Дронова Т.А.
Критерий продуктивности образовательной среды
Ключевые слова: Закон Парето ("пирамиды"), система "группа студентов-педагог", связь элементов образовательной среды.
Аннотация: если применить "правило пирамиды" к образовательному процессу, то становится ясным, что педагогический принцип 100% результативности в успеваемости или посещаемости нежизнеспособен. Живая система (а обучающийся коллектив именно живая открытая система) не может быть подчинена правилу неорганического тела (кирпича, например), в котором длительное время не происходит никаких видимых изменений.
Все логические процедуры и технические приемы педагогических технологий группируются вокруг таких понятий, как диагностика, проектирование и продуцирование педагогического результата. В основе диагностирования лежит специфический набор действий, дающих возможность судить в целом об интересующем исследование процессе. Сложность, что продукт педагогического творчества скрыт во времени, далеком или близком будущем, которое и проявит эффект, заложенный педагогом. Однако и в настоящем моменте присутствуют некоторые критерии эффективности образовательного процесса, которые можно использовать, не дожидаясь далеко обозримого будущего.
Наряду с общепринятой зачетно-экзаменационной системой, определяющей качество воспринятого студентами знания, и являющейся своеобразным критерием качества образовательного процесса (хотя это не всегда так), существует и такой критерий как заинтересованность самих обучающихся в данном образовательном процессе, т.е. при свободном посещении занятий внешним критерием эффективности образовательного процесса будет посещаемость студентами лекций конкретного педагога.
Приобретение знаний как базовое условие для овладения будущей профессией, дающей возможность личностного становления, заложено в самой основе образовательного процесса вуза. Но учебным материалом, можно овладеть и автодидактически, особенно в наше информационное время, а вот стабильная посещаемость при свободе выбора, говорит именно о продуктивности образовательной среды, созданной педагогом. И здесь возможно несколько путей развития системы "группа студентов" относительно системы "педагог".
Принцип Парето
Итальянский экономист Вильфредо Парето (1848 – 1923гг.) открыл закономерность "80/20", которая получила название Закона "пирамиды" и получила подтверждение на практике в самых различных сферах (рис.). Смысл данной закономерности в том, что за первые 20% лимита времени человек достигает 80% результата, а за оставшиеся 80% - всего лишь 20% результата. 20% ошибок обусловливают 80% потерь; 80% ошибок обусловливают 20% потерь. Во многих сферах, даже в искусстве, применяется это правило, и везде оно "работает".
И если применить "правило пирамиды" к образовательному процессу, то становится ясным, что педагогический принцип 100% результативности в успеваемости или посещаемости нежизнеспособен. Живая система (а обучающийся коллектив именно живая открытая система) не может быть подчинена правилу неорганического тела (кирпича, например), в котором длительное время не происходит никаких видимых изменений. Поэтому 100% результат – это гипотетическая цель, к которой надо стремиться, но не абсолютизировать, потому что 100% устойчивость открытой социальной системы – это фаза перехода в новую видовую категорию. 100% результат необходим только как точка отсчета.
Обозначим несколько возможных путей развития системы "группа студентов – педагог".
- группа 100% принимает образовательный процесс в лице данного преподавателя;
- группа принимает на 80%;
- группа принимает на 50%;
- группа принимает на 20%;
- группа вообще не принимает образовательный процесс в лице данного преподавателя.
Промежуточные варианты могут рассматриваться именно как промежуточные.
Если система развивается относительно свободно (то есть посещение лекций свободное), то 100% постоянного восприятия быть не может, это абсурд, это конструкция закрытой системы, сковывающей свободу, необходимую для формирующейся креативности. Наиболее способствующая усвоению информации модель открытая и свободная. Навязывание естественным (а значит – творческим) системам, т.е. человеческим группам, железобетонность искусственных моделей убивает в конце концов все проявления естественного творчества, что приводит систему к разрушению, потому что живой системе нельзя навязать ход развития, не соответствующий ее структуре. Следовательно, силовые методы здесь не продуктивны. Надо или принять данный ход развития системы, или менять структуру.
Если группа принимает данный информационный поток на 50% - это точка бифуркации в процессе развития системы "группа студентов – педагог", когда она может скатиться к распаду. Здесь педагогу уже надо задуматься, потому что группа как воспринимающая его система балансирует между "быть" или "не быть".
Если образовательный процесс идет только на 20%, то его как такового просто нет. То есть образовательная среда не выполняет своих непосредственных функций: обеспечивать данную группу информацией. Сама система "группа студентов" при таком положении вещей остается как бы "за" информационно-образовательной средой данного вуза: они друг друга не удовлетворяют.
Но бифуркационная точка системы "группа студентов – образовательный процесс», не означает наличие в данный момент бифуркационной точки в структуре самой системы "группа студентов". Изменения же в систему необходимо вносить, исходя из структурных особенностей наличествующей системы, а не гипотетико-теоретической. Изменить, не нарушая создавшейся конструкции, можно только через точку бифуркации, которую в таком случае придется создавать искусственно: революционно или эволюционно, но лучше коэволюционно, т.е. вначале войдя в структуру системы. В любом случае, это вариант довольно сложный: создать коэволюционный (т.е. безболезненный) момент бифуркации. Поэтому при неприятии группой образовательной среды, лучше скорректировать именно среду, чтобы группа, в ней находящаяся, скорректировалась сама по закону подобия.
Продуктивность образовательной среды
Если через образовательную среду проходят два потока – энергии и информации, которые необходимы для находящейся в ней живой системы "группа студентов", и зная, что основная мотивация обучающихся в их взаимодействии с образовательной средой направлена на решение, как минимум, двух основных задач: обеспечение своих потребностей в качествах данной образовательной среды, создание и использование защиты от негативных воздействий среды, а посещаемость только 20%, то можно сделать вывод: данная среда не обеспечивает потребности группы в качестве информации или энергии. Или же она энергетически столь негативна, что система "группа студентов" самозащищается: при свободной посещаемости это и выглядит как непосещение данной среды. При такой структуре образовательный процесс близок к нулю, следовательно, система как образовательная – нежизнеспособна.
Революционным способом разрушить все и на обломках создать новое? Не всегда продуктивно и не всегда возможно. Однако, возможно не разрушая, а только видоизменив систему, оптимизировать образовательный процесс. Для этого ее необходимо переструктурировать: заменить какой-то (не обязательно все) из элементов:
- преподавателя,
- группу,
- знаниевую составляющую;
- образовательную среду.
Но такая перестановка в вузе во время плановых занятий – дело не из легких, а образовательный процесс обязан быть оптимальным. Креативность педагога выходит в данной ситуации на первый план, именно он собственными силами может видоизменить образовательную среду, не выходя из аудитории и не меняя календарное расписание.
Для этого (изменения образовательной среды) в структуре достаточно лишь видоизменить связь или элемент образовательной среды, к примеру – энергетическую составляющую, т.е. способ подачи информации или всю информационную содержащую, переструктурировав знаниевый образ, который возможно устарел. Видоизменить энергетический поток педагог вполне способен, сменив гнев на милость, милость на гнев и т.д. Умение модифицировать структуру образовательной среды, в которую входят живые социальные системы говорит о мастерстве педагога. При наличии педагогического мастерства, точки бифуркации можно пройти, запрограммировав результат. Для этого педагогу надо уметь перестраивать свою внутреннюю модель в соответствии с внешней (какой для него является модель мышления студента), которая, одновременно с ним находится в одной образовательной среде и обе они являются внутренними по отношению к среде всего вуза или социума, являющимися в данном случае внешними. Чтобы это уметь, педагог должен обладать интегрально-креативным стилем мышления (ИКСМ).
1. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры. // В.А. Сластенин /Педагогическое образование и наука, 2008, № 12.