров и посадов, общежитий и интернатов при них не имелось. Эти школы не имели достаточных средств на содержание учителей и учащихся. Гру­бые принудительные меры, применяемые при наборе в школы и в про­цессе обучения, создавали также отрицательное отношение к ним.

Адмиралтейская коллегия пыталась сохранить математическое обу­чение, принятое в цифирных школах, путем соединения этих школ с архиерейскими и передачи их на содержание Синоду. С таким предло­жением коллегия вошла в Верховный тайный совет в 1726 г. И хотя Со­вет принял это предложение[8], церковь не посчиталась с мнением свет­ских властей и способствовала ликвидации цифирных школ, начавшей­ся с конца 20-х гг. XVIII в.

15 сентября 1744 г. состоялся указ Сената «О соединении в губер­ниях и провинциях арифметических и гарнизонных школ в одно ме­сто...». Цифирные школы были оставлены в Новгороде, Костроме, Юрьеве-Польском, Свияжске и Твери[9]. В некоторых городах цифирные школы были слиты с горнозаводскими.

Хотя цифирные школы не смогли утвердиться в качестве основного типа русской школы, все же в развитии русской педагогики они имели важное значение. Они являлись первыми светскими государственными школами в провинциальной части России. Их сеть была относительно разветвленной. В них велось обучение арифметике, начальной геомет­рии, географии. Опыт цифирных школ послужил основанием для орга­низации учебной работы светских школ других типов — адмиралтейских гарнизонных и горнозаводских. Многие учителя цифирных школ пере­шли на работу в эти школы и продолжали плодотворно трудиться в об­ласти начального обучения.

 

[1] Полное собрание законов Российской империи   Т   V   СПб.,  1S30, № 2778, стр.   86

[2] Государственный архив Вологодской области, ф. 496, д. 636, л. 1.

[3] См.:   Полное   собрание   законов   Российской   империи.   Т.   V.   СПб.,   1830,   №   3447,   стр.   751—752.

[4] См.: там же, № 2979, стр.  189.

[5] См.:   Полное  собрание  законов  Российской  империи.  Т. VI.  СПб.,   1830,  №  3708,   стр.  302.

[6] См.:    Сборник    императорского   Русского   исторического   общества.   Т.   56.   СПб.,    1887,    №    159, стр. 316—321.

[7] См.:   Сборник    императорского    Русского    исторического    общества.    Т.   56.   СПб.,   1887,   №   159, стр. 316—321.

[8] См.: там же, стр. 316—319.

[9] См.:   Полное    собрание   законов   Российской   империи.   Т.   XII.   СПб.,   1830,   №   9054,   стр.   247—251.